Из табл. 1 видно, что в розничной торговле уровень издержек
обращения выше, чем в оптовой. Это объясняется значительно большими расходами
в розничной торговле по оплате труда, содержанию помещений, оплате кредитов и
др.
В оптовой торговле товары реализуются крупными партиями, что
обусловливает относительно низкий уровень издержек, хотя уровень транспортных
расходов в оптовой торговле значительно выше.
По мере усиления роли оптовой торговли в товароснабжении, повышения доли
товарных запасов на складах будут увеличиваться ее расходы по фасовке,
хранению, подсортировке и упаковке товаров.
Наиболее высокий уровень издержек имеют предприятия общественного
питания. Это объясняется совмещением в этой отрасли торговых и
производственных функций. В общественном питании значительно выше уровень
расходов по заработной плате, амортизации основных средств, стирке и износу
белья. В издержках общественного питания в отличие от торговли имеются расходы
по топливу, пару и электроэнергии, износу столового белья и посуды,
обусловленные процессами производства организации потребления пищи.
Увеличение в товарооброте доли продукции собственного производства
приводит к значительному росту издержек производства и обращения в
общественном питании.
Издержки обращения неодинаковы и по отдельным группам товаров. Свойства
непродовольственных товаров и особенности торговли ими в целом обусловливают
более низкий уровень их издержек обращения по сравнению с продовольственными
товарами. В отличие от продовольственных товаров непродовольственные
поставляются сравнительно более крупными партиями, с более высокой средней
ценой, что ведет к снижению расходов по их транспортированию. Здесь значительно
ниже естественная убыль, расходы по подработке, подсортировке и упаковке
товаров.
Еще более заметно различаются издержки обращения по отдельным видам
товаров. Больших затрат требует продажа овощей, хлеба, рыбы, культтоваров,
товаров хозяйственного назначения и др.
Значительные колебания уровня издержек обращения выдвигают необходимость
более точного определения их величины по конкретным товарам в оптовой и
розничной торговле города и села, на предприятиях общественного питания, в
заготовительных организациях. Необходимость в уточненных расчетах вызывается
также требованиями установления научно обоснованных торговых скидок по товарам
для совершенствования нормативного планирования издержек обращения, выявления
резервов и устранения непроизводительных потерь.
При изучении издержек обращения по товарам используются показатели
специализированной торговой сети, документального выборочного учета,
коэффициенты сравнительной издержкоемкости, экономико-математические методы.
Известное представление об уровне издержек по товарным группам могут дать
показатели первичного бухгалтерского учета узкоспециализированных магазинов.
Вместе с тем эти данные нельзя распространять на всю торговую сеть из-за
незначительного удельного веса специализированных магазинов и более низкого в
них уровня издержек обращения по сравнению с универсальной торговлей.
Примерные уровни издержек обращения по товарным группам на базе
существующего учета можно определить методом распределения расходов на основе
коэффициентов сравнительной издержкоемкости товарных групп.
Под издержкоемкостью в торговле понимается сумма расходов,
приходящихся на 1 руб. (или 100 руб.) оборота, что по своему численному
значению совпадает с уровнем издержек (в процентах к товарообороту).
Коэффициенты издержкоемкости показывают соотношение уровней расходов каждой
товарной группы по отношению к товару, принятому за базу сравнения. Для
расчета используются отчетные данные об издержках обращения и экономические показатели,
отражающие затраты по каждой статье издержек обращения. К числу таких
факторов-показателей можно отнести затраты времени на реализацию единицы
каждого вида товара, средние цены, соотношение общего (брутто) и чистого
(нетто) веса перевозимых товаров, средний товарный запас и др.
Поочередно по каждому фактору отдельно определяются частные
коэффициенты-соотношения (К1, К2 и т. д.) этого показателя (фактора) по
всем группам товаров, один из которых принимается за базу сравнения (например,
соотношение цен каждого товара с товаром, цена которого принята за 1).
Перемножением частных коэффициентов рассчитывается общий коэффициент
издержкоемкости по данной статье каждой товарной группы (К1, К2, .... К).