Осуществляя прямые инвестиции за рубежом, компании руководствуются преимущественно одним из следующих соображений.
1. Основная часть прямых капиталовложений за рубежом предназначена для организации производства товаров и услуг на месте.
2. Значительная часть прямых инвестиций осуществляется по технико- экономическим причинам и нацелена на создание за рубежом собственной инфраструктуры современных внешнеэкономических связей (складов, баз подработки, транспортных предприятий, банков, страховых компаний и т. д.), иными словами, товаро- и услугопроводящей сети, преимущественно для сбыта товаров и услуг, произведенных в стране-экспортере.
3. Часть инвестиций вывозится в рамках так называемого бегства капитала. Капитал “бежит” даже из развитых стран со стабильной экономикой и невысокими налогами в те страны и территории, где налоги еще ниже и где больше возможности укрыть часто незаконно нажитые средства, прежде всего в так называемые налоговые гавани и офшорные центры. Однако наиболее характерно бегство капитала из стран с нестабильной экономической, социальной и политической жизнью, высокими налогами и инфляцией, жесткими ограничениями на хозяйственную деятельность, а также с высоким уровнем экономической преступности. Капитал оттуда “бежит” не только и не столько в целях получения за рубежом более высокой прибыли, сколько в поисках более “спокойной” и менее контролируемой хозяйственной жизни. Поэтому подобный капитал вывозится не только в налоговые гавани и офшорных центры, но и в крупные, средние и малые развитые страны с рыночной экономикой.
Таким образом, существует три основных мотива вывоза предпринимательского капитала. В рамках первого мотива вывоза капитала занимающиеся проблемами ТНК подразделения ООН выделяют четыре наиболее типичных случая прямых капиталовложений:
1) предпринимательская деятельность за рубежом осуществляется потому, что ввоз некоторых товаров или услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений (таможенных тарифов, квот) или из-за свойств этих товаров и особенно услуг, как, например, нередко бывает в отраслях сферы услуг, где часто единственный способ продать услугу покупателю — это произвести услугу на месте. Типичными примерами являются сборка автомобилей, техническое обслуживание машин и оборудования;
2) торговля с другой страной ведется без существенных ограничений, однако производство товаров и услуг на месте оказывается более дешевым, эффективным способом обслуживания этого зарубежного рынка, например из-за экономии на транспортных расходах;
3) страна приложения предпринимательского капитала оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой рынок, включая и рынки страны происхождения инвестиций, как, например, часто бывает в странах Юго-Восточной Азии, где действует масса иностранных предприятий по сборке бытовой электроники и т.п.;
4) вместо наращивания производства на родине с целью последующего экспорта производство организуется за рубежом из-за того, что для некоторых видов продукции, особенно технически сложных, важно послепродажное обслуживание, консультационные и другие услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. В этом случае собственное производство в зарубежной стране часто более выгодно; чем организация там только сбытовой фирмы, и тем более выгоднее, чем сбыт через посредников.
Второй мотив был главным для созданных в предыдущие десятилетия компаний с советским капиталом за рубежом (так называемых смешанных обществ — по терминологии тех лет). Он определил появление за границей сети совзагранбанков, транспортно-экспедиторских и агентских компаний, а также многочисленных компаний по продаже экспортной нефти, древесины, алмазов, автомобилей, тракторов, станков, бытовой техники и т. д. В 90-е гг. этот мотив по-прежнему определяет причины создания за рубежом тысяч новых компаний с российским капиталом, занимающихся экспортом и особенно импортом.
Однако ведущим для большинства новых компаний с российским капиталом за рубежом в 90-е гг. стал третий мотив (см. п. 2 гл. 2).
3. Режим для иностранных инвестиций за рубежом
В развитых странах с рыночной экономикой, большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой действует принцип национального режима по отношению к иностранным инвестициям. Так, принятая ОЭСР еще в июне 1976 г. Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях рекомендует странам — членам ОЭСР “предоставлять предприятиям, действующим на их территории и принадлежащим или же контролируемым прямо или косвенно гражданами другой страны-члена ... режим в соответствии с их законами, постановлениями и административной практикой, учитывающей международное право, и не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется в аналогичных случаях местным предприятиям”1. Одновременно Декларация рекомендует странам — членам ОЭСР распространять национальный режим и на капиталовложения из третьих стран.
В Рекомендациях по режиму для иностранных прямых инвестиций, принятых Всемирным банком в 1992 г. для стран-членов этой организации, говорится, что “эти Рекомендации базируются на общей предпосылке, что одинаковый режим для инвесторов в одинаковых обстоятельствах и при свободной конкуренции между ними является
1 Цит. по- The OECD Declaration and Decisions on International Investment and Multinational Enterprises. 1991 Review. Paris, 1992 P. 101. необходимым условием для благоприятного инвестиционного климата”2.
Деятельность иностранных инвесторов на Западе регулируется в
основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами, обязательными для всех местных предпринимателей, как национальных, так и иностранных. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве развитых стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления для них, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов.
Национальный режим дает много преимуществ иностранному инвестору; зарубежные предприниматели могут основывать свои компании и хозяйствовать на тех же условиях, что и национальные производители товаров и услуг, вступая с ними в полнокровную конкуренцию; они могут избирать любую принятую в данной стране организационно-правовую форму ведения хозяйственной деятельности; пользуются большинством местных льгот; получают доступ к местным финансовым, трудовым, научно-техническим, реже — к природным ресурсам и т. д.
Во многих развитых странах мира вообще нет специальных государственных органов, регулирующих деятельность компаний с иностранным капиталом. Так, Комитет по иностранным инвестициям в США (межминистерская совещательная организация) имеет в принципе право рассматривать те крупные иностранные капиталовложения, которые могут иметь заметные последствия для национальных интересов США и запрещать такие капиталовложения (на основе поправки Эк-сон-Флорио). Но до настоящего времени случаев запрещений не отмечено. Остальные федеральные органы занимаются лишь статистическим анализом иностранных инвестиций. Нет в США и валютных ограничений. Поэтому вся регистрация и последующая деятельность компаний с иностранным капиталом регулируются законами и органами; общими для всех компаний, как национального, так и иностранного происхождения, ____________________________________________________________________________ _____________________________
2 Цит. по: Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment United Nations Library on Transnational Corporations. Vol. 20. — N.Y.: Routledge, 1994. P. 519. занимающихся предпринимательской деятельностью в США.
Однако в некоторых развитых странах с рыночной экономикой есть специальные законы и органы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов. Так, в Португалии действует Кодекс иностранных инвестиций и специальная государственная организация —- Португальский институт торговли, туризма и инвестиций. Правда, и эта организация занимается не столько регулированием иностранных инвестиций, сколько содействием им.
Ощутимо регулируют ввоз и деятельность иностранного предпринимательского капитала преимущественно те развитые страны, где есть опасения, что иностранный капитал может установить или расширить свой контроль над некоторыми секторами национальной экономики) завладеть заметной частью недвижимости, а также ухудшить состояние платежного баланса через вывоз прибылей и ввоз кредитов. Это Скандинавские государства и Финляндия, средиземноморские страны, бывшие британские доминионы (Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР).
Еще сильнее регулируется приток и функционирование иностранных инвестиций в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Здесь на вышеупомянутые опасения налагаются еще и давние традиции сильного государственного регулирования хозяйственной жизни.
В целом же отклонения от принципа национального режима имеют в мире тенденцию к уменьшению, государственное регулирование притока и деятельности иностранных прямых инвестиций смягчается. От настороженного отношения к иностранным ТНК большинство стран переходят к оценке их деятельности как в целом полезной для национального экономического развития.
Глава 2. Особенности вывоза российских прямых инвестиций
В отличие от развитых стран с рыночной экономикой и некоторых развивающихся стран, например стран Персидского залива, государства с переходной экономикой испытывают не избыток капиталов, а их нехватку. Тем не менее их предприниматели, как частные, так и государственные, также создают свои компании за рубежом.
1. Масштабы, география и отраслевая направленность инвестиций
В нашей стране долгие годы отсутствовала полноценная статистика об отечественных прямых инвестициях за рубежом. В последнее десятилетие учет в этой сфере еще больше ослаб. Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием (ранее его вело Министерство финансов, потом Российское агентство международного сотрудничества и развития, а после его расформирования, с 1994 г., — Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики), весьма неполон и не может служить базой даже для оценки, не говоря уже об анализе.
Слабость статистической базы объясняется прежде всего следующими причинами.
Во-первых, очень скудна законодательная база всей сферы зарубежного инвестирования (см. подробнее п. 1 гл. 6), не говоря уже о законодательной базе сбора и анализа такой информации. Например, в отличие от Бюро экономического анализа Министерства торговли США; которое в своей деятельности опирается на достаточно подробный закон “Обзоры международных инвестиций” 1976 г., Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ опирается только на Постановление Правительства РФ № 655 от 6 июня 1994 г. В самом Постановлении лишь констатируется, что на палату возлагаются, среди прочего, регистрация российских инвестиций за рубежом и обеспечение ведения их сводного государственного реестра.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7