Рефераты. Антимонопольное регулирование в рыночной эконимике

2)                принудительное разделение монопольных структур, выделение из их состава самостоятельных, независимых организаций, подразделений;

3)                расторжение или изменение договоров, соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству:

4)                наложение штрафов, принятие санкций, мер административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных антимонопольными законодательными и другими нормативными актами;

5)                принудительный роспуск организаций-монополистов.

Несмотря на наличие столь обширных видов государственного антимонопольного воздействия, их практическая реализация затруднена ярым противодействием со стороны монополистов. Антимонопольная деятельность государства должна носить непрерывный характер, так как монополистические структуры находят новые пути и способы возрождения подавленных монополисти­ческих проявлений.

 

 

 

 

 

3. Государственное регулирование естественных монополий

При всей нежелательности и даже вредности монополий в экономике, функционирующей на рыночных началах, они в определенной мере неизбежны, а в какой-то степени даже естественны, имманентно присущи экономике. Сферы экономической деятельности, по объективным причинам исключенные из зоны действия рыночной конкуренции, именуются естественными монополиями. Наличие естественных монополий оправдывается либо практической невозможностью создания конкурентного рынка данного то­вара (в условиях, например, когда монополист обладает авторским правом и не желает передавать его другим лицам), либо экономи­ческой нецелесообразностью создания конкурирующих производств (например, в виде прокладки параллельных магистральных газо­проводов).

В ряде случаев естественные монополии возникают, когда организация, компания овладевает способами производства данного вида товаров и услуг с минимальными издержками производства и обращения, что позволяет ей в течение определенного времени быть естественным монополистом благодаря возможности поддерживать самые низкие цены на рынке. Такая же ситуация склады­вается при выходе компании на высший, недоступный другим уровень качества.

К объектам естественной монополии относят, например, добычу многих видов полезных ископаемых, отдельные виды транс­порта и транспортных коммуникаций, существующих в единственном варианте, производство и продажу наиболее опасных видов вооружений, ядовитых веществ, уникальные каналы и средства связи.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях» к категории естественных монополий отнесены:

       транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

—              транспортировка газа по трубопроводам;

—              услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

—              железнодорожные перевозки;

—              услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

—              услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Хотя крупные естественные монополисты находятся на виду у государства и общества, это не мешает им в условиях свободного рыночного ценообразования поднимать цены на производимые товары и предоставляемые услуги. Подобная ценовая политика естественных монополистов особенно опасна тем, что распространяет свое действие на обширное количество потребителей, включая население. Взвинчивая цены на сырье, энергию, естественные монополисты порождают волну ценового роста, охватывающую материалы, полуфабрикаты, конечную продукцию, услуги, издержки производства которых во многом зависят от стоимости сырья и энергии.

Отсюда следует обязательность государственного регулирования естественных монополий. К числу самых распространенных в современной российской экономике способов государственного регулирования деятельности естественных монополий относятся:

1)                                  установление государственными антимонопольными органами цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий или ценовых ограничений в виде верхних предельных уровней цен;

2)                обязательное обслуживание ограниченного контингента потребителей при установленном минимальном уровне их обеспечения в случае невозможности полного удовлетворения запросов потребителя на товары и услуги естественных монополий;

3)                                  дифференциация цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий в зависимости от категории, общественно­го положения потребителей, предоставление ценовых льгот определенным категориям за счет средств государственного бюджета или путем перекрестного финансирования, когда «богатые» платят за «бедных».

В тех областях производственно-экономической деятельности, где монополия неизбежна, государство прибегает не только к надзору и регулированию, но и к непосредственному управлению естественными монополиями, сохраняя их иногда в государственной собственности, приобретая контрольные пакеты акций, компаний-монополистов.

Особую часть естественных или, точнее, близких к естественным монополий образуют государственные монополии, функционирующие в области формирования экономической политики, регулирования денежного обращения, обеспечения национальной (экономической, военной, социальной) безопасности, производства товаров и услуг специального назначения. В качестве характерных примеров государственных монополий укажем на денежную эмиссию, регулирование валютного курса, экспорт и импорт товаров, строго контролируемых государством, производство и продажу алкогольной продукции, наркотических средств, отдельных видов оружия.

По отношению к этим видам монополий государство редко проводит антимонопольную политику или вообще не проводит ее. Государственное регулирование осуществляется на законодатель­ной основе либо путем предоставления лицензий (чаще всего го­сударственным организациям) на осуществление государственно-монополитстической деятельности.

4. Антимонопольное управление рынками имущественных объектов собственности

Наряду с рассмотренными выше государственными мерами по ограничению монополизма в производстве и продаже массовых товаров необходимы специальные меры государственной антимонопольной деятельности применительно к товарам, продаваемым на рынках объектов собственности. Дело в том, что крупные объекты собственности в виде имущества, недвижимости чаще всего не представлены на рынках как объекты массовых продаж, в связи, с чем трудно напрямую выявить монополистов, захватывающих большую часть рынков подобных товаров и препятствующих тем самым свободной конкуренции. Сами рынки продаж объектов собственности в виде аукционов, конкурсов представляют удобное поле для появления скрытого или даже прямого сговора покупателей, приобретателей собственности. Не менее важно и то, что для многих объектов собственности характерна не продажа непосредственно объекта, а продажа прав использования объекта в виде аренды, передачи в управление пакетов акций. Антимонопольное управление необходимо для поддержания конкурентных начал в сфере обращения имущественных объектов собственности, способствования формированию современного, цивилизованного рынка недвижимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.