Рефераты. Совершенствование процесса расходования бюджетных средств в Республике Молдова

- Улучшение планирования публичных расходов. Это предполагает , в основном, развитие способности и ответственности публичных органов в области планирования отраслевых политик в объеме располагаемых ресурсов. Главная направленность в этом контексте состоит в том, что получатели бюджетных фондов должны быть нацелены на рациональное использование публичных фондов, а не на запросы дополнительных ресурсов.

- Оптимизация расходов на персонал. Процесс анализа и оптимизации расходов на персонал отражает задачи Концепции оптимизации численности занятых в бюджетном секторе. Эта задача особенно важна ввиду высокого уровня расходов на персонал в общей суме расходов.

- Распределение публичных ресурсов по секторам, программам и видам деятельности в соответствии с установленными приоритетами.

Приоритеты публичных расходов:

- Процесс распределения дополнительных ресурсов, в основном базируется на приоритетах политики отраслей. Наряду с этим, преобладающая часть дополнительных ресурсов ( более 80%) была направлена на соответствующее обеспечение текущих программ расходов. Этот факт доказал ограниченность возможностей для новых приоритетов и мер политики.

- Часть ресурсов была распределена в соответствии с межотраслевыми приоритетами. Эти приоритеты соответствуют Концепции о приоритетах политики и отражают основные задачи политики в области расходов. В частности, основная часть дополнительных ресурсов направлена на следующие приоритетные направления:

1) реформа оплаты труда, как определяющий фактор в повышении качества публичных услуг;

2) Капитальные вложения, являющиеся одним из главных приоритетов. Объем капитальных вложений, обусловлен улучшением качества инвестиционного портфеля в соответствии с приоритетами развития, качественными изменениями и повышением ответственности органов управления за планирование и реализацию капитальных вложений.

- Внедрение мероприятий, вытекающих из Программы поддержки молодежи. Это будет реализовано посредством социальных программ: доступ к обучению, обеспечению жильем, поощрение предпринимательской деятельности;

- В области юстиции дополнительные средства направлены для полной реализации мероприятий предусмотренных в СНР. Ресурсы данного сектора будут направлены на поддержку мер политики по дальнейшему укреплению автономии и качества юстиции.

- В области науки и инноваций значительный рост ассигнований, в соответствии с положениями Кодекса о науке и инновациях;

- В отраслях реального сектора и экономической инфраструктуры основная часть дополнительных ресурсов направлена на программы поддержки сельскохозяйственных производителей, расширение площадей для закладки виноградных плантаций и на программы работ по содержанию, ремонту и реконструкции публичных дорог.

Государственные расходы по секторам и по органам ценрального публичного управления за 2009 год отражены в приложении 2

Анализ динамики государственных расходов в Республике Молдова в 2006-2010гг.

В 2007-2010 годы публичные расходы увеличивались в номинальном выражении на 13% в среднем за год и к 2010 году достигли 23,9 млрд. леев. Доля публичных расходов в ВВП медленно сократилась по сравнению с уровнем, достигнутым в 2005 году с 39,3% до 37,7% в 2010 году.

Общие политики в области расходов оказывают решающее влияние на распределение расходов по секторам. Традиционно социальный сектор имеет приоритет в выделении ресурсов, который сохранится и в будущем (за исключением средств на увеличение оплаты труда), на эти цели направлено около 63% всех публичных расходов. Для реальных секторов экономики в настоящее время выделяется около 12% от всех публичных расходов, в последующие годы это доля снизится и в 2012 году составит 8,5%. Это объясняется завершением отдельных программ с участием внешних доноров, а также и за счет неопределенности с финансированием новых проектов.

В аспекте видов бюджетов, в период до 2007 года наиболее высокий рост расходов по сравнению с другими бюджетами наблюдался в ФОМС - до 32%,далее в государственном бюджете - 23%. В 2008-2009 годы

более значительные темпы роста имеют расходы БГСС и ФОМС, что объясняется более высокими темпами роста доходов в эти бюджеты и высокой степенью приоритетности с точки зрения их социальной направленности.

Расходы государственного бюджета по всем компонентам, как доля в ВВП, в период 2003-2010 годов увеличились с 20% до 23%. В последующие три года они стабилизировались на уровне 23%.

Расходы БГСС в течении 2003-2006 годов увеличились значительными темпами с 7,9% до 10,2% в ВВП. В последующие три года рост расходов этого бюджета замедлился, и они составили около 11% в ВВП. В 2007-2009 годы трансферты из государственного бюджета в БГСС возрасли с 688,3 млн. леев до 965 млн. леев в 2009 году или на 13% в среднем за год. Их доля в общих расходах БГСС составила около 15%.

Расходы ФОМС в 2004-2006 годы имели прирост с 2,9% в ВВП до 4,2% в 2009 году. Необходимо отметить, что значительную долю в расходах ФОМС (около 66% в 2006 году) покрывают трансферты из государственного бюджета. В периоде 2006-2009 объем значительно возрос от 1001,6 млн. леев в 2006 году до 1526,7 млн. леев в 2009 году или на 58%. На 2010 год объем трансфертов от государственного бюджета в фонды обязательного медицинского страхования рассчитаны на уровне 12% от общего объема собственных расходов государственного бюджета - среднее соответствующее соотношение за три предыдущих года

Текущая динамика в структуре публичных расходов по секторам свидетельствует o значительном росте доли расходов экономического характера в общих расходах от 10,9% в 2006г. до17,1% в 2009г., a также расходов социального характера - от 62,4% до 64,3%. В то же время, расходы на государственные услуги общего назначения, поддержание общественного порядка и национальной безопасности сократились с 14,8% в 2006 году до 12,2% в 2009 году. Такие же тенденции наблюдаются в этих расходах и выраженных как доля в ВВП.

Данные тенденции отражают приоритетность экономического и социального секторов, которые непосредственно связаны с экономическим ростом и сокращением бедности. В составе расходов социального блока приоритетно возрасли расходы на социальную поддержку и расходы на здравоохранение, а в экономическом блоке - расходы на сельское хозяйство, коммунальное хозяйство и энергетический комплекс.

Главные факторы в контексте межотраслевых приоритетов расходов на 2006-­2009 годы включают:

•              поэтапное внедрение (2006-2010 годы) реформы заработной платы в публичном секторе. В 2007 году в этих целях выделено около 48% всех дополнительных ресурсов.

•              индексация расходов на товары и услуги в соответствии с изменением индекса потребительских цен и роста цен на природный газ. Для этого выделены дополнительные ассигнования в сравнении с предыдущим годом в сумме 81,3 млн. леев в 2007 году, 53,3 млн. леев - в 2008 году и 52,7 млн. леев - в 2009 году.

•              поэтапный рост ассигнований на капитальные вложения, как фактор, влияющий на экономическое развитие. Объем капитальных вложений за счет основных расходов государственного бюджета и бюджетов АТЕ к 2009 году вырос на 4 % в 2006 году. В 2007-2009 годы, около 66 % капитальных вложений направлены в экономический сектор.  В контексте стратегических приоритетов в области секториальных расходов выделяются расходы социального характера, которые получат наибольшее увеличение - 33% общей суммы дополнительных публичных расходов на 2010 год. Из них преимущественно возросли расходы на здравоохранение - примерно на 25%, вследствии расширения объема услуг, оказываемых в рамках пакета на медицинское страхование, а также расходы на социальную поддержку и социальное страхование и социальное обеспечение - на 14 процентов. Расходы на образование, культуру, искусство, спорт и мероприятия для молодежи увеличатся на 9 % в 2010 году. Увеличение расходов в этих секторах будет наблюдаться также и в 2010-2011 годы, однако более медленными темпами, с учетом ограниченного объема ресурсов прогнозируемых в эти годы. Наблюдается значительный рост расходов в области науки и инноваций -около 100 млн. леев ежегодно. Доля этих расходов в ВВП выросла с 0,4 % в 2005 г. до 0,7% в 2010 году. Соответствующий рост будет направлен на реализацию Кодекса о науке и инновациях и Договора о партнерстве между Правительством и Академией наук. В то же время, ограниченные ресурсы не обеспечивают должного уровня расходов на науку 1% в ВВП в 2009 г. Расходы экономического блока в 2010 году в сравнении с 2006 годом прогнозируются с ростом в 13,6%, в основном за счет расходов, предназначенных на сельское хозяйство, которые возрастут на 19%, а также за счет расходов на транспорт и дорожное хозяйство - 15%.В 2008-2009 годы наблюдается незначительное сокращение доли расходов этих секторов в общих публичных расходах. Это объясняется завершением финансирования отдельных программ, связанных с газификацией и обеспечением водой населенных пунктов, а также в связи с неопределенностью привлечения внешнего финансирования для отдельных проектов, которые в данный момент составляют наибольший удельный вес в этой отрасли.

Образование, культура, искусство и мероприятия для молодежи.

Данные отрасли в 2007 году получили увеличение ассигнований соответственно на 9,9% и 8%, и замедление этого роста в последующие годы. К 2009 году расходы этих отраслей снизились как доля ВВП и составили 5,4% и 0,7% соответственно. Ассигнования в данные отрасли приоритетно предназначены для: (i) облегчение доступа к услугам образования, в особенности к услугам общего образования, а также улучшение качества образовательных услуг; (ii) поддержка молодых педагогических кадров, принятых на работу в сельской местности; (iii) увеличение норм питания в школах и интернатах; (iv) укрепление учебной базы и информационное развитие; (v) выплата стипендий учащимся и студентам; (vi) облегчение доступа молодежи к услугам культуры и к источникам информации путем открытия центров для молодежи и реставрации объектов культуры.

Здравоохранение. В период 2007-2009 гг. относительный рост государственных расходов на здравоохранение в сравнении с предыдущим годом превысили рост расходов в других отраслях. Как и в прошлые годы, расходы этого сектора продолжили удерживать наибольший удельный вес в общих государственных расходах и выросли от 30,3% в 2007 году до 32,5% в 2009 году, a в последующие годы они составят около 12% ВВП. Рост обусловлен главным образом выплатами в рамках системы государственного социального страхования. Дополнительные ассигнования будут направлены на: (i) индексацию или увеличение размеров социальных выплат; (ii) усиление социальной защиты семей с детьми; (iii) развитие социальных услуг и сети социальных работников; (iv) индексацию денежных вкладов населения в Banca de Economii и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.