Для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг), либо отрасли, т.е. группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых – те же показатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы всегда весьма расплывчаты.
Разрабатывая конкретную стратегию, страны стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает страна, может принести успех.
Конкретная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики – неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже– как было замечено ранее - конкуренцию в отрасли определяют следующие факторы:
1) конкурентоспособность страны;
2) конкурентоспособность отросли;
3) конкурентоспособность смежных отраслей;
4) конкурентоспособность донного рынка;
5) конкурентоспособность изготовителя и его конкурентов;
6) конкурентоспособность поставщиков;
7) конкурентоспособность товаров на рынке;
8) конкурентоспособность товаров – заменителей;
9) форма рынка, количество изготовителей (продавцов) и покупателей;
10) размер (объем) рынка;
11) среднеотраслевая норма прибыли;
12) стадия жизненного цикла рынка;
13) доступ на рынок (высота барьеров);
14) качество правового обеспечения;
15) сила конкуренции на рынках продавцов и покупателей;
16) политика ценообразования;
17) качество сервиса;
18) качество подготовки специалистов в отрасли;
19) качество управления (менеджмента).
3.2.Эффективность конкурентных рынков. Анализ конкурентоспособности российской экономики
В журнале «Коммерсантъ-Деньги» опубликована статья «Монополистическое отечество в опасности», главным тезисом которой является то, что самым мощным тормозом развития экономики России является недостаток конкуренции. Причем государство само создает условия, которые сдерживают ее и способствуют монополизму (4;31).
Экономика нынешней России, приобретя некоторые черты рыночной, сохранила и черты старой системы. В итоге круг тех, кто может успешно вести бизнес, сужается, что и делает монополистичной целиком всю экономику.
Поэтому не случайно, что все более распространенным становится мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с властью (например, муниципальной), которая рассматривает любой бизнес на своей территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту (4;31).
Одним из факторов низкой конкурентоспособности России на мировом рынке является коррупция в высших эшелонах власти и несознательность большинства наших граждан. В “карманах и кошельках” высоких чиновников незаконным образом накоплены большие средства, и эти средства “работают” лично на них, в то время как должны быть включены в оборотный капитал какого либо промышленного предприятия и работать на государство.
Необходимо также обозначить еще одну большую проблему — ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. На сегодняшний день в России рабочая сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и связанной с ней системой социальных благ. Семья безработного, живущая в экономически неблагоприятном районе, имеет пособие по безработице и экономические субсидии, все члены семьи лечатся бесплатно, а дети получают бесплатное среднее образование и бесплатно пользуются услугами детских садов. Переезд, как правило, означает утрату всех этих льгот. И в первую очередь самой главной — права на жилье. Внеэкономические формы прикрепления людей к земле (крепостное право, изъятие паспортов у крестьян и проч.) просто уступили место экономическим ограничениям в виде социальных благ. Но сути это не меняет: феодальная экономика всегда менее эффективна, чем капиталистическая (4;32).
К тому же в Москве, являющейся экономическим центром и крупнейшим работодателем, фирма не имеет права без разрешения властей принять на работу гражданина РФ, не имеющего регистрации в Москве (получение которой зависит от воли ряда других людей).
Вот ещё одно мнение опубликованное уже в журнале «Экономист» доктором экономических наук, профессором В. Кондрашовым: «...приходится констатировать, что, следуя к рынку, реформаторские силы в нашей стране в решении проблем конкурентоспособности пошли не вперед – с учетом достижений развитых стран и известных фактов, свидетельствовавших, что немало видов продукции советского производства аэрокосмического комплекса, энергетического и транспортного машиностроения, военной техники, были вне конкуренции на мировом рынке, а назад, утрачивая эти позиции» (5;86).
Также нужно отметить, что макроэкономическая структура в России не соответствует требованиям эффективного развития экономики. Резко сократился экспорт наукоемкой продукции и услуг, близок к «нулевой» отметке уровень производства конкурентоспособных услуг и нематериальных продуктов.
Решение указанной проблемы в России возможно на основе разработки и реализации национальной доктрины, ядром которой должна стать стратегия рационального использования имеющихся ресурсов, основанная на активизации интеллектуальной деятельности, повышении роли образования, здравоохранения, фундаментальных и обществоведческих наук, (развитие которых на сегодняшний день приобретает масштаб национальных проектов государства) существенном расширении производства нематериальных благ и услуг. Особое значение приобретает стимулирование результативной интеллектуальной деятельности, являющейся качественным определителем состояния трудовых ресурсов, технико-технологических условий и факторов производства.
Последствия перечисленных тенденций неутешительны. Давосский всемирный экономический форум в своем очередном годовом отчете о конкурентоспособности стран мира поставил Россию на 52-е место (после Зимбабве) (6;26).
Анализ конкурентоспособности российской экономики требует международных сопоставлений. В июле 2002 г. организация промышленного развития при ООН обнародовала доклад о конкурентоспособности 87 государств. Россия занимала 44-е место по индексу конкурентоспособности (7;36). Нынешняя конкурентоспособность российской экономики во многом поддерживается искусственно, в частности, за счет далеких от мировых низких цен на продукцию топливно-энергетического комплекса. Как видно из сегодняшнего положения цен на внешне-торговом рынке – они развиваются по нарастающей, к чему многие страны (К примеру, Украина) относятся настороженно, и хотят придать этому вопросу политический оттенок. В условиях глобального рынка выигрывают те, кто может глобально конкурировать. Это понимают все, и когда развитие энергетических ресурсов блокируется рядом высказываний западных политических деятелей, то России ничего не остается, как искать новые рынки сбыта (Китай, к примеру).
Россия располагает наибольшими возможностями для своего социально-экономического развития по сравнению с другими странами мира. По уровню абсолютной величины национального богатства на душу населения Россия опережает многие страны.
К сожалению, по показателю валового национального продукта на душу населения Россия отстает от США в 5 раз, Японии - в 4 раза, Германии и ряда других западноевропейских стран - в 3,5 раза и т.д. Кроме того, сегодня 40% мирового рынка высоких технологий концентрируется в США, в России - менее 0,5% (8;3).
В условиях укрепления рыночного механизма становится актуальным установление сбалансированности уровня национальной и региональной конкурентоспособности. А это, в свою очередь, возможно на основе исследования закономерностей формирования и развития процесса конкурентоспособности всех уровней, структур, внешних и внутренних связей региональной экономики, анализа и оценки экономического потенциала. Понятие «конкурентоспособность регионов» является наиболее общей категорией, объединяющей конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей экономики, характеризующей положение региона на внутреннем рынке и обеспечивающей предпосылки для укрепления позиций страны на мировом рынке. По данным конъюнктурных исследований, в настоящее время только 8 регионов России обладают ярко выраженными конкурентными преимуществами на внешнем рынке. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области. Еще у 5-ти эти преимущества сравнительные, у 14-ти - ограниченные, а у оставшихся 62-х регионов они по существу отсутствуют вовсе (9;65).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5