Образование фонда основной оплаты на основе использования приростных нормативов целесообразно в тех случаях, когда в подразделении выпускается многономенклатурная продукция и происходящие структурные изменения приводят к несоответствию в динамике ее объема в стоимостном и трудовом выражении, а также когда имеет место необходимость увеличения объема производства за счет снижения трудоемкости продукции.
Формирование фонда основной оплаты на основе использования приростных нормативов может осуществляться следующим образом:
,
где ФЗПоисх — фонд основной оплаты, принимаемый за базу, тыс.грн.
НΔ — норматив прироста исходного фонда основной оплаты за каждый процент прироста объема продукции, в %:
ΔV — прирост продукции в принятых единицах измерения, в %.
При этом нормативы прироста основной оплаты на стоимостную единицу продукции в натуральном выражении по подразделениям целесообразно дифференцировать относительно (в %) прироста средств на оплату труда по предприятию в целом. В качестве основного фактора дифференциации можно использовать долю переменной части фонда основной заработной платы в его общей величине, а также устанавливать повышенные нормативы подразделениям, обеспечивающим на основе рационализации рабочих мест повышение фондоотдачи, улучшение использования производственных мощностей и т.д.
Норматив прироста фонда основной оплаты на каждый процент прироста объема произведенной продукции может рассчитываться по следующей формуле:
.
Формирование фондов основной оплаты с использованием коэффициентов трудового вклада подразделений в конечный результат деятельности осуществляется в порядке, аналогичном для всего фонда оплаты.
Формирование фондов основной оплаты прямым счетом по нормативам трудоемкости и средней заработной платы рекомендуется производить в порядке, аналогичном для фонда оплаты.
Поощрительный фонд в производственных единицах и основных цехах, выпускающих готовую продукцию, в тех случаях, когда до подразделений может быть доведен чистый доход, целесообразно формировать по нормативам от чистого дохода, оставшегося в их распоряжении. Принципиальная формула расчета указанного фонда в данном случае может быть представлена как:
где Н — норматив, определяющий долю поощрительного фонда в остаточном чистом доходе, в коп. на 1 грн. дохода;
Р — остаточный чистый доход структурного подразделения, тыс. грн.
При нецелесообразности (невозможности) разработки нормативов распределения остаточного чистого дохода поощрительный фонд производственной единицы и основных цехов рекомендуется формировать по нормативам, определяющим его долю соответственно в массе чистого дохода предприятия или производственной единицы, а также по нормативам прироста поощрительного фонда за каждый процент увеличения чистого дохода.
В таком же порядке целесообразно формировать поощрительный фонд производственных единиц и основных цехов, если они не имеют утвержденных (или договорных) оптовых цен, а применяют внутрипроизводственные цены предприятия.
В том случае, когда чистый доход не может быть доведен до внутрипроизводственных подразделений, поощрительный фонд работников следует определять по цеховому показателю себестоимости продукции. Методы учета и планирования этого показателя в настоящее время в достаточной степени разработаны и при наличии обоснованных норм расхода сырья, материалов, заработной платы, показатель себестоимости продукции является надежным измерителем эффективности производственной деятельности подразделений. В данном случае поощрительный фонд рассчитывается, исходя из его базовой величины и нормативов прироста в зависимости от динамики снижения себестоимости продукции.
Поощрительный фонд, принимаемый в основу для расчета нормативов подразделениям, должен обеспечивать им равный размер вознаграждения в расчете на одного работника (или на 1 гривну выплат из фонда основной оплаты). При этом устанавливаемые подразделениям задания по росту чистого дохода или снижению себестоимости продукции (услуг) должны быть относительно равно напряженными. При невозможности обеспечения подразделений такими заданиями следует устанавливать меньшие размеры исходных поощрительных фондов работникам подразделений с более низким уровнем использования производственных ресурсов и соответственно с менее напряженными заданиями.
Нормативы образования поощрительного фонда необходимо доводить до структурных подразделений заблаговременно, до начала планового периода. Утвержденные в установленном порядке нормативы изменяться и переутверждаться не должны.
Отчисления в поощрительный фонд подразделений целесообразно производить ежеквартально нарастающим итогом по утвержденным нормативам.
Раздельный порядок формирования фонда основной оплаты и поощрительного фонда не препятствует их использованию как единого фонда оплаты труда. В связи с этим в поощрительный фонд подразделений могут быть перечислены неиспользованные средства по фонду основной заработной платы, полученного по установленным нормативам. Такое перечисление, однако, целесообразно при условии выполнения плана производства продукции (расчетно) в стоимостном и натуральном выражении, а также заданий по росту производительности труда, качеству продукции и т.п. Если же перечисление имеет целью компенсировать за счет фонда основной оплаты низкие отчисления в поощрительный фонд из-за недостаточного уровня работы предприятия, то такие отчисления производить не следует. Более того, в этом случае целесообразно вообще разобраться с причинами экономии по фонду основной оплаты и принять меры к повышению обоснованности нормативов.
Средства поощрительного фонда расходуются по специальной смете или по объединенной смете расходования единого фонда оплаты труда (включающего фонд основной оплаты и поощрительный фонд).
Размеры, порядок и очередность выплаты премий и вознаграждений за счет поощрительного фонда определяются руководством структурного подразделения по согласованию с профсоюзной организацией.
Контракт представляет собой особый вид трудового договора, который, в соответствии с КЗоТ Украины (ст. 21), предусматривает срок действия договора, права, обязанности и ответственность сторон, условия материального обеспечения и организации труда работника, а также условия прекращения договора. Поэтому на контракт, как и на другие формы трудового договора, распространяется единый правовой режим.
Заключение трудового контракта производится на основании Положения о порядке заключения контрактов при принятии (найме) на работу, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 19.03.1994 г. №170, в соответствии с Типовой формой контракта с работником, утвержденной приказом Минтруда Украины от 15.04.1994 г. №23, с учетом внесенных в эти документы в последующие годы изменений и дополнений.
Контракт направлен на индивидуализацию трудового правоотношения, т.е. установление условий труда с учетом содержания и характера трудовых обязанностей, профессиональных, деловых и личностных качеств работника.
При контрактной форме найма работник менее защищен от произвола работодателя, поэтому сфера применения контрактной формы трудового договора ограничена.
Законодательством Украины применение контрактной формы разрешено в отдельных отраслях народного хозяйства и для определенного круга работников, на что указывается в следующих нормативных актах:
— Закон Украины "О предприятиях в Украине" (ст. 16);
— Закон Украины "Об образовании" (ст. 15 и 19);
— Закон Украины "О статусе Академии наук" (ст. 7);
— Закон Украины "Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности" (ст. 25);
— Закон Украины "О товарной бирже" (ст. 12);
— Закон Украины "О потребительской кооперации" (ст. 14);
— Закон Украины "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие чернобыльской катастрофы" (ст. 42);
— Закон Украины "Об адвокатуре" (ст. 8);
— Закон Украины "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (ст. 23);
— Указ Президента Украины "О мерах по повышению уровня работы органов государственной исполнительной власти" (п. 1);
— Декрет Кабинета Министров Украины "Об управлении имуществом, находящимся в общегосударственной собственности" (п. 4);
— постановление Кабинета Министров Украины от 19.03.1993 г. №203 "О применении контрактной формы трудового договора с руководителями предприятий, находящимися в общегосударственной собственности" (с последующими дополнениями и изменениями);
— постановление Кабинета Министров Украины от 6.02.1992 г. №63 "Об упорядочении и материальном обеспечении в отрасли спорта" (п. 4).
Контракт — это прежде всего срочный трудовой договор, заключаемый (обязательно) в письменной форме. У нас нашли применение контракты, носящие срочный характер, хотя в принципе возможно заключение контракта и на неопределенный срок. Установление конкретного срока работы по контракту является правом сторон при обязательном соблюдении установленных законодательством предельно допустимых сроков.
Главным условием заключения контракта является то, что условия оплаты труда и социального обеспечения работников, наем которых осуществляется на основе контрактной формы трудового договора, не могут ухудшаться по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством и коллективным договором.
На основании Типовой формы контракта рекомендуется разрабатывать на предприятии примерные формы контракта для различных категорий работников (рабочие, руководители, служащие). Они используются как первоначальный проект для начала переговоров между работодателем и претендентом на вакантное рабочее место.
Контракт заключается с соблюдением общего порядка заключения трудовых договоров, включающего в себя достижение соглашения по основным и дополнительным условиям, предъявление необходимых документов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23