Рефераты. Вопросы оценки эффективности производства и реализации продукции энергетического машиностроения p> 1.8. РОЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Стандартизация и сертификация — это основа для выпуска высококачественной продукции.
В Российской Федерации в 1993 г. приняты законы «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О стандартизации продукции и услуг».
Сегодня эти законы вместе с рядом других законодательных актов, в том числе с законами «О защите прав потребителей», «Основами законодательства РФ об охране труда», «Об охране окружающей среды», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и рядом других государственных актов, образовали единое правовое пространство, придав деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации преимущественно социальную направленность.
Стандартизация во всем мире является проводником качества и ускорения
НТП, поэтому от ее состояния в стране зависит очень многое.
Рассмотрим сущность основных понятий в области стандартизации, изложенных в новом Законе РФ «О стандартизации». Под объектом стандартизации в широком смысле понимаются продукция, процессы и услуги, которые в разной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.
Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующийся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или представителем), в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области (ГОСТ Р 1.092).
Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практическом опыте и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
В России нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории;
• государственные стандарты РФ - ГОСТ Р;
• отраслевые стандарты — ОСТ;
• технические условия - ТУ;
• стандарты предприятия и объединения - СТП;
• стандарты научно-технических и инженерных обществ - СТО.
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:
• стандарты основополагающие;
• стандарты на продукцию, услуги;
• стандарты на процессы;
• стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
В зависимости от масштабности распространения стандартов они подразделяются на:
• национальные;
• региональные;
• межгосударственные;
• международные.
Национальный стандарт (ГОСТ Р) - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации одной страны.
Региональный стандарт — стандарт, принятый региональной международной организацией по стандартизации.
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемый ими непосредственно.
Международный стандарт - стандарт, принятый Международной организацией по стандартизации (ИСО).
Для новой российской системы по стандартизации характерны, во-первых, максимальное сближение требований отечественных и международных стандартов, во-вторых, сохранение обязательности требований государственных стандартов лишь к той части показателей, которые во всем мире подлежат законодательному регулированию, т.е. прежде всего показателей безопасности для человека и окружающей среды, технической и функциональной совместимости и взаимозаменяемости. Кроме того, характерно смещение приоритетов в сторону стандартов, регламентирующих методы испытаний и оценки объектов, что во всем мире признается необходимым для обеспечения доверия и взаимопонимания в сфере техники и технологии.
Вместе с тем фонд стандартов СССР сохранен. Эти стандарты и сейчас применяются как в России, так и в странах СНГ, обретя статус межгосударственных. Для решения проблемы повышения качества продукции очень важно, чтобы отечественные стандарты систематически пересматривались и добавлялись новыми с учетом развития науки и техники, все время приближаясь к международным стандартам или опережая их.
Международная организация по стандартизации организовала в 1979 г. технический комитет «Управление качеством и обеспечение качества». В 1986 г. комитет, опираясь на британские стандарты и опыт Международной электротехнической комиссии (МЭК), подготовил основополагающие стандарты
ИСО серии 9000, которые были изданы в 1987 г. и в настоящее время получили всемирное признание. Сейчас они действуют в 73 странах мира, а также в ЕС, причем в 68 странах они введены непосредственно. Благодаря этому стандарты
ИСО 9000 стали нормативной базой для сертификации (регистрации) продукции и систем качества предприятия. Такие системы уже существуют в 51 стране мира.
Идеология ИСО 9000 лежит в основе работы Европейской организации по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Поэтому использование отечественными предприятиями этой системы стандартизации имеет для них большое значение.
Стандарты ИСО серии 9000 определяют новое положение предприятия на рынке.
Тот, кто первый внедряет их и представляет потребителю документы о том, что он работает в соответствии с этими стандартами, получает преимущественное положение на рынке. Цена на его продукцию, как правило, в 2- 4 раза выше цены той продукции, чей производитель не обладает соответствующим сертификатом.
Продукция, на которую в государственных стандартах установлены требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья или имущества граждан и охраны окружающей среды, подлежит обязательной сертификации. Это вытекает из
Закона РФ «О защите прав потребителей». Сертификация в России введена с 1 января 1992 г.
Сертификация — деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Система сертификации — совокупность участков сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.
Сертификат - документ, удостоверяющий, что на предприятии выпускается продукция, соответствующая всем требованиям стандарта.
Кроме обязательной сертификации может быть и добровольная, но в этом случае предприятие получает на свою продукцию или услуги не Сертификат соответствия, как при обязательной, а Знак соответствия.
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
• создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
• содействие потребителям в компетентном выборе продукции:
• содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
• защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
• контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.
Основная задача сертификации - добиваться, чтобы сертификаты, выданные в стране, признавались нашими зарубежными партнерами, чтобы эти сертификаты открывали отечественной продукции путь на внешний рынок.
Вся ответственность за сертификацию в стране возложена на Государственный комитет РФ по стандартизации и его органы, наделенные этими полномочиями. К началу 1996 г. в системе сертификации ГОСТ было аккредитовано более 300 органов по сертификации и около 1000 испытательных лабораторий и центров, как отечественных, гак и зарубежных.
Предприятие, планирующее сертифицировать свою продукцию, должно направить заявку в Госстандарт или в орган, который уполномочен им на проведение этой работы. Госстандарт после получения такой заявки сообщает предприятию, какой организацией будет осуществлена проверка производства и в какой лаборатории будут проведены испытания продукции.
Если проверка и испытания подтвердили, что продукция соответствует требованиям стандарта, то составляется протокол, который направляется затем в органы Госстандарта. Госстандарт на основе этих подтверждающих документов выдает предприятию-изготовителю Сертификат соответствия максимум на 3 года.
Все расходы, связанные с процедурой сертификации продукции, оплачиваются предприятием-заявителем, которые затем списываются на издержки производства.

1.9. АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Для экономического возмещения физического и морального износа основных производственных фондов (ОПФ) их стоимость в виде амортизационных отчислений включается в затраты на производство продукции. Таким образом, амортизация - это постепенный перенос стоимости ОПФ на выпускаемую продукцию.
Амортизационные отчисления производятся предприятиями (организациями) ежемесячно исходя из установленных норм амортизации и балансовой стоимости основных фондов по отдельным группам или инвентарным объектам, состоящим на балансе предприятия (организации).
Норма амортизации представляет собой установленный государством годовой процент погашения стоимости основных фондов и определяет сумму ежегодных амортизационных отчислений. Иначе говоря, норма амортизации - это отношение суммы годовых амортизационных отчислений к стоимости ОПФ, выраженное в процентах.
Нормы амортизации устанавливаются и периодически пересматриваются государством, они едины для всех предприятий и организаций независимо от их форм собственности и форм хозяйствования.
Амортизационная политика является составной частью общей научно- технической политики государства. Устанавливая норму амортизации, порядок ее начисления и использования, государство регулирует темпы и характер воспроизводства в отраслях, а именно, через норму амортизации задается скорость обесценивания, а через нее - скорость обновления основных фондов.
Для действовавшей в СССР системы амортизации характерны были следующие черты: единые нормы амортизации; прямолинейный равномерный метод начисления; наличие двух норм амортизации на капитальный ремонт и на замену
(реновацию); включение амортизационных отчислений в себестоимость продукции; начисление амортизации в течение фактического срока службы средств груда; перераспределение государством амортизационных отчислений на реновацию между предприятиями на безвозмездной основе.
С 1991 г. существенно изменены порядок и нормы амортизационных отчислений.
Во-первых, введены новые нормы амортизации, которые по многим видам основных фондов существенно отличаются от прежних.
Во-вторых, отменены амортизационные отчисления на капитальный ремонт, теперь предприятия все виды ремонтов осуществляют за счет себестоимости продукции и при необходимости могут создавать резервный фонд затрат на ремонт.
В-третьих, по машинам, оборудованию, транспортным средствам но истечении нормативного срока службы прекращается начисление амортизации. Раньше начисление производилось в течение всего периода эксплуатации основных фондов независимо от того, на какой срок службы они были рассчитаны. По остальным основным фондам (зданиям, сооружениям и т.п.) порядок начисления амортизации пока остался прежним, т.е. амортизация начисляется до тех пор, пока они находятся в эксплуатации (за весь фактический их срок службы).
В-четвертых, в целях повышения заинтересованности предприятий в обновлении основных фондов впервые в нашей хозяйственной практике допускается применение ускоренной амортизации их активной части (машин, оборудования, транспортных средств), т.е. полное перенесение балансовой стоимости этих фондов на издержки производства и обращения в более короткие сроки (нормы амортизации при этом повышаются, но не более чем вдвое).
Малым предприятиям, кроме того, разрешено дополнительно списывать на издержки производства в первый год эксплуатации до 50% стоимости основных фондов, срок службы которых превышает 3 года.
Ускоренная амортизация позволяет:
• ускорить процесс обновления активной части основных производственных фондов на предприятии, а это уже немало;
• накопить достаточные средства (амортизационные отчисления) для технического перевооружения и реконструкции производства;
• уменьшить налог на прибыль;
• избежать морального и физического износа активной части основных производственных фондов, т.е. поддерживать их на высоком техническом уровне, что, в свою очередь, создает хорошую основу для увеличения объема производства, выпуска более качественной продукции и снижения ее себестоимости.
Надо иметь в виду, что метод ускоренной амортизации распространяется только на активную часть основных фондов, нормативный срок службы которых превышает 3 года. Кроме того, ускоренная амортизация пока действует только по отношению к основным фондам, которые используются при производстве вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, для расширения экспорта. В остальных случаях предприятие решает вопрос о применении ускоренной амортизации с согласия Министерства экономики РФ. Амортизационные отчисления, начисленные указанным методом, должны использоваться на предприятии строго по целевому назначению. В случае их нецелевого использования дополнительная сумма амортизации, соответствующая расчету по ускоренному методу, включается в налогооблагаемую базу и подлежит налогообложению в соответствии с действующим законодательством.
В-пятых, амортизационные отчисления предприятия полностью остаются в его распоряжении.
Весьма важным положительным нововведением в системе амортизационных отчислений является то, что с 1992 г. амортизируются не только средства труда (основные фонды), но и нематериальные активы. Тем самым расширяется сфера амортизации, и это очень важно, поскольку в современном производстве только использование научно-технической продукции дает возможность сохранять конкурентоспособность, иметь прибыль и сверхприбыль.
Согласно действующему положению, к нематериальным активам относятся: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии, торговые знаки, торговые марки и др. Нематериальные активы учитываются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.