Рефераты. Безналичный расчет в Казахстане

          Банки, предлагающие пластиковые карточки,  убеждены, что за этим средством расчетов - будущее.

          Во-первых, Казахстан с трудом, но входит в мировую систему экономических отношений,  что предполагает и перенятие меж­дународного опыта расчетов.  А общемировая тенденция в этой области  очевидна  -  вытеснение  из  платежного оборота не только наличных денег,  но и чеков.  По мнению  иностранных экспертов, в России имеется уникальная возможность избежать проблем, связанных с чековым обращением, и, используя миро­вой опыт, перейти непосредственно к электронным деньгам.

Во-вторых, банк получает великолепную возможность привлечь  клиента  новой интересной и выгодной для обеих сторон услугой.

          Ведь каждая   новая  карточка  -  это  приток  денежных средств на спецсчет в банке.

          В российских  условиях  предоставление клиенту действи­тельно кредитной карточки представляется слишком  рисковым, так  как  о  нормальной  для  Запада десятилетней кредитной истории потенциальных заемщиков  российским  банкам  прихо­дится  только  мечтать.  Поэтому  основной  вид карточек на российском рынке - это дебетовые карточки, что означает для ее владельца возможность лишь распоряжаться на определенных условиях средствами со своего счета.

          Российские магазины также оказались заинтересованными в том,  чтобы обслуживать покупателей,  принимая  в  качестве инструмента расчетов пластиковую карточку.

          СП "Интерштрихкод" разработало    автоматизированную систему  кассового  обслуживания клиентов (АСКОК),  которая уже сейчас работает в нескольких коммерческих банках в раз­личных городах.

          Основой этой системы является пластиковая карта,  имею­щая с одной стороны символику и название банка,  а с другой стороны на нее нанесен штриховой код,  содержащий идентифи­кационный номер счета клиента и код принадлежности к банку.

Если при входе в магазин или над кассой покупатель  видит привычный знак VISA, Мastercart, то разумеется предпоч­тет расплатиться с помощью карточки,  а не  тратить  налич­ность. Тем более что сейчас ему придется обменять валюту на тенге,  так как магазин не имеет права принять наличную ва­люту в оплату покупки.

          Расчет с помощью карточки избавляет от  этой  необходи­мости. Стоимость покупки в валюте будет списана с карточно­го счета,  как только от магазина поступят слипы с подписью владельца карточки.

          Таким образом, внедрение в систему расчетов электронных платежей, модемной и спутниковой связи для перечислении де­нежных сумм из различных регионов России, позволит добиться ускорения расчетов между банками и их клиентами,  четкости, гибкости и надежности расчетных операций.

 

Основные этапы развития платежной системы Республики Казахстан за 10 лет

 

Система безналичных расчетов Казахстана, унаследованная от прежней централизованной плановой системы и поддерживаемая Государственным банком бывшего Советского Союза, не подходила для новых условий рыночной экономики. В связи с этим, Национальный Банк в 1991 году начал проведение реформы платежной системы.

Основными целями реформы платежной системы Республики Казахстан являлись ускорение прохождения платежей между банками и их клиентами (на начало 90-х годов срок прохождения одного платежа составлял 3-12 дней), а также более широкое внедрение в обращение различных платежных инструментов (поручений, чеков, платежных требований). 

Первым шагом реформирования платежной системы явился перевод в 1991 году счетов межфилиальных оборотов (МФО) коммерческих банков на корреспондентские счета, открытые в филиалах Национального Банка Республики Казахстан, что позволило закрыть МФО, упорядочить организацию межбанковских расчетов и обеспечить исполнение кассового обслуживания коммерческих банков (Кредсоцбанк, Промстройбанк, Агропромбанк, Сберегательный банк).

В связи с развалом СССР и обретением странами постсоветского пространства государственной независимости, в 1992 году открыты корреспондентские счета для национальных/центральных банков стран СНГ в целях осуществления торгово-экономических расчетов. Операции по данным счетам начали проводиться с 1 июля 1992 года.

В целях обеспечения межбанковских расчетов, кассового исполнения государственного бюджета, кассового обслуживания коммерческих банков и бюджетных организаций и учреждений Национальным Банком были созданы в 1992 году расчетно-кассовые центры во всех районах, городах, городских районах областных центров и г. Алма-Ате. К середине 1992 года функционировали 19 областных РКЦ и 274 районных РКЦ Национального Банка.

В течение 1993 года Национальным Банком был проведен зачет взаимной задолженности между хозяйствующими субъектами как внутри страны, так и за ее пределами. В этом же году по мере готовности технических средств началось внедрение электронных платежей в расчетах между областями Казахстана в целях недопущения использования фиктивных авизо и ускорения платежей.

В 1994 году впервые был осуществлен выпуск государственных казначейских обязательств Министерства финансов Республики Казахстан. В этом же году создан Центральный Депозитарий государственных ценных бумаг. В настоящее время в Центральном Депозитарии внедрена электронная система расчетов по государственным ценным бумагам, которая позволяет дилерам осуществлять расчеты по сделкам, заключенным на внебиржевом рынке, непосредственно из своих офисов в режиме реального времени. Функционирование электронной системы расчетов основано на приеме-передаче электронных сообщений.

В целях совершенствования порядка осуществления платежей и уменьшения документооборота между банками в 1995 году была создана первая в Казахстане клиринговая палата (Алматинская клиринговая палата), которая работала по методу многостороннего взаимозачета. Окончательные расчеты банки производили один раз в конце операционного дня по чистой позиции каждого участника. 

В том же 1995 году Национальным Банком была осуществлена выверка счетов и урегулирование со странами рублевой зоны результатов корреспондентских счетов национальных банков, а также проведена подготовка соответствующих межгосударственных соглашений.

В целях развития и совершенствования платежной системы Республики Казахстан в 1996 г. при областных филиалах Национального Банка были созданы региональные клиринговые палаты, которые осуществляли межбанковский клиринг внутрирегиональных платежей.

В том же году нормативно закреплено понятие «электронное платежное поручение», разработаны и внедрены форматы электронных сообщений для обмена информацией по платежам между участниками платежной системы, ориентированные на SWIFT, в связи с чем система межфилиальных расчетов стала невостребованной и впоследствии ликвидирована. 

В 1996 году Алматинская клиринговая палата реорганизована в  Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов (КЦМР), который является оператором платежной системы и призван обеспечивать ее эффективную и устойчивую работу. В настоящее время для реализации возложенных функций и задач КЦМР использует информационные технологии и техническое оборудование в соответствии с последними достижениями мировой практики.

Одним из важнейших моментов в развитии платежной системы республики стало создание в августе 1996 года на базе КЦМР Системы крупных платежей (СКП), обрабатывающей электронные платежные поручения, осуществляющей расчеты на валовой основе и имеющей характеристики перспективной RTGS (системы валовых расчетов в режиме реального времени). С введением в эксплуатацию СКП система расчетов по государственным ценным бумагам производится по методу DVP. В настоящее время на рынке государственных ценных бумаг принят единый стандарт сообщений (все информационные сообщения и платежные документы строятся в соответствии со стандартом SWIFT) и принята система кодировки эмиссий государственных ценных бумаг, отвечающая требованиям стандарта ISIN.

В целях обеспечения расчетно-кассового исполнения государственного бюджета и сохранности бюджетных средств постановлением Правительства Республики Казахстан в феврале 1996 года был создан государственный Бюджетный банк Республики Казахстан, основными функциями которого стали кассовое исполнение государственного бюджета Республики Казахстан, ведение учета и расчетно-кассовое обслуживание организаций и учреждений, состоящих на республиканском и местных бюджетах, государственных внебюджетных фондов и средств, фондов целевого финансирования, пенсионного фонда, распределение общегосударственных налогов между республиканским и местными бюджетами и зачисление их в бюджеты разных уровней. Впоследствии государственный Бюджетный банк был реорганизован в Комитет Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан.

Важным мероприятием, способствующим  совершенствованию платежной системы, явилась централизация корреспондентских счетов банков второго уровня в центральном аппарате Национального Банка, которая была произведена в период с октября по ноябрь 1998 года. Централизация корреспондентских счетов позволила Национальному Банку оперативно осуществлять функции расчетного банка и банка банков, повысить эффективность контрольных функций над платежной системой и банковской системой в целом.

С целью создания конкуренции на рынке розничных платежей и улучшения качества предоставляемых услуг в этой сфере банковской деятельности, с 1 августа 1999 года на территории Республики Казахстан была прекращена деятельность клиринговых палат при областных филиалах Национального Банка. В настоящее время межбанковский клиринг на территории Казахстана осуществляют КЦМР и ТОО «Финансово-промышленная компания «Тимей» (Северо-Казахстанская область).

Динамика объемов платежей, проведенных через Систему розничных платежей за период с 1996 по 2001 годы, приведена ниже. 

Показатели

1996

1997

1998

1999

2000

 

2001

Количество, тыс. транзакций

1 274,8

2 882,1

3 742,4

2 181,0

3 326,7

7 314,3

Сумма, млрд.тг

127,4

338,2

472,1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.