1.1 Необходимость государственного регулирования предпринимательства.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.
Прерогатива государства — обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики?.
Таким образом, предпринимательство в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого. Государство всегда регулирует современную экономику. При этом организационно-правовое воздействие направленно на стимулирование частной инициативы и помощь хозяйствующим субъектам путём создания необходимых условий для их успешного функционирования.
Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавшей по времени с переходом на ________________ ? Курс предпринимательства: Учебник для вузов. – В.Я. Горфиндель, В.А. Швандер, Е.М Купряков и др.: Под ред. проф. В.Я. Горфинделя, проф. В.А. Швандера. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – ст. 393
рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы; тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.
Для стабилизации рыночных отношений и преодоления экономического кризиса на государство возлагаются следующие основные функции:
1. Создание правовой основы. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные "правила игры", регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.
2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов предпринимательской деятельности. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом.
3. Стабилизация экономики, т.е. устойчивое развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы посредством проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.
Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.
4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой в гарантированном обеспечении всех работающих минимумом заработной платы, пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице; в обеспечении различных видов помощи малоимущим; в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и т.д. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.
5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция – один из основных регулирующих инструментов. Конкуренция — основа прогресса во всех сферах экономики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому одна из функций государства – защита конкуренции. При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятие – их слуга. При монополии ситуация резко изменяется и покупатель из хозяина превращается в слугу?.
Для Украины проблема создания конкурентной сферы и ее защита особенно важны на современном этапе, поскольку среда для настоящей конкуренции в стране еще не создана и экономика в значительной степени монополизирована.
Выход из создавшегося положения очевиден: демонополизация экономики – создание конкурентной среды – защита конкуренции. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и средства. _______________
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНЧНОЙ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
Реализация предпринимательства в Украине имеет большое число проблем, к основному числу которых можно отнести следующее:
- недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов, что есть следствием слабой финансовой политикой государства в отношении предпринимательства, что порождает трудности с получением кредита и высокая кредитная ставка;
- налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом;
- невыгодность инвестиций; конкуренцию; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров, недостаток культуры, опыта;
- неплатежеспособность и необязательность партнеров и клиентов; несовершенство банковской системы, недостаток собственных средств;
- чрезмерная бюрократизация и излишние администрирование развития предпринимательства со стороны государства, что порождает возможность вседозволие властей, коррупцию и взятки;
- неразвитости системы информационной поддержки предприятий, трудности со сбытом; поиском клиентов и потребителей;
- неразвитость системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в развитии наукоемких малых производств;
- государственное регулирование инновационного развития;
- низкий уровень материально-технического обеспечения малого предпринимательства, высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий, громоздкая отчетность;
- трудности с арендой; разрыв экономических связей, недостаток производственных площадей, проблемы собственности; кадровые проблемы;
- недоверие к власти со стороны предпринимательских кругов;
- отрицательное отношение к предпринимателям [13, c.17].
Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели в сфере бизнеса, свидетельствует, что пока не сформированы достаточно благоприятные условия, необходимые для развития предпринимательства вообще. Все это приводит к торможению развития предпринимательства, несмотря на усиление внимания в последнее время к этой проблеме со стороны государства. Кроме этого, сложившаяся экономическая ситуация с падением производства после прихода к власти в 2005 г. «оранжевой» правительственной команды, негативно воздействует на предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают реальные стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Однако не все так плохо в сфере предпринимательства, и оно имеет свои перспективы развития. Особенно актуальна проблема внедрения на рынок предприятий в свете последних изменений в экономике Украины. В условиях выхода из экономического кризиса появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно.
Но все это станет возможным лишь после того, как государство действительно займется бизнесом вплотную, а общество изменит свои взгляды на предпринимательскую деятельность в данной сфере в целом, и на самих предпринимателей, в частности.
Одним из наиболее важных направлений государственной поддержки предпринимательства должно стать льготное кредитование. Бизнесу нужен приток средств. Крупным предприятиям - с именем, авторитетом, банк всегда пойдет навстречу. А малому, особенно начинающему, вряд ли на обычных условиях дадут кредит. Поэтому льготное кредитование и страхование субъектов предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счет средств фондов поддержки предпринимательства является одной из насущнейших задач государственного регулирования и поддержки.
Кроме льготной кредитной политики следует применять и льготное налогообложение. Законами Украины должны устанавливаться льготы по налогообложению субъектов предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций.
Большую роль в государственной поддержке бизнеса должны сыграть фонды, государственные и муниципальные, основными направлениями деятельности которых, является:
- содействие в формировании рыночных отношений путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов, мероприятий в области предпринимательства;
- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе проектов в области предпринимательства, развитие конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;
- участие в форсировании работ по созданию инфраструктуры рынка;
- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию предпринимательства
В заключение проделанной работы следует еще раз отметить важность и актуальность предпринимательства в экономике любой страны, в том числе, и Украины. Динамизм, развитие и диверсификация форм бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах с развитой экономикой будет и дальше развиваться.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и Украина, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в стране. Тем более что имеющий глубокие корни в экономической истории Украины малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в Украине кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий.
Несомненна перспективность сектора бизнеса в современной экономике, и большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в украинском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области бизнеса, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всеукраинского рынка.
Однако все это возможно лишь после устранения ряда причин, ведущих к торможению развития предпринимательства.
Налоговая система и налоговая политика в Украине являются тормозом развития бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало финансовых средств. Работа созданной инфраструктуры для поддержки бизнеса остается только на бумаге.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования предпринимательства, так как сама система требует изменений.
Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке идти на нарушение закона. В этом случае применяемые репрессивные санкции будут на порядок более оправданы и эффективны.
Таким образом, можно сказать, что предпринимательство развивается не благодаря, а «вопреки» заботам государства, ведь предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП, становления так необходимого в Украине «среднего» класса.
Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно лишь при последовательном снижении уровня налогообложения, усиление контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов предпринимательства.
1. Видягин В.И. Экономическая теория (политэкономия): учебник для ВУЗов. – М., 2000. – 546 с.
2. Киселев А.П. Теория и практика современного бизнеса. - К.: Либра.
3. Курс предпринимательства: Учебник для вузов. – В.Я. Горфиндель, В.А.
4. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микро экономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В.Свиридович - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. Издательство ДИС, 1997.-736с.
5. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие. – М.:ИНФА-М, 2002.
6. Основы экономической теории: Учебник/С.В. Мочерный, В.К.Симоненко; под общей редакцией С.В.Мочерного-К.: О-во «Знания», КОО,2000.
7. Основи эк. Теорii : Пiдручник суспiльне виробництво/ред. Ю.В. Нiколенко-К.: Либiдь
8. Основы экон. Теории/под ред.доктора экономических наук профес. С.В. Мочерного Киев-Академия,2003.
9. Полiт экономiя / пiдр. Для студентiв вузiв Т.I.Башнянин, П.Ю. Лазур. Iльга 2000
10. Предпринимательство / Под ред. А.М. Горфинкеля – М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1999.
11. Романов М.В. Фінансова підтримка підприємництва. // Фінанси України. -№9, 2003. – С. 32-35.
12. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты, -М.: ИНФРА-М, 1998.
13. Экономика Украины №2 1998.
14. Экономика, менеджмент, предпринимательство- Сборник научных работ №3/2000. издательство СНУ Луганск 2000.
Страницы: 1, 2, 3