В последующем к этой организационно-правовой форме вернулись в XVII веке в эпоху великих географических открытий, расцвета торговли и подъема европейской промышленности.
Для развития промышленного производства и заморской торговли потребовались значительные финансовые ресурсы. Тогда и обратились к опыту итальянцев. В Англии, Голландии и Франции под эгидой государства начали создаваться особые компании по торговле и освоению колоний (в течение XVI века их было открыто свыше 60). Уставный капитал у них был поделен на определенные доли, которые и стали называться акциями. Вообще, впервые термин “акция” был применен в 1610 году Голландской Ост-Индской компанией.
Впоследствии акционерная форма начала применяться и для “внутреннего пользования”. В конце XVII в. в Великобритании создаются первые публичные (открытые) акционерные общества в различных сферах экономики.
Наиболее известным стал проект по созданию в 1684 году Английского банка, который впоследствии стал центральным банком и единственным эмиссионным центром страны. Его уставный фонд составил 1,2 млн. ф. ст., причем одно лицо могло иметь акций на сумму не более 20 тыс. ф. ст. Опыт был удачен, что в свою очередь стимулировало создание новых обществ. В результате к началу 1720 года в стране действовало ужу 279 акционерных обществ.
Новый всплеск интереса к акционерным компаниям пришелся на 1835-1836 годы, тогда в Великобритании было открыто 300 компаний с общим капиталом в 135 млн. ф. ст., в том числе 88 железнодорожных, 71 горнозаводская, 17 судоходных, 11 страховых и т.д. Франция и Германия не стояли в стороне от этого “благородного дела”. В частности, во Франции к 1848 году акций только железнодорожных обществ было выпущено на сумму 2,5 млрд. франков.
Бурно развивалось акционерное движение и в США. Там первые компании начали возникать в судостроении и текстильной промышленности. Бум акционерного учредительства пришелся на 1790-1803 годы. В тот период времени в стране было учреждено 259 обществ с совокупным акционерным капиталом в 48,4 млн. долларов.
Вообще, США является своеобразным примером по концентрации акционерного капитала. Так, к началу 1914 году две финансовые группы Моргана и Рокфеллера владели акциями на сумму 22 млрд. долларов, что составляло 56% всего акционерного капитала.
§ 3 Механизм осуществления деятельности АО.
Акции.
АКЦИЯ ¾ отражает отношение между собственниками предприятия по поводу их доли в уставном капитале предприятия и их участие в управлении ею.
Акция должна содержать следующие реквизиты: фирменное наименование акционерного общества и его местонахождение; наименование ценной бумаги- ”акция”, ее порядковый номер, дату выпуска, вид акции (простая или привилегированная) и ее номинальную стоимость, имя держателя (для именной акции);размер уставного фонда акционерного общества на день выпуска акций, а также количество выпускаемых акций; срок выплаты дивидендов; подпись председателя правления акционерного общества.
Минимальная номинальная стоимость акций определяется законом (уставом). В России минимальная стоимость не может быть менее 50 руб. Существуют высокие номиналы акций. Как правило, акции продаются выше их номинальной стоимости на "пари" с соответствующей рыночной надбавкой - ажио, которая определяется курсом акций. Сумма надбавок включается в накопления капитала акционерного общества.
Важным вопросом финансового управления является определение цены акции. Финансовому менеджеру приходится определять цену акции при эмиссии и при оценке эффективности финансовых решений.
Целесообразность выпуска акций во многом определяется издержками выпуска. Существует два типа издержек нового выпуска: административные издержки и дисконт выпуска. Административные издержки ¾ это оплата труда профессионалов, которые будут заниматься подготовкой выпуска и реализацией акций; уплата регистрационного сбора за эмиссионный проспект, соответствующего налога, затраты на печать. Дисконт выпуска ¾ это разница между ценой эмиссии ценных бумаг и их текущей рыночной ценой.
В издержках выпуска есть постоянная и переменная части, что делает выпуск большого количества ценных бумаг более экономичным за счет уменьшения доли постоянных издержек. Однако чрезмерное увеличение количества акций увеличивает риск их нереализуемости и затрудняет управление. Если номинал завысить, то число потенциальных инвесторов сразу же уменьшается, и, наоборот, занижение номинала приводит к необоснованному росту издержек эмиссии и нежелательному разводнению капитала.
Учитывая сложившуюся ситуацию при определении номинальной цены акций необходимо ориентироваться не столько на определение потребности предприятия финансовых ресурсов, сколько на платежеспособный спрос населения: наличие у него свободных денег и доверие к продукции, выпускаемой данным предприятием.
Предприятие может увеличивать число инвесторов путем уменьшения номинальной стоимости акций. Это так называемый сплит ¾ дробление акций: взамен изымаемых старых акций акционерам вручаются новые акции на ту же общую сумму, но с более мелким номиналом.
В условиях инфляции, если акции предприятия продаются по слишком низкому курсу, руководство фирмы может прибегнуть к консолидации. Она противоположна сплиту. Например. При коэффициенте консолидации равному 3, за каждые три акции по 500 тыс крб акционеру предоставляется номиналом 1,5 млн крб.
Выполняя свои обязательства перед акционерами, предприятие может практиковать скрип дивиденда, то есть выплачивать дивиденды не в денежной форме, а новыми акциями.
Это предоставляет предприятию возможность роста. Скрип дивиденда разрешен нашим законодательством и может использоваться на практике. Но интерес к нему появляется у инвестора только при наличии налоговых выглд; в противном случае акционеры предпочитают получать дивиденды в денежной форме.
Таким образом, принятие решения о выпуске акций ¾ сложный финансовый вопрос. Для его обоснованного решения необходимо определить:
·издержки выпуска;
·номинальную цену акции, которая будет устраивать и предприятие, которое выпускает акции, и инвесторов;
·ожидаемую рыночную стоимость акции в процессе обращения.
Последнее в свою очередь зависит от ожидаемых дивидендов и прогнозной величины отдачи на капитал. Равновесие на рынке наступает только при равенстве отдачи. Которую может предложить фирма эмиссионер, и отдачи на капитал, которая будет устраивать инвестора.
Без предварительного анализа целесообразности выпуска акций предприятие напрасно потратит деньги на подготовку эмиссии. Необоснованный выпуск акций как заменителей денег подстегнет инфляцию. Недопустим выпуск акций без предварительного расчета ожидаемого дивиденда и рыночной цены. Это может привести к росту нестабильности экономики и подрыву доверия населения к акционированию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7