Когда же масштабы предприятия больше, а круг решаемых проблем все возрастает, повышается технологический и организационный уровень, линейно-функциональная структура оказывается неэффективной, так как руководитель не может знать все и поэтому не может управлять хорошо.
Закупая товар, заместитель генерального директора по экономике и финансам и товаровед несут ответственность за то, чтобы товары, включаемые в ассортимент, были быстро и успешно продаваемы.
Работа бухгалтерии построена рационально и просто: бухгалтер занимается учетом предприятия, его финансовым состоянием, начислением заработной платы сотрудникам, ведением финансовой документации.
Маркетингом и рекламой занимается непосредственно генеральный директор предприятия.
Работой с персоналом занимается товаровед, бухгалтер и непосредственно руководитель предприятия.
Генеральный директор возглавляет работу по комплектованию предприятия кадрами продавцов и рабочих в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися внешними внутренними условиями его деятельности.
Также перед руководством предприятия ставится задача по организации контроля за снабжением по объему и ассортименту в соответствии с заключенными договорами, соблюдение норматива и структуры товарных запасов, а также по нахождению путей снижения товарных потерь при хранении, транспортировки и отпуске, предупреждение возникновения недостач, растрат, хищений и т.д.
В обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей на предприятии решающее значение имеет четкая организация материальной ответственности по каждому материально-ответственному лицу.
Только в этом случае достигается практическая реализация принципа персональной ответственности каждого лица, а эта ответственность вытекает из договора о материальной ответственности.
При нарушении этого принципа администрация предприятия не может предъявить обоснованный иск виновным[19].
Проведем анализ конкурентоспособности предприятия на рынке сантехнического оборудования исходя из модели 5-ти сил Портера. Наиболее важной и влияющей силой отраслевой конкуренции для ООО «Бастион» является - рыночная власть потребителей (60% влияния). Следующей за ней по значимости идет - конкуренция среди существующих фирм (30% влияния). Остальные три силы, хотя имеют влияние на конкуренцию, в рассматриваемой отрасли, но по сравнению с перечисленными выше двумя не значительное (приблизительно 10%). Следовательно, основная стратегии маркетинга предприятия – борьба за потребителя (покупателя). Оценка конкурентоспособности ООО «Бастион» представлена в приложении 4.
Рассмотрим более подробно каждую из сил.
1. Угроза появления новых конкурентов - конкурентная сила этого фактора сильно зависит от высоты барьеров входа (стоимости входа в отрасль). Несмотря на то, что входные барьеры в отрасль являются весьма высокими, данная угроза представляется более чем вероятной.
Потенциальными конкурентами для предприятий, уже работающих на рынке розничной торговли сантехническим оборудованием, могут стать: предприятия, которые способны преодолеть входной барьер; предприятия, для которых приход на рынок розничной торговли является логическим продолжением их стратегии, направленной на завоевание новых рынков.[20]
2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных, с точки зрения цены.
На сегодняшний день другие формы приобретения оборудования не являются существенными конкурентами. Они оттягивают лишь часть покупателей, как ООО «Бастион», так и у близлежащих конкурентов.
3. Экономические возможности и торговые способности поставщиков. По оценкам специалистов ООО «Бастион» давление на рынок со стороны поставщиков в целом более ощутимо, чем со стороны потенциальных конкурентов.
4. Способность покупателей диктовать свои условия. Она представляет угрозу давления потребителей на цены из-за потребностей в лучшем качестве предлагаемой продукции или сервисе (сильные покупатели). В настоящее время давление со стороны покупателей на организованную сферу торговли оборудованием умеренно ощутимо, хотя и в значительно меньшей степени, чем со стороны потенциальных конкурентов и поставщиков.
В целом, можно сделать вывод, что конкуренция в отрасли относительно стабильна. Это связано с небольшим количеством подобных магазинов с одинаковыми размерами и объемами продаж, с небольшими затратами потребителя при переходе от одного производителя к другому.
Проведя анализ потребителей, конкурентных сил, действующих на предприятие, положения предприятия ООО «Бастион» на рынке, а также проанализировав сильные и слабые конкурентные позиции можно сделать следующий вывод: ООО «Бастион» занимает лидирующее положение на территориальном рынке и имеет довольно сильные позиции по многим параметрам. Что касается потребителей, они довольны уровнем цен и качеством продукции, предоставляемой предприятием, но ощущается давление поставщиков и конкурентов.
2.2 Анализ результатов финансово-экономической деятельности предприятия
Анализ результатов финансово-экономической деятельности предприятия проведен на основании технико-экономические показателей ООО «Бастион», которые взяты из формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2007–2009 годы. Для анализа структуры имущества предприятия проведен анализ пассива и актива балансов за последние 3 года.
Проведем анализ актива баланса, который содержит сведения о размещения капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности, расходов предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности.[21]
Расчет абсолютного изменения производится с помощью вычисления разницы между соответствующими показателями на конец и начало года, а относительное отклонение вычисляется посредством деления результата абсолютного отклонения на значение показателя начала года. Расчеты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Анализ актива ООО «Бастион»
Показатель
Абс. знач., тыс. руб.
Удельный вес, %
Изменение
На начало 2007 года
На конец 2009 года
Абс., тыс. руб.
В уд. весах, %
В% к началу 2007 года, %
В % к итогу баланса, %
1.Внеоборотные активы
-
Немат. активы
Основные средства
799
1093
16
22
294
6
37
5,9
Незавершенное строительство
307
4
6,2
0,08
-303
-6,12
98
6,1
Долгоср. фин. вложения
Прочие внеоб. активы
ИТОГО по разделу 1
1160
1097
231
-63
-1
3,4
1,3
2.Оборотные активы
Запасы и затраты
1842
2497
50
655
13
0,7
13,2
Дебит. задолженность
1658
1865
33,5
38
207
4,5
12
4,1
Денежные средства кратк. фин.вложения
47
1
4,7
100
0,1
Прочие об. активы
296
322
6,5
26
-0,5
8,8
0,5
ИТОГО по разделу 2
3843
4734
78
96
891
18
-18
1,8
Всего активов
4949
5831
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15