В целом рынок услуг, передаваемых на аутсорсинг, подразделяется на два сегмента:
Ø услуги по обработке информации;
Ø аутсорсинг бизнес-процессов.
В настоящее время более крупным сегментом является первый. Однако, по прогнозам аналитиков, сегмент аутсорсинга бизнес-процессов, включающий в себя и разнообразные административные задачи, будет расти почти втрое быстрее, чем сегмент услуг по обработке информации.
К числу преимуществ можно отнести:
Ø снижение себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру. Последний осуществляет выполнение порученных ему заданий за меньшую плату вследствие специализации в узкой сфере и благодаря эффекту масштаба, достигаемого за счет выполнения однотипных операций для множества клиентов;
Ø повышение качества и надежности выполнения переданных на аутсорсинг функций, т.к. аутсорсер при решении сходных задач накапливает опыт;
Ø возможность привлечения сотрудников заказчика, ранее выполнявших делегированную аутсорсеру функцию, которые хорошо знают специфику своей компании;
Ø усиление концентрации внутрикорпоративного внимания на основных целях компании путем делегирования второстепенных функций аутсорсерам, что дает возможность сфокусироваться на удовлетворении потребностей клиентов и развитии технологий;
Ø возможность улучшить репутацию и увеличить стоимость брэнда в результате более качественного обслуживания клиентов сторонней специализированной компанией.
К числу недостатков можно отнести:
Ø возникновение риска утечки информации при передаче нескольких важных функций и появления нового конкурента, использующего опыт и знания компании, заказывавшей аутсорсинг;
Ø потеря контроля над собственными ресурсами, частичная оторванность руководства от деятельности компании, вследствие чего оно может принимать неадекватные решения, вероятность снижения производительности собственных сотрудников, т.к. они могут расценить аутсорсинг, сопровождающийся передачей части функций персоналу сторонней компании и увольнениями, как измену;
Ø вероятность столкновения с необходимостью срочно искать новых партнеров или начать самостоятельно выполнять функции, ранее бывшие на аутсорсинге, в случае неожиданного отказа аутсорсера или его банкротства, риск которого всегда существует.
В Беларуси аутсорсинг пока еще не получил такого мощного развития, как в остальном мире. Компании, которые предоставляют аутсорсинговые услуги, как правило, еще не вычленили этот бизнес в отдельное направление. Но, тем не менее, тенденция увеличения спроса на аутсорсинг в Беларуси схожа с мировой. Постепенно приходит понимание, что аутсорсинг является эффективным способом снижения издержек, доступа к новейшим технологиям и возможности сконцентрироваться на ведении своей основной деятельности, и начинает создаваться среда для его успешного внедрения.
Потенциальными клиентами аутсорсинговых фирм видятся малые предприятия, ограниченные в ресурсах, крупные компании и банки, которые имеют возможность проведения конкурса с целью отбора наиболее подходящих исполнителей, представительства зарубежных компаний и совместные предприятия, у которых есть опыт использования аутсорсинга, правда, в других условиях, а также государственные организации, заинтересованные в привлечении квалифицированных специалистов.
И все же широкому использованию аутсорсинга этими категориями до сих пор мешает целый ряд факторов. Так, в Беларуси пока нет аутсорсинговых компаний, уровень которых удовлетворял бы высоким запросам таких клиентов, как зарубежные компании и банки, а переходу на аутсорсинг в государственных учреждениях зачастую мешает инертность мышления их руководства. Использование аутсорсинга информационных технологий крупными российскими компаниями и банками затруднено вследствие наличия у них собственного штата специалистов по автоматизации и из-за сложности перехода к новому для них типу управления информационными технологиями, поэтому безболезненно IT-аутсорсинг может быть осуществлен только во вновь создаваемых банками филиалах.
Кроме того, наши компании, как, впрочем, и зарубежные, опасаются доверять информацию посторонним, боятся потерять контроль над ситуацией. Однако в Беларуси такое недоверие к аутсорсингу усугубляется неразвитостью рынка и непроработанностью законодательной базы. Мало того, что на рынке существует лишь небольшое количество компаний, занимающихся аутсорсингом, еще меньше имеется компаний с устойчивой хорошей репутацией. Компаниям сложно найти партнеров, в которых можно быть уверенными, а несовершенство законов не всегда гарантирует выполнение условий соглашения, причем уклонению от их выполнения также способствует и низкая степень добросовестности соблюдения договорных обязательств в Беларуси. В нашей стране есть и еще одна особенность ведения бизнеса: многие компании не просто заботятся о конфиденциальности информации, но и не заинтересованы в какой бы то ни было открытости, так как зачастую бухгалтерский учет носит полулегальный характер.
Из-за недостаточно широкого рыночного предложения внешних исполнителей компаниям, прибегающим к аутсорсингу, иногда приходится обращаться к потенциальным или фактическим конкурентам, а при передаче слишком многих важных функций стороннему агенту может появиться новый конкурент, хорошо знакомый с данным сектором бизнеса.
Список использованных источников:
1. «Culture, community and networks: the hidden cost of outsourcing» // Hendry J /European Management Journal. 1995. Vol. 13 (2). P. 193 - 200
2. «IT Outsourcing: maximize flexibility and control» // Lacity M. C., Willcocks L. P., Feeny D. E /Harvard business review. Vol. 73 (3). P. 84 - 93
3. «Outsourcing Journal»/ 2005-03-11
4. «Outsourcing to outmaneuvers: outsourcing re-defines competitive strategy and structure» // Baden-Fuller C., Targett D., Hunt B. / European Management Journal. 2000. Vol. 18 (3). P. 285 - 295
5. «Strategic outsourcing» // Quinn J. B., Hilmer F. G / Sloan management review. 2002. Vol. 35 (4). P. 43 - 55
6. «Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний»/ Календжян С.О., 2003 г., 270 стр.
7. «Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ»/ Дж. Брайан Хейвуд, «Вильямс» 2003 г. — 211 стр.
8. «Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций» Учеб. пособие под ред. проф. Б.А. Аникина. — М: ИНФРА-М, 2003. — 187 с.
9. «Бизнес-перспективы информационных технологий: как заказчик определяет контуры технологического роста: Перевод с английского»/ Мошелла Д., "Альпина" 2004 г. — 252 стр.
10. «Информационные технологии для менеджеров»/ В.А. Грабауров – М.: Финансы и статистика, 2001— 345 стр.
11. «ИТ аутсорсинг: Практическое руководство: Перевод с английского.»/ Аалдерс Р., "Альпина" 2004 г. — 297с.
12. «Вопросы экономики» -2004.-№2, №7 С.4-35
13. «Консалтинг и аутсорсинг»/ Владислав Пономарев, М. 2003 г — 189 стр.
14. «Международная конкуренция»/ Портер, М. - М.: Международные отношения, 1998 — 436 стр.
15. «Международные экономические отношения» Учебник/ А.И.Евдокимов и др. – М.: ТК Велби, 2003. – 552 с.
16. «Мировая экономика» Учеб. пос. / Гурко С.П. и др. – Минск: БГЭУ, 2003. 240с.
17. «Мировая экономика»/ Черников Г.П., Черникова Д.А.,
«Дрофа» 2003 г. — 560 стр.
18. «Национальная экономическая газета» (http://www.neg.by/)
19. «Страховой клуб», №4 (6) / апрель, 2004 (Украина)
20. «Успешный IT-аутсорсинг»/ Спарроу Э., «Кудиц-образ» 2004 г, 288 стр.
21. http://www.outsourcing.com/ (Официальный сайт международного института аутсорсинга)
22. http://www.outsourcing-mgmt.com/ (Материалы по организации аутсорсинга)
23. (Всемирная Торговая Организация)
24. (Информационный портал по вопросам мировой экономики)
25. Еженедельник «Computerworld»/ 17-18, 2004 год
26. Журнал "Справочник экономиста" (июнь2004)
27. Журнал "Управление компанией" / 21.09.2003 (http://www.rcb.ru)
28. Журнал «CIO» (http://www.cio-world.ru)/ № 11, 2004
29. Журнал «PCWEEK»/ №25, 2003 г.
30. Издание "Корпоративный менеджмент" (июнь 2003 г.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10