Следующим этапом в развитии финансового менеджмента можно считать выделение функций финансового планирования, организации, мотивации и контроля, позволяющих рассматривать управление финансами как непрерывный процесс решения закономерно усложняющихся задач. Для данного этапа характерным является дефиниция финансового менеджмента с позиций планирования, организации и контроля расходования финансовых ресурсов организации. В данном случае предмет финансового менеджмента корреспондирует с управлением как процессом в общем менеджменте.
Разработка универсальных правил и процедур для принятия решений в области управления финансами предприятия позволила интерпретировать финансовый менеджмент как совокупность общих стандартизированных финансовых правил, процедур и технологий. Подобный концептуальный подход реализован Е.С.Стояновой. Сходной системы взглядов придерживается Е.Н.Лобанова, которая считает, что важнейшей сферой управления финансами предприятия должны стать финансовые решения. Суть последних сводится к формированию достаточных для развития предприятия финансовых ресурсов, поиску новых источников финансирования на денежных и финансовых рынках, использованию новых финансовых инструментов, позволяющих решать ключевые проблемы финансов: платежеспособность, ликвидность, доходность и оптимальные соотношения собственных и заемных источников финансирования. Нетрудно провести аналогию между этим подходом и совокупностью универсальных принципов управления А.Файоля.
Ясно, что далеко не каждый даже высококвалифицированный главный бухгалтер способен справиться с упомянутыми функциями. Здесь уже речь идет о развитой службе, состоящей из финансовых менеджеров среднего звена, каждый из которых будет нести ответственность за принятые решения. По- настоящему работа по управлению финансами на предприятиях началась в 1994- 1995 гг. Именно в эти годы ключевой фигурой вместо главного бухгалтера становится финансовый директор. Спрос на них крайне высок в столице, а на периферии практически не удовлетворен. Появилась потребность в финансовом руководителе, определяющем совместно с генеральным директором стратегию фирмы.
На современном этапе развития рыночных отношений задачи по управлению финансами предприятий, функционирующих в условиях нестабильного социально- экономического окружения, приводят к реализации системного подхода. Стоит задача выделения ключевых, системообразующих факторов финансовой политики. На наш взгляд, ими могут выступать такие интегральные параметры, как ликвидность, суперпозиция векторов финансовых потоков, финансовая устойчивость предприятия и др. Другой немаловажный аспект - безусловная интеграция финансовой стратегии в качестве основной подсистемы в генеральной стратегической концепции управления предприятием. Исходя из этого попытаемся предложить следующее определение финансового менеджмента: это наука о правилах разработки и механизмах реализации финансовой стратегии предприятия для достижения стратегических целей организации в целом.
Использование разработок и концепция общего менеджмента для анализа и интерпретации проблем финансового менеджмента позволит уточнить и систематизировать ряд основных понятий, а также структуру задач управления финансами предприятия.
В процессе производства у организации формируются отношения, обычно в денежной форме (называемые финансами), включающие формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др.
Финансовый менеджмент – наука об управлении всеми этими процессами. Это управление предполагает разработку методов, которые выбирает предприятие для достижения определенных целей, конечной из которых является обеспечение прочного и устойчивого финансового состояния.
Финансовый менеджмент имеет целью активное и рациональное управление финансами предприятия. Он воздействует на все стороны его деятельности, так как выбор критериев для принятия правильных финансовых решений вызывает необходимость изменения во многих сферах функционирования предприятия.
Финансовый менеджмент – понятие широкое, и каждый автор определяет его по-своему (табл. 2.1.1). Таблица 2.1.1. Сравнительная таблица определений понятия "финансовый менеджмент" |Автор |Определение | |Стоянова Е.С. |Финансовый менеджмент – наука управления | | |финансами предприятия, направленная на | | |достижение его стратегических и тактических | | |целей. | |Крейнина М.Н. |Финансовый менеджмент – наука об управлении | | |отношениями, формирующимися в процессе | | |производства. | |Герчикова И.Н. |Финансовый менеджмент – это вид | | |профессиональный деятельности, направленной на | | |управление финансово-хозяйственной | | |деятельностью фирмы на основе современных | | |методов. | |Стоянова Е. С., Штерн М.|Финансовый менеджмент – это наука о критериях | |Г. |принятия важнейших финансовых решений |
Определения отечественных авторов отличаются от общепринятых мировых. Американские и западноевропейские экономисты определяют финансовый менеджмент как управление финансами фирмы, имеющее главной своей целевой функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов и т.д. В российской практике финансовый менеджмент рассматривается шире. В его рамках определяются методы, которые выбирает предприятие для достижения поставленных им целей. Но нельзя не признать, что основные принципы, методы носят универсальный характер и поэтому требуют лишь адаптации к российским особенностям рынка.
Главными задачами финансового менеджмента являются:
1) финансирование деятельности предприятия
• определение рациональной структуры пассивов предприятия (соотношение между заемными и собственными средствами) с учетом допустимого уровня финансового риска и, таким образом, обоснование решения об изменении собственного капитала и/или изменении заимствований;
• разработка дивидендной политики (распределение чистой прибыли на вознаграждение инвесторов, самофинансирование и наращивание собственных средств);
• формирование наилучшей структуры заемных средств по форме, срокам и стоимости;
2) финансовая сторона эксплуатации активов
• определение основных направлений расходования средств, соответствующих стратегическим и тактическим целям предприятия;
• формирование наилучшей структуры активов;
• регулирование массы и динамики финансовых результатов с учетом приемлемого уровня предпринимательского риска;
3) осуществление стратегии финансового менеджмента
• проведение инвестиционной политики (анализ инвестиционных проектов хозяйственного и финансового характера, отбор наилучших);
4) осуществление тактики финансового менеджмента
• комплексное оперативное управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами предприятия (денежными средствами, дебиторской задолженностью, запасами сырья и готовой продукции, кредиторской задолженностью и краткосрочными кредитами);
• ценовые и прочие маркетинговые решения с точки зрения их влияния на финансовые результаты;
5) сочетание стратегии и тактики
• финансовое прогнозирование и планирование (финансовые перспективы развития предприятия, а также тактические шаги по обеспечению каждодневной деятельности и предупреждению неблагоприятных тенденций);
6) внутренний финансовый контроль
• анализ данных бухгалтерского и операционного учета, а также отчетности предприятия. Их можно использовать: а) как материал для оценки результатов деятельности предприятия, всех его подразделений; б) как информационную базу для принятия финансовых решений.
Исходя из этого, можно сформулировать следующее.
Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами и отношениями, охватывает систему принципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Для управления финансами большого бизнеса уже необходимы профессионалы со специальной подготовкой в области финансового бизнеса – финансовые менеджеры (финансовые директора). Зная теорию финансов, основы менеджмента, финансовый менеджер, приобретая опыт, вырабатывая у себя интуицию и чутьё рынка становится ключевой фигурой бизнеса. В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих экономических процессов мирового развития. Идет коренная перестройка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования.
2.2. Понятие, назначение и методы расчета операционного левереджа
Функционирование любого предприятия упрощенно представляет собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный, на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левередж. В буквальном понимании левередж означает небольшую силу (рычаг), с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей. Существуют три вида левереджа, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей отчета о финансовых результатах (рис. 2.2.1). |Доход от реализации | |(за минусом НДС и акцизов) | |- Затраты на производство и | |реализацию | |+ Сальдо доходов и расходов от | |прочей реализации и | |внереализационных операций | |= Валовой доход |
|- Проценты по долгосрочным ссудам и| |займам | |= Налогооблагаемая прибыль |
|- Налог на прибыль и прочие | |обязательные платежи из прибыли | |= Чистая прибыль |
Рис. 2.2.1. Взаимосвязь доходов и левереджа
Логика такой перегруппировки заключается в следующем. Чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов — производственного и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Подобное понимание факторной структуры прибыли является исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании предприятия с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.
На чистую прибыль влияют следующие факторы: а) рациональность использования предоставленных предприятию финансовых ресурсов; б) структура источников средств.
Первый момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы. Соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией операционного левереджа (табл. 2.2.1). Таблица 2.2.1. Определение операционного левереджа |Автор |Определение | |Ковалев В.В. |Производственный левередж — потенциальная возможность | | |влиять на валовой доход путем изменения структуры | | |себестоимости и объема выпуска. | |Крейнина М.Н. |Показатель соотношения выручки от реализации (или | | |выручки за вычетом переценных затрат) и прибыли от | | |реализации называется "операционный левередж" и | | |характеризует степень риска предприятия при снижении | | |выручки от реализации. | |Стоянова Е.С. |Действие операционного (производственного, | | |хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое | | |изменение выручки от реализации всегда порождает более | | |сильное изменение прибыли. | |Бригхэм Ю., |Операционный левередж – фактор, характеризующий | |Гапенски Л. |производственный риск (удельный вес постоянных затрат в| | |составе совокупных затрат). |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9