Рефераты. Состояние и пути совершенствования финансового менеджмента организации p>
1.3. Характеристика внешней среды и деловой активности организации

Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обуславливается в немалой степени его деловой активностью.

Главными качественными и количественными критериями деловой активности предприятия являются: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация предприятия, степень соответствия плана основным показателям хозяйственной деятельности, обеспечение заданных темпов их роста, уровень эффективности использования ресурсов (капитала), устойчивость экономического роста.

Для эффективной деятельности ЗАО "Хольстер" необходимо непрерывное обеспечение материалами. Наряду с ценой важной характеристикой является качество приобретаемого сырья. Для закупки высококачественного сырья установлены деловые отношения с зарубежными партнерами. Главные поставщики:
"Derny LTD" (Индия), "Vadun" (Монголия), "Витязь" (Оренбург), "Кобра"
(Киров).

Покупателями продукции фирмы являются крупные магазины республики, оптовая база "Прикамье", покупатели из других регионов Российской
Федерации, а также фирма "Lederware" (Германия).

Фирма располагает банковским счетом в Сбербанке РФ. Регулярно осуществляет оплату по всем видам платежей, в т.ч. в виде налогов в
Федеральный и местный бюджеты, а также в бюджет Удмуртской республики.

Деловая активность предприятия представлена в табл. 1.3.1.
Таблица 1.3.1. Расчет показателей деловой активности
|Показатели |1997 |1998 |1999 |
|1. Выручка, р. |19064600|23868860|28173790|
|2. Чистая прибыль |443143 |603837 |788170 |
|3. Фондоотдача |4,0817 |4,49 |5,04 |
|4. Оборачиваемость средств в расчетах (в |364,87 |35,08 |15,2 |
|оборотах) | | | |
|5. Оборачиваемость средств в расчетах (в |1 |10 |24 |
|днях) | | | |
|6. Оборачиваемость запасов (в оборотах) |51,72 |39,11 |22,73 |
|7. Оборачиваемость запасов (в днях) |7 |9 |16 |
|8. Оборачиваемость кредиторской |7 |10 |13 |
|задолженности (в днях) | | | |
|9. Продолжительность операционного цикла |8 |19 |40 |
|10. Продолжительность финансового цикла |1 |9 |27 |
|11. Коэффициент погашаемости дебиторской |0,0055 |0,0285 |0,0658 |
|задолженности | | | |
|12. Оборачиваемость собственного капитала |3,53 |3,39 |3,97 |
|13. Оборачиваемость совокупного капитала |2,51 |2,14 |2,13 |

По данным таблицы 1.3.1 можно сделать следующие выводы: с увеличением выручки уменьшается оборачиваемость средств в расчетах, оборачиваемость запасов. В связи с этим увеличивается продолжительность как операционного, так и финансового циклов. Скорость оборота всего капитала в 1998 г. уменьшается – это можно объяснить тем, что темп прироста выручки немного отстает от темпа прироста капитала. В 1999г. оборачиваемость практически не изменяется. Оборачиваемость собственного капитала в 1998г. уменьшается, а в
1999г. ее уровень повышается и даже превышает уровень 1997г. Соотношение основных показателей для 1999г.:

130,5%>118,0%>106,9%>100%

Тпб – темп роста прибыли = 130,5%;

Тр – темп роста выручки от реализации =118,0%;

Так – темп роста активов = 106,9%.

Эта зависимость означает что: а) экономический потенциал фирмы возрастает; б) по сравнению с увеличение экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, то есть ресурсы предприятия используются более эффективно; в) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения.

В целом можно говорить об ускорении оборачиваемости оборотных средств.
Это позволяет предприятию обходиться меньшей суммой оборотных средств для обеспечения выпуска и реализации продукции или при том же объеме оборотных средств увеличить объем и улучшить качество производимой продукции.


1.4. Проблемы экономического развития предприятия

Реализация продукции – это основной жизненно важный показатель деятельности ЗАО "Хольстер", который достигается правильно подобранной номенклатурой с заключением договоров, обеспечением выпуска и продажи произведенного. На обеспечение этих задач направлены усилия всех подразделений.

В 1999г. проведены маркетинговые исследования по группе новых изделий, планируемых к производству, и определена их необходимость на рынке России и за рубежом.

В своей деятельности ЗАО "Хольстер" сталкивается с рядом проблем, которые могут препятствовать эффективному процессу производства (табл.
1.4.1).

Таблица 1.4.1. Матрица рейтинга производственных проблем предприятия

|№ |Показатели |Рейтинг проблем |
|п/п| | |
| | |1 |2 |3 |4 |5 |
|1 |Удельный вес прямых затрат в |От |От |От |от |От |
| |себестоимости |10% |30% |50% |70% |90% |
|2 |Периодичность анализа безубыточности |1 раз|2 |Ежекв|Ежеме|Посто|
| |производства |в год|раза |артал|сячно|янно |
| | | |в год|ьно | | |
|3 |Степень физического и морального |От |От |От |от |От |
| |износа основных средств |70% |55% |40% |25% |10% |
|4 |Уровень использования |От |От |От |от |От |
| |производственных мощностей |10% |30% |50% |70% |90% |
|5 |Уровень запасов готовой продукции к |От |От |От |от |От |
| |годовой выручке |50% |30% |15% |10% |5% |
|6 |Уровень запасов сырья и материалов к |От |От |От |От |От |
| |годовой выручке |80% |60% |30% |15% |5% |
|7 |Доля взаимозачётов и бартерных сделок| | | | | |
| |в обороте |80% |60% |40% |20% |10% |
|8 |Когда последний раз привлекались |Никог|5 лет|3 |Год |Ежекв|
| |специалисты со стороны для анализа |да |назад|года |назад|артал|
| |положения на предприятии | | |назад| |ьно |
|9 |Какая система контроля качества |Никак|Нефор|Элеме|Выбор|Сплош|
| |продукции применяется |ая |мальн|нты |очная|ная |
| | | |ая |контр| | |
| | | | |оля | | |

В целом на фирме ситуация неплохая. Организация реализует всю продукцию, не допуская ее залеживания на складе. На достаточно высоком уровне контроль качества продукции. Ежегодно привлекаются специалисты для оценки состояния организации, анализ безубыточности проводится два раза в год, но этого явно недостаточно в условиях мгновенно изменяющейся ситуации в России. Также следует обратить внимание на снижение прямых затрат в себестоимости продукции. Одним из способов может быть использование более дешевого (но не менее качественного) сырья и материалов. По возможности нужно стремиться к наращиванию объемов производства для более эффективного использования производственных мощностей.

ГЛАВА 2. ЛОГИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИИ


2.1. Финансовый менеджмент: цели и содержание

Управление финансами стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта социально-рыночного хозяйства, особенно предприятия и акционерного общества, ведущие производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свертывание объемов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчетах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевания новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли специфических финансовых вопросов управления.

В ответ на подобные тенденции в России стала развиваться автономная область теоретических знаний и практических приемов, находящихся на стыке общей теории управления финансами предприятия, и получившая название
"финансовый менеджмент". Первоначально этим занимались специалисты в области экономики предприятия, плановики, бухгалтеры-аналитики, которые шли от учета и проведения расчетов, построения планов-прогнозов и калькулирования цен к вопросам подготовки и принятия решений по широкому спектру проблем управления ресурсами предприятия. Подобная переориентация привела к возрастанию "удельного веса" управленческого компонента в решении соответствующих задач при одновременном расширении и усложнении инструментов и институтов финансового рынка. В данной главе рассматриваются подходы к предмету финансового менеджмента сквозь призму эволюции взглядов на проблему эффективного управления в общем менеджменте.

Прежде всего, следует отметить основные исторические подходы к эффективному управлению в современном менеджменте. В соответствии с положениями исторически первой школы научного управления (Ф.Тейлор), сформировавшейся на рубеже XIX-XX вв., в основе эффективного управления лежат аналитически выделенные трудовые операции. Безусловной заслугой этой школы является разработка перечня последних, их строгая регламентация и контроль за выполнением.

Следующая концепция эффективного управления получила название классической (административной). Были выделены основные элементы управления как процесса - функции. Подробно описаны планирование, организация, руководство, координация, мотивация, контроль и ряд других. Параллельно разработаны универсальные принципы управления (А.Файоль), следуя которым руководитель любой организации - независимо от целей, размеров, формы собственности и т.д. - мог, по мысли авторов, рассчитывать на ее оптимальное функционирование и достижение поставленных целей.

Значительное усложнение рыночной ситуации привело специалистов по управлению к необходимости рассматривать организацию как открытую систему.
В менеджменте сформировалась и закрепилась парадигма системного подхода, смысл которой - в совокупности управленческих воздействий на многоуровневую взаимосвязанную систему организационных элементов. Управление осуществляется на основе комплексной стратегии, разработанной с учетом факторов внешней и внутренней среды.

Анализ различных подходов к определению предметной области финансового менеджмента позволяет сделать вывод, что эволюция взглядов на предмет финансового менеджмента в сжатой, концентрированной форме повторяет в общих чертах исторически сложившиеся и чередовавшиеся постулаты эффективного управления в общем менеджменте.

На ранних этапах формирования самостоятельной предметной области за финансовым менеджментом закрепилась роль контроля, строжайшего учета и оптимизации издержек производственного процесса по схеме "ресурсы – производство – сбыт". С этих позиций данный менеджмент определяется как область управления финансами предприятия в целях контроля (снижения) издержек, своевременного и правильного проведения финансовых операций. Для российского бизнеса это характерно до 1994 г., когда главной фигурой организации финансов большинства предприятий был главный бухгалтер. Спрос на квалифицированных специалистов такого профиля, способных организовать сбор и обработку первичной информации, заниматься учетом затрат, рассчитывать плановые цены на продукцию, принимать решения относительно кредитов, строить отношения с кредиторами и дебиторами, а главное, противостоять налоговой инспекции, был велик.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.