В перечисленных ниже случаях банк делает сообщение в Банк России:
1. В договоре не определена уплата контрагентом-нерезидентом штрафных санкций за несоблюдение условий договора;
2. В договоре, предусматривающем экспорт резидентом либо платежи импорту в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне;
3. Установлен аванс платежа в пользу нерезидента, превышающий 30% от цены импортируемого товара, либо превышающий сумму, эквивалентную 100 000 USD.
4. В кредитном договоре уплата резидентом процентов и других дополнительных платежей в пользу нерезидента в совокупности со составляет более 20% от основной суммы долга;
5. Получателем денежных средств либо товара выступает нерезидент, не являющийся стороной по договору, предусматривающем импорт, экспорт товара;
6. Договор от имени резидента заключен юридическим лицом, период функционирования которого с момента государственной регистрации не превышает 3 мес. [62,c.41].
В соответствии п.1.10 Указа №178 расчёты по внешнеторговым операциям производятся со счетов импортеров. Исключения составляют:
o с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;
o со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом. При этом новый должник становится импортером;
o путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;
o посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;
o в иных случаях, определенных Национальным банком [12,п.1.10].
М. Щербина высказывает мнение, что «…ограничения, установленные Постановлением № 165, распространяются на платежи импортеров … именно со своих счетов» [65,c.5]. Однако далее автор обращает внимание: если Постановление Правления Национального банка «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» от 11 ноября 2008 г. (далее - Постановление № 165) неприменимо в отношении исключений, урегулированных пп. 1.10 Указа №178, то не обеспечивается цель, которая преследовалась при разработке Постановления № 165: запрет платежей до исполнения нерезидентом своих обязательств по поставке. Таким образом, данный вопрос не находит однозначного ответа. Это значит, что целесообразнее исходить из буквального толкования, в соответствии с которым сужается круг прав сторон по сделке, но реализуется цель издания нормативного правового акта.
Национальный банк рекомендовал обеспечивать платежи импортерами с помощью банковских гарантий, страхования предпринимательских рисков, аккредитива.
Национальным банком конкретизировано то, что требования Постановления № 165 не распространяются на проведение импортером платежей посредством аккредитивной формы расчетов, поскольку аккредитив является самостоятельным обязательством, вытекающим из договора купли-продажи.
Совместным Письмом Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка «О разъяснении порядка применения Постановления Национального банка Республики Беларусь» 24.11.2008г. установлена процедура получения разрешений государственными организациями. Путём централизованного рассмотрения обращений импортеров, входящих в подведомственность определенного государственного органа, оформляются ходатайство, которое и направляется в Национальный банк за подписью заместителя Премьер-министра, курирующего данный государственный орган [35].
С целью недопущения наступления неблагоприятных последствий для экспортёров, являющихся одновременно импортёрами, закупающих на условиях авансовых платежей сырье для обеспечения производства экспортно ориентированной продукции было издано Письмо № 31-14/12 от 15.01.2009. Согласно Письму № 31-14/12 разрешается проведение импортёрами платежей в пользу нерезидента со счетов, открытых в иностранной валюте в банках Республики Беларусь по внешнеторговым операциям до даты прекращения нерезидентом своих обязательств за счёт имеющейся в распоряжении импортёра выручки в иностранной валюте [66].
Субъекты хозяйствования имеют различные источники поступления иностранной валюты: экспортная выручка, от резидентов, займы, взносы в уставный фонд. Под выручкой понимаются денежные средства в иностранной валюте, поступившие на счета в банках Республики Беларусь: 1) по сделкам 2) учёт ценных бумаг, выполняющих функции расчётных документов; 3) реализация товаров физическими лицами за иностранную валюту на территории Республики Беларусь, и за её пределами [27,п.30,31]; 4) реализация нефтепродуктов ЗАО «Белорусская нефтяная компания» [11,п.2].
Однако «…норма об учёте банком ценных бумаг…неприменима, поскольку исчерпывающий перечень способов [прекращения обязательств] приведен в п.1.7. Указа № 178» [66,с.6-7].
В проведении подобных операций должно быть отказано, если представлена платежная инструкция со специального валютного счёта для хранения купленной иностранной валюты, либо инструкция на перевод с покупкой валюты, а также при проведении платежа за счёт заёмных средств.
В виду изложенного, может возникнуть ситуация следующего содержания. Нерезидент отгружает товар в порту зарубежного государства, тем самым прекращая свои обязательства по договору. В п.1.6.2 указано, что датой прекращения обязательств нерезидента при импорте считается дата поступления товаров. П.1.6.3 Указа № 178 установлено, что датой поступления товаров считается дата их помещения под таможенные режимы, предусмотренные Таможенным кодексом Республики Беларусь [12,п.1.6.3]. Значит, оплата нерезиденту может быть осуществлена только после выполнения нормы п.1.6.3 Указа № 178.
Выдвигается версия о том, что Постановление № 165 вступает в коллизию со ст.VIII(2)(а) Статей соглашения МВФ: ни одно государство не может вводить ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам [55,с.16]. Но также в литературе отмечается, что несоблюдение указанной нормы является повсеместной практикой, подписавших соглашение, государств.
Отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации в установленных законодательством Республики Беларусь случаях влечет административную ответственность в виде штрафа [6,cт.11.45].
Заключение
Резюмируя вышеизложенное можно утверждать, что в условиях перманентного дефицита иностранной валюты и открытости экономики правовое регулирование обращения валютных ценностей в Республике Беларусь демонстрирует свою эффективность.
Поддержание стабильности на валютном рынке является важным направлением внешнеэкономической политики нашей страны. Валютная политика, выражением которой выступает и нормотворчество, призвана обеспечить эквивалентный обмен продукции национальной экономики на мировых рынках [58,с.25].
В итоге можно сделать ряд выводов:
I. регулирование данной области отношений должно способствовать прозрачности внешнеэкономической деятельности;
II. установление ограничений необходимо в отношениях, где вероятно нарушение национальных экономических интересов;
III. регулирование порядка проведения валютных операций находится в зависимости от согласования интересов Республики Беларусь с государствами - торговыми партнерами;
IV. ключевым направлением правового регулирования должна быть либерализация порядка инвестирования и внедрения инновационных технологий.
Справедливым будет признать то, что мер правового воздействия объективно недостаточно для сохранения и развития благоприятных тенденций на валютном рынке. При этом, в самом правовом регулировании присутствуют некоторые противоречия. Напр., разграничение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала, проведение платежей по импорту, освобождение от обязательной продажи иностранной валюты резидентами свободных экономических зон, снижение правовых гарантий для участников внешнеторговых операций.
В Конституции Республики Беларусь установлено: «На территории Республики Беларусь проводится единая … валютная политика» [1,ч.2 ст.132].
Можно констатировать, что в Республике Беларусь сложилась детальная, имеющая единую направленность система правового регулирования валютных отношений. Базовые нормативные акты, регулирующие порядок проведения валютных операций: Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22.07.2003 № 226-З, Правила проведения валютных операций, утвержденные Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004г. № 72.
Примечательно, что при ведущей роли Национального банка в проведении валютной политики и правотворчестве, последний активно взаимодействует с Советом Министров Республики Беларусь, чему служит подтверждением значительное число нормативных актов, изданных совместно.
В настоящее время в Республике Беларусь предпринимаются необходимые меры по поддержанию равновесия платежного баланса, сохранению золотовалютных резервов. В условия мирового финансового кризиса увеличение размера государственного долга и рост отрицательного сальдо платежного баланса может привести к усилению правового регулирования в сфере проведения валютных операций. Данное обстоятельство вызвано в т.ч. необходимостью препятствования импорту и обеспечения социальных гарантий. Таким образом, утверждать об актуальности либерализации порядка проведения валютных операций преждевременно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14