*Рассчитано по данным Федерального Казначейства и Росстата
**Рассчитано по материалам Счетной палаты к проекту Закона о бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
Среднегодовой номинальный прирост совокупных расходов федерального бюджета за 2000-2008 гг. составил 26,4%, средний реальный прирост – 9,7%, в то время как реальный ВВП в среднем рос на 6,9%. В докризисный период, включая 2008 год, в интервале 2000-2008 годов расходы федерального бюджета в номинальном выражении выросли в 7,4 раза, в том числе по статьям: «национальная оборона» – в 5,4 раза, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - почти в 8 раз, «государственное управление» - почти в 15 раз, «международная деятельность» - в 6,5 раза, «судебная власть» (до 2005) или «судебная система» (с 2005) – в 11 раз, «национальная экономика» - почти в 18,5 раз, «ЖКХ» - почти в 6 раз, «социально-культурные мероприятия» - в 7,6 раза, из них на образование – в 9,3 раза, на культуру и кинематографию – более чем в 10 раз, на СМИ – в 5 раз, здравоохранение и спорт – в 16,5 раза, на социальную политику – 4,3 раза. Межбюджетные трансферты увеличились более чем в 5 раз. Сокращение произошло только по расходам на обслуживание государственного и муниципального долга в размере 40,5%.
Таким образом, можно сказать, что в России приоритеты бюджетной политики в данный период времени были в области финансирования национальной экономики, здравоохранения и спорта, а также усиления государственного управления. По сравнению с темпом роста общих расходов федерального бюджета меньшими темпами росли расходы на социальную политику, межбюджетные трансферты, СМИ, национальную оборону, международную деятельность и ЖКХ.
В кризисный 2009 год усилилась роль бюджетной политики в регулировании экономических процессов и межбюджетных отношений: произошел резкий рост расходов по разделу «национальная экономика» и по статье «межбюджетные трансферты» (рост на 34%). В связи с падением ВВП, ее доля в нем выросла почти на 50%. Можно отметить, что в сравнении с предыдущим годом по отношению к ВВП, в связи с необходимостью расширения масштабов вмешательства государства в экономические и социальные процессы из-за кризиса, увеличились расходы по всем разделам. Практически по всем разделам расходы возросли в номинальном и реальном выражении (кроме общегосударственных вопросов в целом, а также социальной политики, которая является приоритетом расходов территориальных бюджетов). Процентные расходы федерального бюджета в 2009 году были несколько выше (по отношению к ВВП) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в связи с увеличением выплаты процентов по внутреннему долгу.
Согласно проекту федерального бюджета, в 2010 году объем расходов претерпевает незначительные изменения в сторону их сокращения на 44,4 млрд. руб. – до 9886,9 млрд. руб. (22,9% от ВВП). Это обусловлено тем, что большая часть антикризисных расходов были произведены в 2009 году. Тем не менее произошло изменение структуры расходов бюджета. С одной стороны, существенно сокращаются расходы по разделу «Национальная экономика» (-27% по сравнению с объемом расходов в 2009 году), а также по разделам «ЖКХ» (-3,6%), «Образование» (-3,5%), «Здравоохранение» (-4,5%), «Культура» (-5,7%), «Охрана окружающей среды» (-8,3%), а с другой, растут расходы на «Межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам РФ» (25,4%) за счет роста трансфертов Пенсионному фонду, на «Общегосударственные вопросы» (23,7%) в основном из-за увеличения расходов на обслуживание государственного долга РФ (101,5 млрд. руб.) и на имущественный взнос в госкорпорацию «Олимпстрой» (102,0 млрд. руб.), а также по разделам «Национальная оборона» (3,4%) и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (5,6%).[36]
Приоритетами формирования расходной части федерального бюджета на 2010–2012 годы стали:
• повышение расходов на социальные цели, в основном на увеличение размера пенсий;
• увеличение расходов на общегосударственные вопросы, национальную оборону и национальную безопасность. Отметим, что за исключением социальных расходов, эти три статьи функциональной классификации расходов бюджета – единственные, которые непрерывно растут с 2008 года. Это означает, что в бюджетной политике РФ усиливается приоритетность общегосударственных вопросов, решаемых исключительно за счет средств федерального бюджета.
Если рассматривать структуру расходов консолидированного бюджета субъектов РФ, то в таблице 6 можно увидеть, что преобладающими среди них являются расходы на социально-культурные мероприятия (в среднем 48,7%), национальную экономику (17,4%) и ЖКХ (15,4%).
Таблица 6
Структура расходов консолидированного бюджета субъектов РФ[37]
2000
2002
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Расходы – всего
1032,1
1687,2
2373,0
2941,2
3657,7
4790,5
6253,1
6256,3
из них:
на государственное управление и местное самоуправление
4,6
5,5
6,0
7,4
6,9
6,6
6,5
6,3
на правоохранитель-ную деятельность и обеспечение безопас-ности государства
2,6
3,0
2,8
4,5
4,1
3,9
на национальную экономику
10,4
19,7
18,7
17,5
16,5
18,1
на ЖКХ
19,4
13,2
12,3
15,8
16,9
16,4
13,7
на социально-культур-ные мероприятия
39,0
43,8
46,9
52,2
54,0
52,8
49,0
52,4
на обслуживание гос. и мун. долга
1,8
0,8
1,1
0,7
0,6
1,0
расходы целевых бюджетных фондов
14,6
9,1
7,1
на межбюджетные трансферты
0,4
3,4
4,4
В докризисный период, включая 2008 год, в интервале 2000-2008 годов расходы консолидированного регионального бюджета в номинальном выражении выросли в 6,1 раза, в том числе по статьям: «правоохранительная деятельность и обеспечение национальной безопасности» - в 9,5 раза, «государственное управление и местное самоуправление» - почти в 8 раз, «национальная экономика» - почти в 11,5 раз, «ЖКХ» - в 5,1 раза «социально-культурные мероприятия» - в 7,6 раза, «обслуживание государственного и муниципального долга» - в 1,9 раза.
По итогам кризисного 2009 года в целом динамика расходов по регионам не была благоприятной: перестали расти расходы бюджетов вследствие существенного сокращения доходов по статье налог на прибыль организаций: резко сократились расходы на ЖКХ, началось сокращение расходов на здравоохранение, а сохранившийся рост расходов на образование не компенсирует инфляцию, снизились темпы роста социальных выплат, хотя они все равно огромны – почти на треть.
Тем не менее, в целом за год расходы бюджетов выросли в трех четвертях регионов (64 из 83) и более всего там, где кризис почти не ощущался – в Ингушетии (в 1,7 раз), Дагестане, Адыгее и Приморском крае (на треть). Ускоренный рост был обеспечен федеральными трансфертами. Напротив, максимально сократились расходы в развитых регионах с наиболее сильным снижением поступлений налога на прибыль – в Ханты-Мансийском АО, Тюменской и Челябинской областях (на 16-19%), в Москве (на 12%), Санкт-Петербурге и Свердловской области (на 9%).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16