- Постановление № 46 от 28.01.06 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности жилищных накопительных кооперативов»;
- Постановление № 645 от 27.10.05 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства». Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
- Постановление № 501 от 10.08.05 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй»;
- Постановление № 435 от16.07.05 «Об утверждении Положения о предоставлении дополнительной (закрытой) части кредитной истории субъекту кредитной истории, в суд (судье) и в органы предварительного следствия»;
- Постановление № 523 от 07.10.04 «Об утверждении Положения о передаче имущества, составляющего ипотечное покрытие, государственной управляющей компании, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестировании средств пенсионных накоплений»;
Основополагающая роль принадлежит федеральной программе «Жилище», рассчитанной на 2002-2010.
На первом этапе реализации Программы (2002 - 2005 годы) выполнялись следующие подпрограммы и мероприятия:
- подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы» (до 2003 года - федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты»);
- подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда»;
- подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»;
- подпрограмма «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф»;
- подпрограмма «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур»;
- подпрограмма «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации»;
- подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»;
- мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;
- мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.
За указанный период на реализацию входящих в состав Программы подпрограмм и мероприятий было выделено 59 млрд. рублей. Кроме того, были предоставлены государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» в размере 13,7 млрд. рублей.
В целом за 2002 - 2005 годы:
- за счет средств федерального бюджета было обеспечено жильем 97,7 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, перед которыми имеются государственные обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем;
- удалось обеспечить рост жилищного строительства (в 2004 году объем ввода жилья вырос на 13 процентов по сравнению с 2003 годом при целевом показателе Программы на первом этапе реализации - 3 процента в год);
- показатель доступности приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м семьей из 3 человек исходя из среднего размера совокупных денежных доходов такой семьи составил в 2004 году 3,9 года (для сравнения в 2001 году - 4,8 года);
- повысился уровень адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг (в 2004 году - 13 процентам семей были предоставлены жилищные субсидии).
Подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» реализовывалась в 65 субъектах Российской Федерации. Из аварийного и ветхого жилищных фондов было переселено 27100 семей. Ликвидирован непригодный для проживания жилищный фонд общей площадью 630,4 тыс. кв. м.
В рамках реализации подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» за счет всех источников финансирования удалось:
- построить и провести реконструкцию 8975 км сетей водоснабжения и канализации;
- ввести в эксплуатацию отопительные котельные общей мощностью 22220 Гкал/ч;
- построить и сдать в эксплуатацию водоочистные сооружения, станции очистки сточных вод общей производительностью 4938 тыс.куб. м в сутки.
Кроме того, проводились работы по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами городского коммунального хозяйства.
В подпрограмме участвовало 54 субъекта Российской Федерации. С привлечением средств федерального бюджета в рамках подпрограммы осуществлялось финансирование 186 объектов.
Основной формой оказания государственной поддержки в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» стало предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий молодым семьям - участникам подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка.
Общее количество молодых семей участников подпрограммы, которым предоставлены субсидии в 2003 - 2005 годах, составило 114000, в том числе за счет средств федерального бюджета - 13700.
Наиболее эффективно подпрограмма реализовывалась в тех регионах, где разработаны и действуют схемы ипотечного жилищного кредитования, а также существуют возможности по использованию сбережений граждан (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Оренбургская и Кемеровская области).
Вместе с тем в 2002 - 2005 годах не удалось достичь ощутимого продвижения по следующим показателям реализации Программы:
- среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования практически не изменилось и составляет около 20 лет;
- износ основных фондов коммунального комплекса сохраняется на уровне 60 процентов и имеет тенденцию к увеличению.
Основными проблемами в реализации Программы и подпрограмм, осуществлявшихся в ходе первого этапа, явились:
- недостаточная ориентированность мероприятий Программы на увеличение объемов жилищного строительства - объем ввода в эксплуатацию жилья в 2004 году составил всего 41,2 млн. кв. м, что в 1,5 раза меньше по сравнению с 1990 годом;
- недостаточная нацеленность мероприятий Программы на решение основных проблем, препятствующих развитию рынка доступного жилья;
- отсутствие концентрации ассигнований из федерального бюджета на главных направлениях, их распыление по 7 подпрограммам, 5 государственным заказчикам;
- отсутствие механизмов консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;
- недостаточное стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан;
- недостаточность ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственных обязательств Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Модификация Программы и ее подпрограмм на втором этапе реализации (в 2006 - 2010 годы) обусловлена необходимостью:
- стимулирования роста предложения жилья на рынке, включая реализацию мер по поддержке жилищного строительства;
- повышения надежности и качества коммунальных услуг на базе модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и привлечения частного бизнеса и частных инвестиций в эту сферу;
- стимулирования платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;
- более эффективного исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Мероприятия второго этапа реализации Программы (в 2006 - 2010 годах) будут выполняться в две стадии:
2006 - 2007 годы - первая стадия;
2008 - 2010 годы - вторая стадия.
На первой стадии мероприятия Программы и ее подпрограмм будут сконцентрированы на реализации мер приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
В соответствии с указанным национальным проектом выделены 4 приоритетных направления:
- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
- повышение доступности жилья;
- увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
По каждому из этих приоритетных направлений предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия. Эти меры в основном будут реализованы в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера будут реализованы в рамках Программы в целом.
Обеспечение государственной поддержки системы рефинансирования ипотечных кредитов будет осуществляться в соответствии с Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 г.
На протяжении всего периода реализации второго этапа Программы осуществляются:
- совершенствование и развитие нормативной правовой базы с учетом мониторинга реализации Программы на практике в субъектах Российской Федерации;
- широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий;
- реализация подпрограмм и отдельных мероприятий.
Основные приоритеты реализации Программы и ее подпрограмм на второй стадии могут быть уточнены по итогам реализации мероприятий приоритетного национального проекта в 2006 - 2007 годах.
1.3 Опыт реализации ипотечной политики
Ипотечное кредитование широко известно в иностранной практике. Это сложная, многогранная система, которая может быть связующим звеном между ограниченными финансовыми возможностями граждан и потребностью в самом насущном - жилище.
В свое время развитые страны использовали свои программы ипотечного кредитования в качестве толчкового инструмента в преодолении экономической депрессии и дальнейшего развития через запуск финансовых рынков. Последствия великой депрессии 1930-х годов в США, Второй мировой войны в Европе привели к тому, что правительства большинства стран осознали важность решения жилищных проблем населения в качестве стимулирующего воздействия, влекущего экономическое возрождение страны. Формирование рынка долгосрочных ипотечных кредитов являлось основной ролью и задачей государства.
Роль и масштабы участия государства в развитии системы жилищного кредитования каждой страны зависят от степени зрелости используемой ипотечной модели и от подхода, примененного к ее построению. Так, в США на этапе становления современной ипотечной системы (с 1930-х по конец 1970-х гг.) государство не только формировало законодательные основы функционирования ипотечной системы, но и непосредственно создавало специализированные институты вторичного ипотечного рынка, отвечающие за эффективное функционирование всей ипотечной системы страны, ее унификацию, а также за достижение стратегических целей экономического развития государства, обусловленных развитием системы ипотечного кредитования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17