Рефераты. Совершенствование процесса расходования бюджетных средств в Республике Молдова

Динамика расходов связанных с персоналом в 2007-2009 годы, свидетельствует o их снижении как доля в ВВП с 9,6% в 2007 году до 8,2 % в 2009 году. В действительности, это не представляет прямое сокращение расходов, а лишь их перераспределение на товары и услуги в связи с внедрением обязательного медицинского страхования. Это наблюдается с 2004 года, когда обязательное медицинское страхование было введено повсеместно. Таким образом, расходы связанные с персоналом в ВВП снизились до 7,8% в 2008 году, а в 2009 году они выросли незначительно на 0,4 процентных пункта. За исключением расходов на персонал, перераспределенных в результате внедрения обязательного медицинского страхования, удельный вес этой категории экономических расходов в ВВП, был относительно стабильным и варьировал между 8 % в 2007 году и 8,2 % - в 2009 году. На расходы связанные с персоналом оказала влияние реформа заработной платы, начатая в 2006 году. Реформа внедрялась постепенно до 2010 года, в рамках общего объема располагаемых ресурсов. В 2007­-2009 годы в этих целях ежегодно выделили дополнительные ассигнования: в 2007 году - 968 млн. леев, в 2008 году - 792 млн. леев и в 2009 году - на 907,2 млн. леев. Учитывая влияние реформы заработной платы, удельный вес расходов связанных с персоналом в ВВП, увеличился с 9,1% в 2006 году до 10,5% в 2009 году.

Расходы на товары и услуги в 2006-2009 годы имели обратно пропорциональные тенденции расходам на персонал и отражают следствие внедрения обязательного медицинского страхования. Исключая расходы на товары и услуги медицинских учреждений, которые действуют в условиях обязательного медицинского страхования, в 2006-2009 годы, эта категория расходов была стабильной. В 2008 году удельный вес в ВВП сократился на 0,3 процентных пункта и составил 4,9 процента, и сохранился на этом же уровне в 2009 году.

В будущем расходы на товары и услуги возрастут как в номинальном выражении, так и в реальном. В 2007 году удельный вес этих расходов в ВВП увеличился на 0,8 пункта и составил 9,3 процента. Около половины этого роста составляет увеличение расходов в рамках услуг обязательного медицинского страхования. В 2008 и 2009 годы удельный вес в ВВП расходов на товары и услуги сократился на 0,1 процентного пункта ежегодно, как результат снижения темпов роста расходов за счет фондов обязательного медицинского страхования.

Трансферты на производственные цели включают поддержку аграрного сектора, работы по ремонту и содержанию публичных дорог и отдельных учреждений культуры, а также работы по благоустройству территорий и услуг по оценке недвижимости. В 2006-2009 годы объем трансфертов на производственные цели росли ускоренными темпами, удельный вес в ВВП увеличился с 1,3% до 2,%. Значительный рост трансфертов на производственные цели является результатом поставленных задач по социально-экономическому развитию и предполагается, в основном, за счет трансфертов на благоустройство территорий, финансируемых из бюджетов АТЕ - на 0,3 пункта, трансфертов на поддержку аграрного сектора - на 0,2 пункта, трансфертов для ремонта и содержания публичных дорог и трансфертов на поддержание учреждений в области культуры - на 0,1 пункта


Глава III «Пути совершенствования политики в области государственных расходов в Республике Молдова»

3.1 Зарубежный опыт совершенствования процесса расходования бюджетных средств


В Республике Молдова безусловно необходимо совершенствовать процесс расходования бюджетных средств, но что для этого необходимо? Я считаю, что важную роль в этом играет опыт зарубежных стран, и Молдова должна делать ориентиры на государства с которыми она наиболее плотно контактирует в различных сферах. Таковыми государствами я считаю, Румынию, Украину, и, безусловно, Российскую Федерацию. На ее то примере мы и рассмотрим пути совершенствования процесса расходования бюджетных средств, с целью познания методов к которым Россия прибегает, и выявить для себя те способы, которые нам помогут в дальнейшем.

Пути совершенствования процесса расходования бюджетных средств на примере России.

Ключевая проблема межбюджетных отношений - незавершенность децентрализации бюджетной системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами, установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная часть их доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи (в том числе – неформализованной), имеет место резкая несбалансированность расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр. Для решения этой проблемы необходимо существенно расширить налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их использование при одновременном поддержании конкурентной среды, жёстких бюджетных ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета.

Существует также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Под использованием средств не по целевому назначению понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их выделении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями. Такая неправомерность может быть закреплена в правовых актах, в заключаемых договорах, в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств.

Конкретные формы нецелевого использования бюджетных ресурсов и связанных с ними злоупотреблений могут быть объединены в несколько групп.

-                     Нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на поддержку и развитие отдельных отраслей экономики: сельское хозяйство, угледобыча, туризм.

- Нецелевое использование средств, выделенных на финансирование инвестиционных проектов.

- Нецелевое использование средств, выделенных для финансирования министерств, ведомств, государственных предприятий.

- Нецелевое использование средств, выделенных для финансирования федеральных целевых программ.

- Нецелевое использование и хищение средств, выделенных на развитие территорий. Особо значительных масштабов достигают злоупотребления и практика нецелевого использования средств федерального бюджета в регионах вооруженных конфликтов , а также в ряде субъектов РФ, грубо нарушающих федеральное законодательство.

Так, в некоторых субъектах, по результатам проверки Счетной палаты РФ, обнаружены многочисленные и масштабные нарушения законодательства, связанные с расходованием средств федерального бюджета: сбор налогов коммерческими структурами и нецелевое использование средств, незаконная эмиссия и ряд других нарушений.

Значительные объемы денежных средств, находящихся на балансе целевых внебюджетных фондов, широкое предоставление полномочий по их распределению и расходованию, недостаточный уровень внешнего контроля на фоне общей экономической и правовой нестабильности способствуют проявлению криминальной активности в поле их деятельности.

Например, ситуация в Пенсионном Фонде РФ.

Известны несколько схем незаконного перераспределения средств Пенсионного фонда в пользу негосударственных финансовых структур. Наиболее часто используются вексельная-дисконтная, "прокрутка" пенсионных средств через коммерческие банки и товарная схема выплаты пенсий.

Выявлено немало случаев нецелевого использования денежных средств управляющими региональных отделений Пенсионного фонда: на расширение штатной численности и заработную плату, выплату премий, выдачу беспроцентных ссуд работникам фонда, строительство дорогостоящих зданий фонда, вхождение в уставной капитал коммерческих банков, где размещаются расчетные счета, через которые "прокручиваются" деньги, определенная часть которых присваивается, о чем свидетельствуют материалы уголовных дел.

В целях предотвращения злоупотреблений и неэффективного расходования средств специалистами предлагается изменить структуру контроля и управления Пенсионным фондом. Один из возможных вариантов - передача функции сбора пенсионных взносов Министерству по налогам и сборам. Результатом этой меры может явиться сокращение в 3,5-4 раза расходов на сбор пенсионных средств и уменьшение в несколько раз время прохождения пенсионных денег. Эксперты бюджетного комитета Госдумы считают, что при передаче этих функций налоговым органам сбор средств в пенсионный фонд возрастет как минимум на 10%. Кроме того, деятельность МНС гораздо прозрачнее, чем Пенсионный фонд.

Нецелевое использование и хищение средств Фонда Социального Страхования России. Используются аналогичные схемы, различающиеся конкретными деталями.

Нецелевое использование средств внебюджетных фондов на региональном и местном уровнях достаточно распространено.

В настоящее время законодательством не предусмотрена уголовная ответственность за незаконное или неэффективное использование государственных средств. Отсутствие уголовной ответственности за нарушения при использовании бюджетных средств способствует повторяемости и распространению этих нарушений. УК РФ устанавливает ответственность лишь за незаконное получение и нецелевое расходование государственного целевого кредита, в остальных случаях наказание ограничивается административными и штрафными санкциями. В этой связи целесообразно введение уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств, особенно в крупных размерах.

Важнейшее значение в выявлении нарушений и злоупотреблений при использовании средств бюджета имеет деятельность контрольно-ревизионной комиссии Министерства финансово РФ. Предмет его - использование федеральных средств, поступающих в виде дотаций, субвенций, ссуд, трансфертов, а также средств, отпущенных на федеральные государственные программы, государственные федеральные предприятия и организации, предприятия любых формы собственности по обращениям правоохранительных органов. Экономические преступления, которые выявляет КРУ, отличаются повышенной сложностью и требуют высокого профессионализма, которым не всегда обладают сотрудники правоохранительных органов.

Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему исполнения бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.