Рефераты. Сущность и значение фискальной политики государства

Сущность и значение фискальной политики государства

Реферат


Курсовая работа: с. 12, 7 рис., 3 таблицы, 18 формул, 16 источников

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ВВП, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, МУЛЬТИПЛИКАТОР.

Предметом исследования является государство.

Объектом исследования является фискальная политика государства.

Цель работы – раскрыть сущность и значение фискальной политики государства.

Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический, исторический методы и системно-структурный подход.

Исследования и разработки: раскрыто понятие фискальной политики, отражены ее цели, охарактеризованы инструменты бюджетно-налоговой политики, мультипликаторы, показана эффективность фискальной политики, дана оценка состоянию фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.


Содержание


Введение. 3

1 Понятие фискальной политики, ее краткосрочные и долгосрочные цели. 6

2 Инструменты фискальной политики. Мультипликатор государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. 10

2.1 Инструменты фискальной политики. 10

2.2 Мультипликатор государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. 13

3 Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения. 21

4 Особенности фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе  28

Заключение. 37

Список использованных источников. 39


Введение


Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны, решаемых социально-экономических и иных задач. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в определенные отрасли экономики, а с другой – на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.п. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются и направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения "золотого правила" экономической теории – при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является высокая роль государства в регулировании национальной экономики именно через финансовую систему, а именно – высокие расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение и т.п.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Под фискальной политикой в экономической теории принято понимать совокупное осуществление государством мероприятий в сфере налогообложения и государственных расходов.

После 2-ой мировой войны именно фискальная политика, опирающаяся на использование государственного бюджета, стала основным средством регулирования экономики развитых стран.

Повышение роли государственного бюджета было связано с ускоренным развитием общественного сектора экономики. В связи с этим расширились возможности активного воздействия государства на воспроизводственный процесс в целом. В таких условиях кейнсианская теория рекомендовала правительственным органам в целях ускорения экономического роста оперативно осуществить точную настройку хозяйственного механизма, опираясь на принцип дискреции, который предполагает преобладание волевого, сознательного начала в управлении экономикой и сводит у минимуму стихийные формы проявления экономических процессов и явлений. Поэтому политика сознательного манипулирования налогами и правительственными расходами, которую проводят правительственные органы, получило название дискреционной политики.

Цель работы – раскрыть сущность и значение фискальной политики государства.

Объектом исследования в данной курсовой работе является фискальная политика государства.

Задачи курсовой работы:

Раскрыть понятие фискальной политики

Отразить краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики.

Выявить инструменты фискальной политики.

Доказать, что влияние фискальной политики на экономику непропорционально через мультипликатор государственных расходов и налогов, мультипликатор сбалансированного бюджета

Показать, насколько эффективна фискальная политика.

Охарактеризовать фискальную политику Республики Беларусь на современном этапе.


1 Понятие фискальной политики, ее краткосрочные и долгосрочные цели


Впервые термин «фискальная политика» применил Дж.М. Кейнс. Аргументация, на которую опиралась его концепция регулирующего потенциала бюджетного механизма, может быть кратко охарактеризована следующим образом.

В экономической системе, которой присущи высокая степень неопределенности, неравномерное распределение богатства, несовпадение условий сбережений и инвестирования, а также жесткость цен, достижение автоматического равновесия является затруднительным. В таких условиях координация данного процесса может быть возложена на центральную власть. Государство способно воздействовать на три ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала (ожидаемую норму прибыли) и норму процента. [4, с. 90]. Если оставить в стороне вопросы, связанные с размерностью единицы заработной платы и количеством денег, то окажется, что способность государства влиять на уровень национального дохода и занятость выражается в осуществлении контроля, с одной стороны, за потребительским спросом, являющимся функцией дохода, а с другой — за спросом инвестиционного характера, который зависит от предельной эффективности капитала и нормы процента. Поскольку совокупное предложение рассматривается Кейнсом в краткосрочном периоде как определенное заданным уровнем спроса, то возможность государства влиять на уровни национального дохода и занятости вытекает из регулирования совокупного спроса. Простейшая кейнсианская модель предполагает жесткость цен и избыточность ресурсов, так что выпуск в экономике определяется изменением совокупного спроса. Кейнсианский крест представляет собой самую простую интерпретацию стабилизации национального дохода в краткосрочном периоде.

Существуют различные определения фискальной политики, зачастую противоположные по своей сути. Большинство авторов согласны, что фискальная политика является частью экономической политики государства, но расходятся в определении объекта фискального регулирования.

Наиболее правильным является определение фискальной политики как мер, предпринимаемых правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения резких колебаний цен.

Фискальная политика может как благотворно, так и негативно воздействовать на стабильность национальной экономики. В случае если правительство использует инструменты фискальной политики для сглаживания колебаний выпуска продукции в ходе экономического цикла, поддержания занятости и стабильности цен, используется политика стабилизации. Главной задачей здесь является приближение объема ВВП к его потенциальному уровню. Увеличение фактических объемов ВВП является целью политики экономического роста, а уменьшение реального ВВП по сравнению с его потенциальным уровнем — целью политики ограничения деловой активности.

На рис. 1.1 наглядно продемонстрированы последствия применения фискальной политики. Тренд А показывает колебания экономической активности в рамках цикла. Заметны довольно большие изменения величины ВВП, уровня занятости, а значит, и цен за рассматриваемый отрезок времени относительно тенденции экономического развития (тренд Б). Вследствие воздействия инструментов фискальной политики в экономике не будет столь значительных колебаний данных величин, что свидетельствует о стабилизации (тренд В). Конечно, наиболее желанным вариантом исправления ситуации для экономики было бы полное совпадение трендов Б и В, но при помощи только фискальной политики добиться этого сложно.

Рисунок 1.1 – Стабилизационная роль фискальной политики. Примечание – источник: [4, с. 92]


Кейнсианский крест показывает, как устанавливается равновесный объем производства Y при данном уровне планируемых инвестиций I, государственных расходов G и налоговых отчислений Т.

Так как равновесный уровень национального производства может быть достигнут вне состояния полной занятости ресурсов (вследствие неэффективности совокупного спроса), то образовавшийся разрыв может быть аннулирован с помощью инструментов государственного регулирования экономики: изменения величины государственных расходов G и налоговых отчислений в госбюджет Т.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП. [4, с. 91].

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Гили комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.