|
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее струк-туры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли выполним способом ценных подстановок, используя данные таблицы 2.6.2.
Таблица 2.6.2. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции за 1999 год.
Показатели
План
План, пересчитанный на фактический объем продукции
Факт
Выручка от реализации за вычетом налогов
9830
7298
6971
Полная себестоимость реализованной продукции
5603
4087
3932
Прибыль от реализации продукции
4915
3649
3555
План по сумме прибыли от реализации продукции недовыполнен на 1360 тыс. грн., или в 72%. Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, получили изменение ее за счет объема и структуры реализованной продукции: - 1266 тыс. грн.
Таблица 2.6.3. Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции.
Показатели
Порядок расчета
Сумма прибыли, тыс. грн.
За счет объема и структуры реализованной продукции
3649-4915
-1266
За счет структурного фактора
(где 27,34 – превышение плана по реализации)
4915*27,34/100 = 1344
-1266+1344 = 78
+78
За счет изменения общей себестоимости
4087-3932
+155
За счет изменения отпускных цен на продукцию
6971-7298
-327
Итого:
-1360
Таким образом, результаты расчетов показывают, что план прибыли недовыполнен за счет объема и структуры реализованной товарной продукции, а также частично за счет изменения отпускных цен на продукцию.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный доход.
Маржинальный доход – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия.
МД = П + Н
отсюда
П = МД - Н
Сумму маржинального дохода можно в свою очередь представить в виде произведения количества проданной продукции и ставки маржинального дохода не единицу продукции:
П = К* Дс – Н
Дс = Ц – V
П = К (У – V) - Н
Где: V – переменные затраты на единицу продукции.
Формула используется для анализа прибыли от реализации одного вида продукции.
Проведем факторный анализ на примере крышки СКО.
Таблица 2.6.4.
Показатель
1999 год
По плану
Фактически
Объем реализации продукции, тыс. шт.
25000
10000
Цена реализации, грн.
108
120
Себестоимость изделия, грн.
94,52
93,45
В т.ч. переменные удельные расходы
91,08
90,01
Сумма постоянных затрат, тыс. грн.
86000
34400
Прибыль, тыс. грн.
337
265,5
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли произведем способом цепной подстановки:
Ппл = 25000 ( 108-91,08 ) – 86000 = 337000
Пусл1 = 10000 ( 108-91,08) – 86000 = 83200
Пусл2 = 10000 ( 120-91,08) – 86000 = 231900
Пусл3 = 10000 ( 120-91,01) – 86000 = 265500
Пф = 10000 ( 120-91,01) – 34400 = 265500
Побщ = 26550 - 337000 = - 71500
В том числе за счет изменения:
- количества реализованной продукции:
DПк = 83200 – 337000 = - 253800
- цены реализации:
DПц = 203200 – 83200 = 120000
- суммы постоянных затарат:
DПн = 265500 – 213900 = 516000
Нетрудно заметить, что предприятие за счет спада производства и как следствие уменьшение объема реализации продукции предприятие недополучило прибыли.
2.6.2.Анализ рентабельности деятельности ОАО «Крымпродмаш»
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д.
Рассчитаем показатели рентабельности деятельности ОАО «Крымпродмаш» за I-II полугодие. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) вычисляется путем отношения валовой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции:
Rз1 = 1966 / 1855 = 106% Rз2 = 2662 / 3277 = 81,2%
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли от каждой гривны, затраченной на производство и реализацию продукции. На протяжении 1999 года она снизилась на 24,8%.
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки:
Rп1 = 1966 / 4384 = 44,8% Rп2 = 2662 / 6759 = 39,4%
Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с гривны продаж. За анализируемый период она снизилась на 5,4%.
Рентабельность капитала исчисляется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестируемого капитала:
Rк1 = 2208 / 43584 = 5,1% Rк2 = 29869 / 42839 = 7%
Мы видим, что она возросла за анализируемый период в 1,4 раза.
Основными резервами роста прибыли являются увеличение объема реализованной продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках и т.д.
Вышеприведенные расчеты показывают, что в настоящее время показатели рентабельности находятся на достаточно высоком уровне, но имеют неустойчивый характер, что объясняется нестабильностью цен на рынке.
Анализ рентабельности по системе «Директ – костинг».
Рассмотрим анализ рентабельности по изделию: крышка закаточная.
В маржинальном анализе, расчет влияния отдельных видов продукции производится по следующей модели:
Ri = Пi / Зi = [Кi ( Уi - Vi) - Hi] / [Ki * Vi + Hi]
По данным таблицы 2.6.4. проведем факторный анализ рентабельности по крышке СКО:
Rпл = [25000 ( 108 – 91,08) - 86000] / [25000 * 91,08 + 86000] = 14,26%
Rусл1 = [10000 ( 108 – 91,08) - 86000] / [10000 * 91,08 + 86000] = 8,35%
Rусл2 = [10000 ( 120 – 91,08) - 86000] / [10000 * 91,01 + 86000] = 20,39%
Rусл3 = [10000 ( 120 – 91,01) - 34400] / [10000 * 91,01 + 34400] = 28,41%
Полученные данные показывают, что фактический уровень рентабельности в целом выше планового на 14,15%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.