Рефераты. Шпора по финансам p> ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Гос. Думу и Совет Федерации. В их задачи входит:

- рассмотрение и утверждение федерального бюджета и утверждение отчета о его исполнении;

- рассмотрение з-нов о налогах, сборах и обязат. платежах;

- уст. предельного размера гос. внутреннего и внешнего долга.
Оперативное управление осуществляет фин. аппарат.
Мин. фин. организует и обеспечивает:

- разработку и реализацию стратегич. направлений финансовой политики;

- составление проекта и исполнение федерального бюджета;

- разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой сис-мы, страховой деят-ти, фор-ю и развитию рынка ц/б;

- осущ. выпуск гос. внутр. и внеш. займов;

- осущ. контроль за бюджетными учреждениями;

- разрабатывает методологич. обеспечение фин. отчетности в стране;

- финансирует сферы деятельности.
Оргструктура Мин. фин. ориентирована на выполнение своих задач:

- бюджетный департамент (составляет проект федерального бюджета);

-отраслевые департаменты финансирования промыш-ти, строит-ва и стройиндустрии, транспортных сис-м и связи, с/х и т.д.;

- департамент ин. кредитов и внешнего долга;

- департамент налоговых реформ;

- департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка;

- Гл. упр-е федерального казначейства (кассовое исполнение бюджета).
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет, подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства–Гос. налог. служба и налоговые инспекции.
Предупр-е, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно- розыскная деятельность и контроль за выполнением налог. з-дательства, обеспеч-ем безопасности деят-ти налоговых инспекций, защитой их сотрудников, пресечением коррупции в налоговых органах–Федеральная служба налоговой полиции РФ.
За соблюдением налог. з-дательства при пересечении товарами границы, правильностью исчисления и уплаты пошлин ответственность несет
Государственный таможенный комитет РФ.
Каждое звено фин. сис-мы имеет свой аппарат оперативного упр-я. Упр-е финансами отраслей н/х производится фин. департ-ми и отделами соотв. министерств и ведомств.
Упр-е финансами на предприятиях осущ. фин. отделы и службы предпр-й.

ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Финансовая политика - это совокупность гос. мер по исп-ю фин. отношений для выполнения гос-вом своих функций.

Выделяют три осн. вида финансовой политики: -классическая;

-регулирующая; -планово-директивная.
Классическая - основана на трудах А.Смита и Д. Рикардо. Осн. направление - невмешательство гос-ва в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хоз-ных процессов. Гос. расходы min. Сис-ма налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.
Регулирующая - в основе теория Кейнса, доказ. необходимость вмешательства и регулирования гос-вом циклического развития экономики. Основные инструменты–гос. расходы, за счет к-рых формир. доп. спрос и рост пр-ва, ликвидация безработицы, увеличение нац. дохода. Главный механизмом регулирования–подоход. налог с прогрессивной ставкой; гос. кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета исп. д/регулирования экономики. Из единого органа упр-я выделяются отдельные службы, занимающиеся планир. бюджета и бюджет. расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, упр-ем гос. долгом.
Планово-директивная - применяется в странах с административно-командной сис- мой. Основана на гос. собственности на средства производства.
Цель–концентрация всех неиспользуемых фин. ресурсов в руках гос-ва и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями гос. плана развития.
Регулирование использования денежных доходов населения осущ. при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов. Изъятие ср-в у местных органов власти обеспечивалось путем введения ограничений в самостоятельность финансирования - 10 -15 % за счет местных доходов, остальное из центра.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов.
Основа современной финансовой политики РФ:

- признание свободы предпринимательства;

- введение разнообразных форм хозяйствования;

- приватизация гос. собственности и переход к смешанной экономике;

- отказ государства от директивного управления;

- переход отношений предпр-й и гос-ва на налоговую основу.
Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила распространение сис-ма гос. кредита для покрытия дефицита госбюджета.
Используются рыночные формы гос. займов. На смену централизованной бюджетной сис-ме пришла основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Применяется сис-ма трансфертных платежей, увязывающая размер бюджет. средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Изменяется практика перераспределения фин. ресурсов.
Кроме вертикального исп. горизонтальное перераспред-е ср-в за счет функц-я фин. рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства.
Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Изменилась сис- ма упр-я финансами. Готовится налоговая реформа. Осущ. структурная перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на конкурсной основе. Продолжается совершенствование бюджетного устройства.
Укрепляется рынок ЦБ.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Внутрихоз-венный фин. контроль осущ. на самих предпр-ях и орг-ях фин. отделами. Главбух в первую очередь осуществляет финансовый контроль при помощи других работников бухгалтерии. Преимущ-во внутрихоз. фин. контроля – осуществляется работниками предприятия, к-рые лучше всего знают сост. самого предпр-я, однако интересы проверяющих не всегда нацелены на проявление всех фин. нарушений. Речь идет не только о вопросе уплаты налогов, а и о контроле за деят-ю рук-ва предпр-я в АО, где владельцы не всегда участвуют в управлении. Поэтому параллельно с внутрихоз. сущ-ет и аудиторский контроль. Он появился как ответ на потребность корпораций обеспечить эффективный контроль за администрацией, для чего заключался договор с аудит. фирмой для проверки фин.-хоз. деят-ти предпр-я. Аудит. контроль осущ. конторами, имеющими на это спец. лицензию. Аудит. контроль м.б. внешним (спец. фирмы, аудиторы) и внутренним. Различают 3 вида внешнего аудита: общий(различные стороны ФХД предприятия); банковский, страховой. Внешний аудит проводят банки, страховые компании, АО, инвест. фонды. Внутренний осущ. на крупных предпр-ях с филиалами, для чего создается спец. аудиторская служба. Этот вид аудита находится на стадии формирования. Наиболее серьезные проблемы: -не всегда аудит. проверки проводятся на должном проф. уровне; -не всегда достаточно объективны;
-аудиторы не несут мат. ответственности за качество проверки.
Обществ. контроль – когда-то самый массовый вид фин. контроля. Он включал
Парт. органы и комитет обществ. контроля (>10 млн. человек), работающий на общественных началах без отрыва от производства. Хотя он не будет выполнять решающей роли, но является важным звеном, и в настоящее время его осуществляют профсоюзы (следят за выполнением условий трудового договора) и
СМИ.
Страховой контроль осуществляют страховые компании : -Контроль при заключении договора страхования. -В ходе действия договора - следят за изменением условий страхования.
-Контроль при наступлении страхового случая (учитываются все обстоятельства
- отсюда издержки страховой компании).

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИС-МЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

Любое предприятие оснащает каждое рабочее место компьютерами, отсюда изменение характера работы в фин. сфере. Первоначально внедрение автоматизации было связано с созданием АСУ финансами. АСУ финансами - это совокупность админ., экон., матем. методов вычислительной и организационной техники, средств связи, позволяющих эффективно управлять финансовой системой.
Идея появилась в 70-е годы, когда подразумевалось АСУ всей страны по упр-ю фин-ми. Необходимость в мощных структурах отпала очень скоро, т.к. директива упр-я не устраивала все предприятия страны. Концепция
АСФР(автомат. сис-мы фин.расчетов) – комплексная сис-ма осущ-я фин.расчетов по сост-ю и исп-ю бюджетов в условиях широкого исп-я экон.-мат. методов.
Основные перспективы внедрения автоматизированных структур в области финансов : 1. Компьютеризация бухгалтерии и др. экон. служб предпр-я позволяет перейти на бездокументальный бух-фин. учет.
2. Глобальная компьютеризация в виде создания широкой системы АРМов позволит осущ. создание полностью законченной сис-мы АСФР Федер. казначейства => получ-е сводки о структуре расходов к концу каждого рабочего дня, т.е повышается эффективность фин. контроля.
3. Фин. планирование на ПК позволяет широко применять мат. моделирование, качество фин. планов поднимется на порядок выше. Быстро решается с пом. ПК и проблема нехватки работников по проверке налоговых отчетных док-тов, т-же появляется возможность оформления не выходя из дома договоров купли-продажи ц/б,
Последствия автоматизации: 1. Сокращ-е штата фин. работников не ожидается.
2. Изменения в обл. кач-ва работы финансистов. 3. Решения в обл. финансов будут более обоснованными. 4. Возможность выполнения финансистами творческой работы не выходя из дома.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ВИДЫ НАЛОГОВ, ИХ СТАВКИ

Налоги — обязательные платежи ю/л и ф/л, поступающ. в заранее уст. З-ном размерах и в опр. сроки. Налоги выполняют 2 осн. функции: фискальную, к- рая сост. в мобилизации ср-в в бюджетную сис-му; регулирующую, связ. с вмеш-вом гос-ва в темпы развития экономики;

Налоговая система состоит из налогов и сборов. Налоги имеют 2 свойства: обязательность и безэквивалентность, т.е. уплата налогов не сопровождается встречным исп-ем какого-либо обязательства.

Различают: косвенные налоги — заложенные в цену товаров и услуг (НДС, акцизы, тамож. пошлины), к-рые оплачивают потребители товаров и услуг; прямые налоги — непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика.

Прямые налоги подразделяются на налоги на доходы и налоги на имущество.
Сбор — целевой платеж за оказанные его плательщику услуги (лицензионный сбор, регистрационный сбор).
Осн. эл-ты налога: субъект — лицо, к-рое по з-ну явл. плательщиком налога; объект — предмет, обладание к-рым дает основание обложить владельца налогом. Объекты налогообложения: доход; прибыль; оборот (выручка); доб. стоим.; имущ-во ф/л и ю/л; операции с ц/б; передача имущ-ва (продажа, дарение, завещание); опр. виды деят-ти, уст. Законом; экологические платежи; соц. платежи и налоги с ФОТ.
Источник налога — то, за счет чего уплачивается налог (прибыль, зарплата, себестоимость). Единица обложения — ед. измерения объекта налога. Налоговая ставка — размер налога на ед. обложения. Ставки м.б. регрессивными, пропорциональными и прогрессивными. Налогооблагаемая база — доход, по отношению к к-му применяется налоговая ставка. Налоговые льготы — полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога (необлагаемый минимум, изъятие из обложения опр. эл-тов объекта, освобождение от уплаты налога опр. лиц или категорий, понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы.
Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая объектом.
Налоговая сис-ма представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы их построения. В зависимости от органа, который взимает налоги, различают федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.
З-ном РФ №2118-1 от 27.12.97г. “Об основах налоговой системы в РФ (с изменениями, внесенными законами от №3317-1 от 16.07.92г, №4178-1 от
22.12.92г. и №5006-1 от 25.03.93г.) уст. след. налоги: Федеральные налоги
НДС, Акцизы, Налог на доходы от страховой деят-ти, Налог с биржевой деят- ти, Налог на операции с ц/б, Таможенная пошлина, Отчисления на воспр-во минерально-сырьевой базы, Платежи за пользование природными ресурсами (в
ФБ, в бюджеты субъектов), Налог на прибыль предпр-я, Подох. налог с ф/л,
Налоги-источники образования дорожных фондов: на реализацию ГСМ; на пользователей автодорог; с владельцев транспортных средств; на преобр. автотранспортных средств.
Гербовый сбор, Гос. пошлина, Налог с имущ-ва, переходящего в порядке наследования и дарения, Сбор за исп-е наименование Россия, РФ и образованных на их основе слов и словосочетаний, Транспортный налог.
Налоги субъектов федерации: Налог на имущ-во предпр-ий (в бюджет субъектов, районные и городские бюджеты по месту нахождения налогоплательщика). Лесной налог. Плата за воду. Сбор на нужды образовательных учреждений. Местные налоги: Налог на имущ-во ф/л. Земельный налог. Регистрационный сбор с ф/л, занимающихся предприним. деят-ю. Налог на стр-во объектов производств. назнач-я в курортной зоне. Курортный сбор. Сбор за право торговли. Целевые сборы с граждан и предпр-й на содержание милиции, на благоустройство терр., на образование. Налог на рекламу. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники. Сбор с владельцев собак. Лиценз. сбор за право торговли винно-водоч. изд. Лиценз. сбор за право проведения аукционов и лотерей. Сбор за выдачу ордера на квартиру. Сбор за парковку а/транспорта.
Сбор за право исп. местной символики. Сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор за выигрыш на бегах. Сбор за участие в тотализаторе ипподрома. Сбор с бирж.сделок (искл. предусмотрены з-дат-вом о налогообложении операций с ц/б. Сбор за право проведения кино- и телесъемок. Сбор за уборку территорий населенных пунктов. Сбор за открытие игорного бизнеса. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы. И другие по усмотрению местной администрации.

В н.в. в России действует около 200 налогов и сборов

ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Для реализации политики в обл. мед. страхования в соотв. с З- ном РСФСР “Об обязательном медицинском страховании граждан

РСФСР” от 28.06.93г. созданы: Федеральный фонд ОМС;

Территориальный фонд ОМС.
А на территории России создаются страховые медицинские компании, заключающие с медицинскими учреждениями договора по оказанию застрахованным в них гражданам гарантированного объема медицинской помощи: “скорая помощь”, лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных, помощь детям, пенсионерам, инвалидам. Всем гражданам выдается страховой полис.

Средства фондов формируются за счет: страховых взносов хоз-щих субъектов независимо от форм собственности; ассигнований из федерального бюджета; доходов от использования временно свободных фин. средств фонда и нормированного страхового запаса фин. средств; добровольных взносов юридических и физических лиц и других поступлений; ассигнований органов исполнительной власти, осущ. платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, безработных, пенсионеров).
Тариф страховых взносов 3,6% по отношению к начисленной по всем основаниям оплате труда. 90,2% начислений направляется в Федеральный, а 3,4% —в территориальный фонды).
Кроме ОМС существует (с 1993г.) и добровольное медицинское страхование за счет части прибыли предприятия, выводимой из под налогообложения.

ФОНД СОЦ.СТРАХОВАНИЯ РФ
Действует в соответствии с указом Президента РФ от 7 августа 1992г.
Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля
1994г.
Основные задачи – обеспечение гарантированных государством пособий: по временной нетрудоспособности (до 5 лет непрерывного стажа — 60%, от 5 до 8 лет — 80%, свыше 8 лет — 100% заработка, вследствие трудового увечья —
100%); по беременности и родам : 70 дней до и 70 дней после часа “Х”, в случае трудных родов после - 86 дней, при рождении 2-х — 110 дней. Выплата в полной сумме до родов и после родов в размере 100%; единовременное пособие к декретному отпуску в случае постановки на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель — 50%); при рождении ребенка (с 1.04.93г. — 5 минимальных размеров оплаты труда); по уходу за ребенком до 1.5 лет; ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет - 70% от минимального размера оплаты труда; на погребение (5 минимальных размеров оплаты труда)
Средства фонда образуются из: страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности; доходов от инвестирования части временно свободных средств; ассигнований из Федерального бюджета.
Норматив отчислений в ФСС — 5,4% на все виды начисленной оплаты труда.
В отличие от Пенсионного фонда плательщик сначала перечисляет в ФСС 15% начисленной за квартал суммы, а 85% — используется на предприятии для выполнения задач фонда. Недоиспользованные средства в конце года подлежат перечислению в ФСС.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ
Образован в соотв. с постановлением Верховного совета РСФСР от 22.12.1990г. как самост. финансово-кредитное учреждение, осущ. свою деят-ть по з-ну в целях управления пенсионным обеспечением.
Средства ПРФ формируются за счет след. источников: страховых взносов работодателей; страховых взносов работающих; ассигнований из федер. бюджета; доходов от вложений в государственные ценные бумаги.
Страховые взносы установлены в % от начисленной оплаты труда по всем основаниям. В 1996г. они действовали в размере: 28% для работодателей
(предприятий, учреждений, организаций); 20,6% для колхозов и совхозов; 26% для предприятий, выплачивающих авторские гонорары; 5% для крестьянских
(фермерских) хозяйств; 5% для частных предпринимателей
Все работающие граждане платят страховые взносы в ПРФ в размере 1% от начисленной оплаты труда.
В 1997г произошли некоторые изменения: платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке 1 раз в месяц платежными поручениями одновременно с чеком на получение наличных на зарплату.
Плательщиками налога не являются:
Обществ. орг-ции инвалидов, а также предприятия, принадлежащие им на правах собственности; воинские формирования РФ — по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних и дел и федеральных органов налоговой полиции.
Средства ПРФ используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсаций пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, а также пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской
АЭС.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.