Рефераты. Современная налоговая система РФ, проблемы ее совершенствования

Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения. Общепризнанными являются две функции: распределительная и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Это составляет отправную методологическую основу для формулировки налоговых функций. Функции системы налогообложения – это, прежде всего теоретическое предположение о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.

Однако теоретическое определение функций ещё не означает, что именно в заданном ими направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональную ёмкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задаёт не только наука, но и практика.

В числе налоговых функций учёные обычно называют: фискальную, экономическую, перераспределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую. Эти функции приводят как в полном, вышеназванном перечне, так и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же следует исключить экономическую функцию. Налогообложение – экономическая категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения – обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет никакой необходимости и научного смысла.

Анализу содержательности трактовок функций системы налогообложения может способствовать рассмотрение позиций российских учёных, которые постоянно обращаются к исследованиям теоретических и практических проблем налогообложения. Л.П.Окунева даёт чёткую трактовку налоговых функций: фискальной и распределительной[7]. Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника «Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств»[8]. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной мере от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитала необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни, в стране появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения».

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель – равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

налоговая система бюджет поступление

1.2 Принципы построения налоговой системы


Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Он выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»[9]:

§     Налоги не должны быть чрезмерно обременительны.

§     Они должны быть понятны налогоплательщикам.

§     Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему.

§     Налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги.

§     Государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.

Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.

Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:

- Экономическая эффективность - налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

- Определенность налогообложения - налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

- Справедливость налогообложения - этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

- Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов - налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.[10]

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав – недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

4) принцип единства экономического пространства – не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

5) принцип определённости правил налогообложения – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

6) принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.

В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:

1) принцип подвижности (эластичности) – суть его заключается в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;

2) принцип стабильности – этот принцип предполагает постоянство налоговой системы, что важно для субъектов налоговых отношений (для государства при формировании доходной части бюджета, а для плательщиков – при планировании своих доходов, в том числе налоговом планировании);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.