Для достижения
поставленных задач необходимо получить доказательства, используя различные
приемы и источники получения информации. При проверке расчетных операций с
покупателями и заказчиками и операций по реализации продукции, аудитор
использует:
- основные нормативные
документы, регулирующие вопросы организации учета и налогообложения операций по
реализации продукции, расчетных операций с покупателями и заказчиками;
- приказ об учетной
политике;
- бухгалтерскую
отчетность;
- регистры синтетического
и аналитического учета расчетных операций с покупателями и заказчиками,
составленные организацией;
- первичные документы.
По приказу об учетной
политике аудитор знакомится с:
- рабочим планом счетов;
- формой бухгалтерского
учета и перечнем учетных регистров, составляемых в организации;
- документооборотом
(графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом операций
расчетов с покупателями и заказчиками;
- перечнем лиц, которым
предоставлено право подписи документов, оформляющих операции по расчетом с
покупателями и заказчиками и операций по реализации продукции;
- организацией
инвентаризации этих операций.
По бухгалтерскому балансу
(ф. N 1) аудитор устанавливает состояние задолженности по данным разд.II
"Оборотные активы" по статьям "Дебиторская задолженность"
стр. 241 «Покупатели и заказчики» и разд.V "Краткосрочные
обязательства" по статьям "Кредиторская задолженность" стр.627
«Авансы полученные».
По Приложению к
бухгалтерскому балансу (ф. N 5) в разд.2 "Дебиторская и кредиторская
задолженность" выясняется состояние (на начало и конец отчетного периода)
и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности (по расчетам с
покупателями и заказчиками) с выделением "просроченной", а из нее -
длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев.
По справкам к разд.2 (ф.
N 5) устанавливается движение полученных векселей и дебиторской задолженности
по поставленной продукции (работам, услугам) по фактической себестоимости, а
также перечень организаций - дебиторов и кредиторов, имеющих наибольшую
задолженность.
Для проведения проверки
аудитору могут быть предоставлены разные формы регистров синтетического и
аналитического учета в зависимости от формы бухгалтерского учета, применяемой в
организации. Перечень необходимых для проверки регистров может быть установлен
в приказе об учетной политике.
В организациях,
применяющих единую журнально - ордерную форму учета, используются журналы -
ордера № 11, 16 в соответствии с рекомендациями по применению учетных регистров
на предприятиях.
При ведении учета с
использованием компьютерных программ используются распечатки дебетовых и
кредитовых оборотов и сальдо по счетам 62, 90, аналитические ведомости, Главная
книга (оборотно - сальдовая ведомость), и книга продаж.
Если при выполнении
процедуры сверки учетных и отчетных данных выявляются несоответствия, то
аудитор устанавливает их существенность и причины образования.
Необходимо затребовать
первичные документы по оформлению и отражению в учете расчетных операций и
операций по реализации продукции - это договоры, накладные, товарно -
транспортные накладные, счета, счета - фактуры, отгрузочные документы,
банковские документы (выписки банка, платежные поручения, реестры чеков),
кассовые документы (расходные кассовые ордера и квитанции к приходным кассовым
ордерам), векселя, акты инвентаризации расчетов с покупателями (ф. Инв-17) и
пр.
По данным разд.2 ф. N 5
"Приложение к бухгалтерскому отчету" устанавливается величина
просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, списание дебиторской
задолженности на финансовые результаты, а также перечень организаций -
дебиторов, имеющих наибольшую задолженность. В ходе проверки необходимо
получить подтверждение достоверности этих данных и реальности погашения просроченной
дебиторской задолженности.
По данным регистров
синтетического и аналитического учета аудитор устанавливает: