Московский Институт Международного Бизнеса при Всероссийской Академии Внешней Торговли
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: «ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ»
Слушатель
………………….
Руководитель
……………………….
г. Москва, 1998г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 Глава 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 1.1. Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения. 5 1.2. Основные функции и цели предприятия в условиях рынка. 9 1.3 Промышленность РФ и ее роль в развитии экономики страны. 11 1.4. Сущность отрасли и отраслевой структуры промышленности. 12 1.5. Юридические лица промышленности и их классификация. 17 1.6. Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц. 21 1.7. Роль малого бизнеса в экономике страны. 37 1.8. Роль стандартизации и сертификации в промышленности. 44 1.9. Амортизационные отчисления и их использование на предприятии. 48 Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1. Себестоимость как экономическая категория. Виды себестоимости. 53 2.2. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции. 54 2.3. Структура себестоимости. 61 2.4. Управление издержками на предприятии с целью их минимизации. 63 2.5. Прибыль предприятия. 65 2.6. Экономическая эффективность, рентабельность производства. 68 Глава 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ВВЕДЕНИЕ
Успех товаропроизводителя на рынке предопределяется состоянием производства, которое изначально ориентируется на получение прибыли, наиболее полную реализацию экономических интересов. В прошлом командно- административная экономика с директивным планированием и централизованным распределением ресурсов по своей сути исключала предпринимательство. Вне рыночных отношений предпринимательство невозможно.
Экономика подразделяется на две основные области: макроэкономику и микроэкономику.
Макроэкономика изучает экономическое состояние, «здоровье» страны в целом. В макроэкономике все величины рассматриваются в агрегированном, совокупном виде: национальный доход, валовой национальный продукт, совокупный спрос, совокупное предложение, занятость и норма безработицы, уровень инфляции и т.д.
Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов. Она изучает деятельность предприятий, фирм и отраслей народного хозяйства. Деление экономики на макро- и микроэкономику чисто условное, так как довольно часто эти два понятия трудно разграничить. Кроме того, между ними существует довольно тесная связь. Во-первых, макроэкономика является теоретическим фундаментом для познания микроэкономики; во-вторых, состояние экономики зависит в первую очередь от эффективности работы отдельных предприятий, фирм, т.е. коммерческих организаций.
Именно на предприятиях создаются продукция и услуги, необходимые для производственных целей и нужд населения. Поэтому от того, как они используют свои ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества и конкурентоспособности, как внедряют результаты НТП, зависят экономическое могущество страны и уровень жизни ее граждан. При анализе экономики предприятия главный вопрос - какова его эффективность? Это сложный вопрос, который прежде всего касается внутренних характеристик предприятия. Экономическая эффективность работы предприятия зависит от того, насколько глубоко и правильно используются прогрессивные формы организации производства, такие, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства. Однако, для сравнительно точной оценки экономической эффективности достаточно получения довольно небольшого числа ключевых параметров , позволяющих дать точную оценку как текущего состояния предприятия, так и ожидаемых перспектив. В данной работе рассматриваются основные экономические категории, позволяющие оценить результаты деятельности предприятия. В гл. III данной работы эти показатели рассчитаны на примере реального предприятия по производству и реализации продукции теплоэнергетического машиностроения.
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ДО И ПОСЛЕ
ПЕРЕХОДА НА РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.
Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.
От того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Основанием хозяйственной пирамиды в стране являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления. Предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие как юридическое лицо — это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.
При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. С макроэкономических позиций предприятия являются основой для: • увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта; • возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий; • обеспечения обороноспособности государства; • простого и расширенного воспроизводства; • развития национальной науки и ускорения НТП; • повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны; • развития медицины, образования и культуры; • решения проблемы занятости; • решения многих других социальных проблем. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют. Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты. Плановая или административно-командная экономика, как показывает исторический опыт СССР и других стран СЭВ (в настоящее время опыт Северной Кореи и Кубы), не создает необходимых условий для эффективного функционирования предприятий прежде всего из-за отсутствия конкуренции, свободы действий в предпринимательской деятельности, неразвитости малого бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятия и других причин.
В условиях плановой экономики основная цель предприятия заключалась в выпуске продукции определенной номенклатуры и ассортимента исходя из годового плана, который, в свою очередь, вытекал из пятилетнего плана. Под этот план предприятию доводились необходимые ресурсы и конкретные поставщики, а также указывались и потребители продукции, т.е. предприятия заранее знали, какими ресурсами они располагали на год, от каких предприятий их получат и в какой срок. Заранее они знали, куда сбывать свою продукцию и по каким ценам. Если рассматривать условия работы предприятий с этой позиции, то вроде бы они являлись идеальными, так как предприятиям не нужно было беспокоиться, где взять ресурсы и куда сбыть продукцию, — все решалось государством в лице Госплана и Госснаба. Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме:
Ресурсы Производство Сбыт
При этой схеме, где основа ресурсы; именно они являлись ограничителем объема выпуска продукции. Таким образом, объем выпуска продукции на предприятиях в условиях плановой экономики в основном зависел от возможностей государства обеспечить предприятие необходимыми ресурсами. Но в связи с тем, что пятилетние планы систематически не выполнялись, предприятия всегда испытывали острую нужду в ресурсах. Поэтому основной заботой первых руководителей предприятия при плановой экономике было любой ценой выбить (получить) ресурсы у государства. В условиях плановой экономики предприятия не были особо заинтересованы в выпуске высококачественной продукции, так как практически отсутствовала конкуренция, и предприятия знали, что сбыт продукции всегда гарантирован. У предприятий отсутствовала свобода выбора предприятий-поставщиков — все планировалось Госпланом и Госснабом. Предприятия не стремились снижать издержки на производство и реализацию продукции за счет внедрения новой техники и технологии, лучшей организации производства, так как цены устанавливались на основе фактических издержек и нормативной прибыли. Кроме того, над предприятием никогда не висел «дамоклов меч» стать банкротом. Более того, предприятия в материальном аспекте не были заинтересованы в повышении эффективности производства и всегда оставляли существенный резерв для выполнения плана, чтобы его всегда можно было выполнить без особых усилий. Выполнение плана при административно-командной системе являлось самым важным критерием при оценке работы предприятия. По этому критерию оценивалась и деятельность руководителя предприятия. Система премирования работников предприятия также была тесно увязана с выполнением плана. При плановой экономике всегда имел место дефицит, особенно товаров народного потребления, а также преимущество производителя над потребителем. В этих условиях предприятия, естественно, не стремились улучшать качество продукции и насыщать рынок товарами и услугами. С переходом российских предприятий на рыночные отношения ситуация в корне изменилась. Предприятия теперь вынуждены работать по совершенно иной схеме:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11