Несмотря на установление унифицированных сроков обработки и прохождения финансовых документов в банках и расчетно-кассовых центрах и введение штрафов за необоснованные задержки расчетов, это не улучшает состояние расчетов. В настоящее время ЦБ и коммерческие банки активно применяют штрафные санкции к клиентам за несоблюдение сроков платежей, что однако не привело к желаемым результатам.
Кроме того, поскольку дела по обязательствам, с фиксированным сроком прохождения должны разбираться в арбитраже, в условиях его крайне медленной работы говорить о нормализации расчетов не приходиться. По-прежнему у клиента, как и раньше, нет возможности точно определить, когда его средства поступили из РКЦ в банк, а когда на его расчетный счет.
Необходимо полное техническое переоснащение РКЦ на базе персональных компьютеров, скорейшее внедрение локальных сетей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, банками и РКЦ, а также с различными регионами России.
В этой связи опыт развития систем электронных платежей в США заслуживает самого серьезного и вдумчивого изучения. Основные цели их внедрения - экономия издержек кредитно-денежного обращения и повышение качества банковского обслуживания как нельзя лучше отвечают задачам банковской перестройки в нашей стране.
Как показывает мировой опыт, работа по компьютеризации банковской деятельности должна вести к созданию на базе электронных средств новых форм и методов обработки, передачи, хранения и контроля информации, обеспечения ее безопасности и обязательно иметь своей целью полный переход к "безбумажной технологии".
Для того, чтобы успешно функционировать во все более усложняющемся обществе, большинство отраслей хозяйства используют прогрессивные технологии. В финансовой сфере, как и во многих важнейших отраслях, стала внедряться технология, основанная на использовании новейших компьютеров и современных систем связи. Эта технология позволила создать удобную систему обслуживания банков, оказывающую следующие услуги: осуществление платежных операций с помощью компьютеров вместо использования чеков и наличных денег; автоматический прием и выдачу вкладов с помощью терминалов, находящихся на значительном расстоянии от финансовых учреждений; выдачу заработной платы, пенсий и выплат по социальному страхованию с помощью электронных средств без использования чеков или наличных денег.
Эта прогрессивная система предоставления услуг получила 70-е годы название системы электронного перевода финансовых средств. Электронные банковские системы - это электронные системы, которые переводят деньги и регистрируют информацию об этих переводах. Для того, чтобы переводить средства безбумажным способом, они используют компьютеры и современные средства связи.
В мае 1973 г. около 240 крупнейших банков Европы и Северной Америки создали консорциум "СВИФТ" - Общество всемирной межбанковской финансовой телекоммуникационной связи, предназначенный для проэктирования, внедрения и регулирования международной телеграфной сети, передающей и распределяющей потоки международных финансовых переводов между членами этой организации.
Ее телекоммуникационное оборудование по обработке информации заменило преимущественно бумажные формы посылки денежных переводов с помощью кабельных средств связи или по телексу, которые были медленными, содержали много ошибок и имели большую вероятность потеряться в процессе передачи.
В системе "СВИФТ" разработаны стандарты для телеграфных сообщений, и потребители могут передавать все виды индивидуальных и банковских переводов наряду с подтверждениями валютных сделок, выписками со счетов и другой информацией. Все телеграфные сообщения в системе "СВИФТ" форматированы и состоят из конверта, куда вкладывают маршрут передачи сообщения, необходимую информацию и текст.
Центральный банк России осуществляет с участием западных специалистов работу по совершенствованию различных направлений функционирования расчетной системы, в частности, созданию системы крупных переводов на основе электронных технологий, проведению клиринговых операций, разработке новых средств платежа и совершенствованию информатизации.
Центробанком было объявлено о начале проведения в Москве эксперимента по внедрению автоматизированной системы межбанковских расчетов, который проводится в рамках разработанной ЦБ программы совершенствования механизма расчетов.
Эта программа предполагает создание в России к концу 1996 года государственной телекоммуникационной сети обмена банковской информацией между ЦБ, коммерческими банками, их клиентами и расчетно-кассовыми центрами.
В эксперименте ЦБ, проводящемся на базе двух расчетно-кассовых центров (ГРКЦ и Шаболовского РКЦ), примут участие 15 коммерческих банков, заключивших соответствующий договор с ГУ ЦБ РФ по Москве. Среди них банки - "Московия", "Орбита", "Российский кредит", Сбербанк, Супримэксбанк, Тверьуниверсалбанк, Технобанк.
В ходе эксперимента будет отрабатываться технология проведения электронных межбанковских расчетов с помощью коммутируемых каналов связи.
На первом этапе эксперимента зачисление средств на банковские счета будет производиться с помощью модемной связи, а стандартный "бумажный" пакет документов в типовой форме будет служить только подтверждением проводимых операций.
Данная система позволит клиентам банков максимально ускорить расчеты: предприятие, перечислившее деньги, может быть уверено, что средства поступят на счет его контрагента уже через несколько часов.
Банки, участвующие в эксперименте, также будут обслуживаться по новой системе расчетов.
Целью эксперимента является отработка технологии проведения электронных расчетов,которая позволит полностью отказаться от пересылки бумажной документации.
В первой половине 1994 года планируется постепенно подключить к электронной системе расчетов все московские банки, хотя некоторое время будет осуществляться также и парралельное ведение бумажной документации.
Российские коммерческие банки, несмотря на свою относительную молодость, уже могут предложить своим клиентам практически весь ассортимент услуг, которые пользуются спросом в развитых странах.
Одной из наиболее перспективных отраслей банковского бизнеса является деятельность по выпуску пластиковых карт.
И, как знать, не сможет ли пластиковая карточка в дальнейшем благодаря своим многочисленным преимуществам по сравнению с наличными деньгами вытеснить последние из платежного оборота.
Наиболее распространенными карточками в мире являются карточки платежных систем VISA, Eurocard-Mastercart, American Express, Карточка - это прежде всего удобный инструмент безналичных расчетов. Кроме приобретения потребительских товаров и услуг, карточки также используются для получения наличных в банке или банкомате.
Пластиковые карточки очень многообразны. Их различают по носителям информации (магнитная полоса или микросхема), объему памяти, возможности совершать определенные операции, не прибегая к услугам банка.
Различают кредитные и дебетовые пластиковые карточки. Кредитные карточки выпускаются для платежеспособных
потребителей и служат им как средство самоидентификации. Их использование позволяет иметь автоматически возобновляемый кредит без специального обеспечения для покупок. Дебетовая карточка наиболее распространена в нашей стране в силу ряда объективных экономических обстоятельств. Ее именуют также карточкой наличных средств или карточкой активов.
Дебетная карточка, как и кредитная, имеет на магнитной полосе фамилию и имя ее владельца как клиента определенного финансового учреждения. Она представляет собой удобный ключ для проведения автоматизированных платежных операций с помощью терминалов. В отличие от кредитной дебетная карточка является для ее владельца удобным средством проведения платежных операций путем прямого уменьшения размеров его финансовых активов вместо увеличения обязательств или долга.
В нашу страну первые кредитные карточки проникли вместе с иностранными туристами и бизнесменами в конце 60-х годов. Работа с ними была возложена на специальный отдел Госкоминтуриста СССР. Как практически любая операция, связанная с валютой, работа с кредитными карточками была строго регламентирована и находилась под бдительным государственным оком. В пределах страны карточки, разумеется, не выпускались - вся работа с ними сводилась к организации расчетов с карточками международных систем, которые принимались в некоторых валютных магазинах и гостиницах.
Сегодня независимые коммерческие банки, имея полную свободу действия в отношении пластиковых карточек (ни один нормативный документ не регламентирует подобную деятельность), предлагают своим клиентам карточки как международных, так и казахстанских платежных систем, а также собственные. В силу сложившихся экономических обстоятельств в Казахстане в основном выпускаются не кредитные, а дебетовые карты. Для того чтобы получить подобную карточку, клиенту банка необходимо положить на специальный "карточный" счет определенную договором сумму. В процессе пользования карточкой с этого счета будут списываться соответствующие суммы. Кроме того, клиент, как правило, платит за получение самой карточки, за ее обслуживание, а также комиссию при обналичивании.
В целом спектр предлагаемых банками пластиковых карточек достаточно широк. Крупнейшие российские банки ведут
свою деятельность по предоставлению карточек в трех направлениях:
- работа с международными расчетными системами (VISA, Mastercard, American Express и др.) в качестве принципиальных членов или же партнеров последних. Первым начал работу в этой области Народный банк, вступивший в VISA. Сегодня международные карточки наиболее активно выпускают Туран-Алем, ЦентрКредит.
Многие банки сочетают выпуск международных карточек с членством в казахстанских платежных системах.
Карточки международных платежных систем имеют неоспоримое пока преимущество перед Казахстанскими, так как их принимают по всему миру.
Большинство карточек казахстанских систем работают пока лишь в пределах страны, однако, учитывая небольшой срок их существования и темпы развития, можно предположить, что выход на мировой уровень - дело времени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7