Рефераты. Билеты по АХД

1.        Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах.

2.        Несопоставимость из-за объемного фактора. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего сумму затрат базисного периода надо пересчитать на фактический объем производства продукции отчетного периода и после этого сравнить с фактической суммой затрат отчетного периода.

3.        Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество. Типичный пример, изменение жирности молока.

4.        Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре. Необходимо фактический объем производства продукции пересчитать на структуру базисного периода.

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины.

3. Использование относительных и средних величин в АХД.

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления, но взятой за другой период или по другому объекту.

В АХД используют разные виды относительных величин: пространственного сравнения планового задания и выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности:

1.        Относительная величина планового задания = плановый уровень показателя текущего года\фактический его уровень в прошлом году или к среднему  его уровню за 3-5 предыдущих лет.

2.        Относительная величина выполнения плана = фактический уровень показателя отчетного периода\ плановый уровень показателя отчетного периода (в %)

3.        Относительная величина динамики используется для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени = величина показателя текущего периода\его уровень в предыдущем периоде

4.        Показатель структуры – это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или в коэффициентах.

5.        Относительные величины координации  - соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной части ОПФ.

6.        Относительные величины интенсивности характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в определенной среде.

7.        Относительные величины эффективности – это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например, прибыль на рубль затрат


Средние величины используются в АХД для обобщения количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом характеризуют всю совокупность объектов. Например, средняя з\п рабочих используется для обобщения характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих.

4. Способ группировки информации в АХД.

5. Балансовый метод в АХД.

Балансовый метод служит главным образом для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот метод широко распространен в практике бухучета и планирования. Используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами.

6. Способы табличного и графического представления аналитических данных.

Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Она значительно выразительнее и нагляднее словесного текста. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему.

В простых таблицах перечисляются единицы совокупности характеризуемого явления. В групповых таблицах данные по отдельным единицам изучаемой совокупности объединяются в группы по одному существенному признаку. В комбинированных таблицах материал подлежащего разбивается на группы и подгруппы по нескольким признакам.

Внешне аналитическая таблица состоит из общего заголовка, системы горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Как известно, каждая таблица состоит из подлежащего и сказуемого. Подлежащее показывает, о чем идет речь, содержит перечень показателей, характеризующих явления. Сказуемое указывает, какими признаками характеризуется подлежащее.

Для обобщения результатов анализа составляют сводные таблицы, в которых систематизируется материал исследования тех или иных сторон деятельности предприятия.


Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение. Благодаря им изучаемый материал становится более доходчивым и понятным.

Основные формы графиков, которые используются в АХД, - диаграммы. По свое форме они бывают столбиковые, полосовые, круговые, линейные, квадратные, фигурные. По содержанию различат диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля и др.

7. Основные способы определения величины резервов в АХД предприятия.

1.        Способ прямого счета. Применяется для подсчета резервов экстенсивного характера, когда известна величина дополнительного привлечения или величина безусловных потерь ресурсов.

2.        Способ сравнения. Применяется для подсчета величины резервов интенсивного характера. Когда потери ресурсов или возможная их экономия определяется в сравнении с установленными нормами их расхода на анализируемом предприятии или достигнутым уровнем на передовых предприятиях. Резерв увеличения производства продукции определяется так: выявленный резерв уменьшения затрат ресурсов на единицу продукции за счет внедрения  достижений науки и передового опыта умножается  на планируемый объем производства продукции.

3.        Для определения величины резервов в АХД широко используются способы  детерминированного факторного анализа: цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц и интегральный метод.

4.        Способы математического программирования, которые позволяют оптимизировать величину показателей с учетом условий хозяйствования и ограничений на ресурсы и тем самым выявить дополнительные резервы производства путем сравнения величины исследуемых показателей по оптимальному варианту с их фактическим или плановым уровнем.

5.        Расчетно-конструктивный метод. Применяется в тех случаях, когда исследуемый результативный показатель можно представить в виде кратной модели.

8. Документальное оформление результатов анализа ХД предприятия.

Документальное оформление, обычно это аналитический отчет (пояснительная записка), справка, заключение.

Пояснительная записка, как правило, составляется для внешних пользователей анализа. Если результаты предназначены для внутрихозяйственного использования, то они оформляются в виде справки или заключения.

Содержание пояснительной записки должно быть достаточно полным. Прежде всего она должна заключать в себе общие вопросы, отражающие экономический уровень развития предприятия, условия его хозяйствования. Характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции, о репутации предприятия.

После этого необходимо отразить динамику показателей, характеризующих производственные и финансовые результаты, имущественное и финансовое состояние предприятия, эффективность работы, его деловую активность.

В ней также дается характеристика как положительных. Так и отрицательных сторон деятельности предприятия за отчетный период, различные факторы, а так же излагается перечень мероприятий, направленных на устранение недостатков.

Что касается справки или заключения. То их содержание может быть более конкретным, акцентированным на отражении недостатков или достижений, выявленных резервов.

Отдельно следует остановиться на бестекстовой форме оформления результатов анализа. Она состоит из постоянного макета аналитических таблиц и не содержит пояснительного текста.

9. Значение и задачи анализа производства и реализации продукции. Методика его проведения.

Объем производства и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями.

В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а реализация.

Основные задачи:

1.        Оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции

2.        Определение влияния факторов на изменение величины этих показателей

3.        Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции

4.        Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.


Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Оценка выполнения плана производится по методике сравнения выполнения плана с фактическим выпуском продукции.

10. Риск невостребованной продукции промышленного предприятия. Назовите внутренние и внешние причины его возникновения и управленческие решения по его нейтрализации.

В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной.

Внутренние факторы: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия;  неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта;

Снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.