ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. Даля
Экономический факультет
на тему:
«Бизнес и предпринимательство в рыночной экономике»
Выполнила: студентка гр. ЕК-153 Короленко В.А.
Проверила: ас. Манченко Р.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…...
1.1. Основные определения и термины, классификация………...
1.2. Предпринимательство.………….…………………………….
1.3. Теории и функции предпринимательства……………………
2.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ РЫНЧНОЙ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ ……………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ВВЕДЕНИЕ
В условиях любой экономической системы есть силы, которые являются ведущими в реализации основной экономической стратегии данной системы. В плановом хозяйстве – это государственные предприятия, в условиях рынка – это бизнес и предпринимательство различных форм собственности, дифференцируемые также по объемам производства на малый, средний и крупный виды бизнеса. Ведущую роль здесь играют малые формы бизнеса по причине их многочисленности и высокоэффективности.
Бизнес и предпринимательство - важнейшие элементы рыночной экономики, без которых не может гармонично развиваться государство, ступившее на путь рыночных преобразований в экономике. Бизнес и предпринимательство во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта страны, их участие в народнохозяйственной деятельности велико.
Актуальность тематики бизнеса и предпринимательства на сегодняшний день очень велика. В условиях формирования рыночного хозяйства, институциональных изменений в экономике Украины, радикальных изменений в отношениях собственности, проблема становления и развития бизнеса и предпринимательства приобретает особое значение по причине того, что эти формы деятельности в Украине еще не приобрели должного уровня развития и степени влияния на экономику страны. Актуальность проблемы бизнеса и предпринимательства усиливается также и тем, что тихое и противоречивое продвижение Украины путем рыночных реформ в значительной мере обусловлено именно недооценкой роли и значения предпринимательства как структурного элемента рыночной экономики со стороны государства и общества. Поэтому бизнес и предпринимательство находятся в тени естественных государственных монополий.
Степень изученности и освещенности тематики бизнеса и предпринимательства в мировой экономической литературе очень велика, что объясняется их ролью в рыночной системе хозяйствования. В последнее время эта тема стала популярной и у украинских экономистов. Результатом этого явилось большое количество печатных трудов научного и публицистического толка касательно данной проблемы. Однако проблемы бизнеса и предпринимательства продолжают существовать и требуют своего дальнейшего анализа и проработки.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении и анализе бизнеса и предпринимательства в условиях рыночной экономике.
Данную цель можно достичь путем последовательного решения ряда задач, к числу которых можно отнести следующие:
- изучение и анализ общетеоретических основ бизнеса и предпринимательства, как экономических категорий;
- рассмотрение взаимоотношений предпринимательства и государства в аспекте его государственного регулирования;
- освещение проблем и перспектив развития бизнеса и предпринимательства в Украине.
Объектом изучения в рамках данной проблемы является бизнес и предпринимательство в целом, а предметов – их отдельные свойства и качества.
В качестве используемой методологии изучения данного явления примем системный анализ и синтез.
Данная курсовая работа содержит введение, три раздела основной части, заключение с выводами о проделанной работе, а также список используемых литературных источников.
1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Основные определения и термины, классификация
Понятия «бизнес» и «предпринимательство» стали в последнее время настолько расхожими в экономической научной и публицистической литературе, что несколько утратили свой первоначальный смысл.
Одно из самых распространенных на сегодняшний день определений говорит, что бизнес - это любая деятельность, направленная на получение прибыли путем предоставления другим необходимых товаров и услуг.
Существует и другое определение, более адаптированное к реальным условиям: бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях [1, c.14].
Объединив оба этих определения, получим наиболее полную формулировку данного понятия, которая будет звучать следующим образом: Бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, и осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями условиях.
Неразрывно с понятием «бизнес», связано понятие «предпринимательство» (предпринимательская деятельность), определяемое как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, основанном на нормах гражданского права [3, c.27].
Проводя сравнительный анализ понятий «предпринимательство» и «бизнес», можно сделать вывод, что это практически тождественные в экономической интерпретации понятия, поэтому имеет смысл далее не разделять их в смысловом аспекте, ибо любое реализованное предпринимательство есть бизнес, а любой бизнесмен – состоявшийся предприниматель. Таким образом, предприниматель – это человек, который, оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или разработкой новой идеи (продукции) или услуг, предлагаемых обществу (потребителям).
Понятие бизнес (или предпринимательская деятельность) дифференцируется (классифицируется) по размерам своей реализации на крупный, средний и малый виды бизнеса. Сравнительная характеристика видов бизнеса указывает на то, что они имеют существенные различия не только в объемах производства, размерах основных фондов, трудовых и финансовых ресурсах, но, и что главное, в отношении экономики всей страны. И если крупный бизнес – это остов, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – это мышцы, живая ткань хозяйственного организма страны.
1.2. Предпринимательство.
Предпринимательство является основой бизнеса, т.к. предприниматель – это человек, который, оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или разработкой новой идеи (продукции) или услуг, предлагаемых обществу (потребителям).
Предпринимательство предполагает создание собственного дела, а это всегда связано с риском и преодолением сопротивления, возникающего при рождении всего нового.
Для успешного развития предпринимательства необходимы определенные условия и факторы активизации, к которым можно отнести:
- личные интересы и выгоду;
- надежность защитного механизма;
- существование ниши на рынке или вероятность увеличения доли рынка;
- наличие предпринимательской ренты или возможностей роста прибыли;
- способность перераспределять ресурсы и управлять нововведениями;
- возможность снижения степени неопределенности и риска [13, c.21].
Прежде чем начать свой бизнес, необходимо предварительно провести определенную аналитическую работу:
- выбрать основное направление деятельности с учетом собственного опыта и имеющегося потенциала, степень конкуренции и предполагаемый спрос;
- определить деловую (торговую) зону, размер коммерческих возможностей, а также сформировать профессиональный коллектив исполнителей (команду);
- оценить финансовые возможности, т.е. определить необходимый уровень затрат для функционирования фирмы, величину оборотных (прежде всего денежных) средств для начала бизнес-цикла, а также размер уставного капитала и возможные источники финансирования [13, c.23].
Предприниматель, являясь собственником и представляя фирму в инстанциях, взаимодействует с различными элементами внешней среды.
К элементам внешней среды относятся: покупатели, поставщики, кредиторы, арбитражные суды, группы интересов, местные органы власти, законодательные и образовательные учреждения, сотрудники фирмы и т.д.
Каждый и вышеперечисленных элементов требует от предпринимателя выработки соответствующей тактики поведения (стратегического, тактического, оперативного), от которого будет зависеть как краткосрочный, так и долгосрочный успех фирмы.
Страницы: 1, 2, 3