Расчет нетоварных расходов проводят следующим образом:
1. Определяют средневзвешенный коэффициент издержкоемкости (К) по всему товарообороту
S (кi*aj)
100
К=
Где ki; — коэффициент издержкоемкости по данной статье каждой товарной группы;
aj — доля (в %) данной товарной группы в товарообороте.
К=S(2,12*16) = 0,3392
2. Исчисляют уровень данной статьи расходов по товару, издержкоемкость которого принята за единицу Uf.
K
где U — средний уровень расходов по данной статье.
Uf=0,5 тыс. руб. = 1,47 тыс. руб.
0,3392
3. Определяют уровни расходов по каждой товарной группе
Ui= 1,47 тыс. руб.*2,12=3,12
С помощью этого метода косвенным путем распределяются по товарам и прямые расходы, что приводит к некоторым неточностям. Однако его применение с использованием ЭВМ обеспечивает возможность без значительных затрат средств и времени при существующей системе учета определять соотношения и уровень расходов на реализацию товаров в целом по магазину, организации, области.
Более точным следует считать метод определения издержек обращения по товарным группам, основанный на непрерывном текущем наблюдении за деятельностью предприятий, типичных для всей торговли. Такой потоварно-групповой учет издержек обращения используют в магазинах, на мелкооптовых базах, выделенных на самостоятельный баланс, в торгах или централизованных бухгалтериях по отношению к тем предприятиям, по которым издержки учитываются по всем статьям.
На основе первичных документов обеспечивается возможность получить более достоверные сведения о величине прямых расходов на реализацию отдельных товаров (транспортные расходы, заработная плата и др.). Другие статьи (расходы по аренде, капитальному и текущему ремонту, амортизации и содержанию основных средств, проценты за кредит и др.) распределяются по-разному с учетом условий работы магазинов, складов и баз: пропорционально товарообороту или занимаемой площади, величине средних запасов товаров и т. д.
Помимо указанных методов, для изучения издержек обращения по группам товаров и их видам все чаще используются экономико-математические методы, позволяющие установить связи и зависимость издержек обращения от различных факторов.
2.5 Показатели издержек обращения.
Величина издержек обращения характеризуется абсолютной суммой и уровнем.
Уровень издержек обращения, рассчитанный как процентное отношение суммы издержек обращения к объему товарооборота, является одним из важнейших оценочных показателей результатов деятельности торгового предприятия. Он служит ориентиром для установления размера торговой надбавки к цене реализуемого товара.
В настоящее время средний уровень издержек обращения в розничной торговле страны составляет 18-20 % при рентабельности в пределах 4-6 %.
Уровень издержек обращения значительно колеблется по регионам и типам торговых организаций, что обусловлено особенностями покупательской способности населения, развитие производства товаров , транспортных коммуникаций, условиями товароснабжении торговой сети, объемом и структурой товарооборота.
Различается уровень издержек обращения в зависимости от группы и видов реализуемых товаров. В торговле продовольственными товарами он выше в среднем 15-18 %, чем в торговле непродовольственными товарами (7-8 %), из-за больших расходов по транспортировке, хранению, расфасовке, естественной убыли товарных потерь и расходов по таре. Наиболее высок уровень издержек обращения при продаже овощей, картофеля, алкогольных напитков, молочных продуктов и хлебобулочных изделий. В группе непродовольственных товаров наиболее издержкоемкими являются товары хозяйственного и культурно-бытового назначения длительного пользования. Установлено , что расходы на реализацию продовольственных товаров в 1,5-2 раза больше расходов на реализацию непродовольственных товаров на ту же сумму. Большинство непродовольственных товаров в торговую сеть поставляют крупными партиями, по более высоким ценам, что обуславливает более низкий уровень расходов по их транспортированию, хранению и реализации. В определенной степени этим объясняется, различие уровней издержек обращения торговых предприятий в зависимости от их товарной специализации и ассортимента структуры товарооборота.
Помимо структуры и объема товарооборота, на уровень затрат предприятий влияет много других факторов. Так, неравномерное размещение предприятий-производителей товаров, определяет различие в транспортных расходах торговых предприятий; из-за сезонности производства и потребления ряда товаров приходится создавать запасы, что приводит к увеличению расходов по их хранению.
План издержек обращения отражает величину текущих расходов, необходимых для выполнения различными товаропроводящими звеньями, торговыми системами, организациями и предприятиями установленного для них плана товарооборота и прибыли.
В соответствии с действующим порядком план издержек обращения разрабатывается предприятиями самостоятельно и утверждается их руководителями, что значительно повышает требования к обоснованию плановых расчетов. От их выполнения. зависят конечные финансовые результаты, возможности увеличения основных и оборотных средств, величина фондов материального стимулирования, развития торговли и социально-культурных мероприятий.
Важной задачей планирования издержек обращения является выявление резервов снижения расходов за счет роста производительности труда, лучшего использования основных и оборотных средств, сокращения административно-управленческих расходов, устранения потерь от бесхозяйственности. При определении уровня издержек обращения на плановый период учитывают рост объема товарооборота и изменения его структуры, прирост розничной и складской торговой сети, изменение ее технической оснащенности, механизацию трудоемких процессов и т. д.
С учетом указанных факторов торги (объединения, фирмы) составляют проект плана издержек обращения и представляют его в управление торговли, а последние — в министерства торговли союзных республик. Согласованный и увязанный с расчетами прибыли, фондами стимулирования проект плана издержек обращения служит для обоснования указанных планов в низовых звеньях торговли и общественного питания.
В плане определяется общая сумма издержек обращения, необходимая для обеспечения нормальной работы торговых организаций, уровень издержек в процентах к общему объему розничного оборота, отдельно по организациям (предприятиям) розничной торговли и общественного питания.
Составлению плана предшествует изучение отчетных и ожидаемых показателей издержек обращения. Задача состоит в том, чтобы выявить тенденции издержек обращения, изучить факторы, влияющие на их общий уровень, и отдельные статьи расходов, определить обоснованность величины затрат, выявить резервы экономии и меру обеспечения высокой культуры обслуживания.
В процессе изучения отчетных данных издержки обращения оцениваются в целом по уровню и по отдельным статьям.
Разница между плановым и фактическим (базисным и отчетным) уровнем издержек показывает их относительную экономию или перерасход. Для этого товарооборот отчетного периода умножают на размер изменения уровня издержек обращения и делят на 100.
Интенсивность изменения уровня издержек обращения характеризуется темпами их увеличения либо снижения, которые рассчитываются в процентах как отношение размера изменения к первоначальному уровню издержек обращения.
В процессе анализа и составления плана издержек обращения следует учитывать количественную меру влияния на них следующих основных факторов: объема и структуры товарооборота, цен на товары и услуги, уровня производительности труда, внедрения прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей и др. Необходимо учитывать также факторы, характеризующиеся качественными признаками (расположение магазинов, их специализация и др.).
С увеличением объема товарооборота уровень издержек обращения снижается, поскольку товарооборот растет, как правило, более высокими темпами в сравнении с суммой издержек обращения. При этом относительно медленнее могут расти издержки обращения по всем статьям, хотя степень зависимости от объема товарооборота у разных статей неодинакова. В зависимости от влияния товарооборота издержки принято делить на условно-переменные (транспортные расходы, заработная плата, проценты за кредит, расходы по таре и др.) и условно-постоянные (расходы по аренде и содержанию зданий и оборудования, амортизационные отчисления, административно-управленческие расходы и др.
С ростом объема товарооборота сумма условно-переменных расходов увеличивается, что может сопровождаться повышением их уровня. Напротив, при тех же условиях постоянные расходы обычно изменяются незначительно, что ведет к снижению их уровня.
Нельзя, однако, не учитывать условности деления издержек обращения на зависимые и не зависимые от товарооборота, поскольку с его ростом далеко не всегда происходит: увеличение условно-переменных и уменьшение условно-постоянных издержек обращения. Например, издержки по транспортированию и хранению товаров, относящиеся к условно-переменным, могут снижаться под влиянием научно-технического прогресса, рационализации путей и звенности товародвижения, улучшения организации и условий хранения товаров, устранения бесхозяйственности. Напротив, увеличение значительной части условно-постоянных расходов может быть вызвано повышением качества обслуживания покупателей, строительством новых и реконструкцией действующих предприятий, введением дополнительных услуг и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6