Рефераты. Рынок корпоративных облигаций и основные направления повышения его эффективности p> 2. Эмитент может выкупить облигации на вторичном рынке. При этом применяется два основных метода выкупа — выкуп на открытом рынке и тендерное предложение. В первом случае эмитент просто выходит на биржу или внебиржевой рынок и начинает проводить операции по покупке облигаций. Во втором случае (тендерное предложение) размещается публичное объявление (в деловой прессе) о том, что производится покупка облигаций по определенной цене, при этом данная цена обычно назначается несколько выше цены вторичного рынка, чтобы повысить интерес держателей облигации к данному предложению.

В отличие от операций по отзыву облигаций операции по выкупу облигаций по рыночным ценам проводятся в случае роста процентных ставок и соответственно падения цен на облигации. Например, предприятие выпустило дисконтные облигации сроком на 20 лет под доходность 10% годовых, т. е. облигации размещались по цене 14,86% номинала. Допустим, через 5 лет требуемая доходность по данным облигациям составляет 15%, соответственно цена облигации должна составлять 12,29% номинала. Таким образом, предприятие имеет возможность дешево скупить свою собственную задолженность, если у него имеются свободные денежные ресурсы.

2.3 Регулирование рынка корпоративных ценных бумаг

Согласно действующему законодательству, российские предприятия имеют юридическую возможность осуществлять выпуск своих облигаций. При этом выпуск облигаций регламентирован рядом законов и других нормативных актов.

Будучи ценной бумагой, облигация попадает в сферу действия
Гражданского кодекса РФ (ГК). Непосредственное отношение к облигациям имеют следующие главы ГК: глава 7 «Ценные бумаги», подраздел 1 раздела III «Общие положения об обязательствах», глава 42 «Заем и кредит». В соответствии со статьей 816 ГК «Облигации», «в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права».

Общее определение понятию облигации дается в Законе «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года. Согласно данному закону, «облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации».
Определение достаточно широкое, поскольку предусматривает, в частности, возможность выпуска облигаций с погашением в товарной форме, постоянным и переменным купоном, не лимитирует срок обращения облигации.

Выпуск облигаций акционерными обществами (корпорациями) регулируется
Законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года. Данный закон устанавливает определенные требования к выпуску облигаций. Облигации могут выпускаться в размере, не превышающем уставный капитал АО или сумму обеспечения третьих лиц. Облигации могут быть обеспечены конкретным имуществом или представлять собой общее право требования (необеспеченные облигации). При этом необеспеченные облигации могут быть выпущены не ранее третьего года существования АО. Аналогично акционерным обществам выпуск облигаций обществами с ограниченной ответственностью регулируется Законом
«Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года.
Требования к выпуску практически аналогичны соответствующим требованиям к
АО. Облигации могут выпускаться в размере, не превышающем уставный капитал
ООО или сумму обеспечения третьих лиц. Размещение облигаций, не обеспеченных гарантиями третьих лиц, допускается не ранее третьего года существования ООО. Российское законодательство разрешает выпуск облигаций именных и на предъявителя, в документарной и бездокументарной форме.
Последним (по времени принятия) законом, имеющим отношение к облигациям, является Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 года. Данный закон, в частности, запрещает совершение сделок с ценными бумагами до регистрации отчета об их размещении. Как будет показано ниже, эта норма способна существенно усложнить процедуру размещения, поскольку не дает возможности поддерживать ликвидность облигаций в ходе их размещения. Кроме того, в законе ужесточены требования по предоставлению информации инвесторам.

Помимо законов выпуск облигаций регулируется рядом подзаконных актов.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России осуществляется
Федеральной Комиссией по Ценным Бумагам (ФКЦБ), которая осуществляет регистрацию выпусков ценных бумаг (за исключением ценных бумаг банков и страховых компаний). Процедура эмиссии облигаций, наряду с процедурой эмиссии акций, до конца 2001 года регламентировалась Постановлением ФКЦБ
№47 от 11 ноября 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии». Начиная с 2002 года процедура эмиссии облигаций регламентируется отдельным документом — «Стандартами эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии». Данное постановление достаточно детально описывает процедуру эмиссии облигаций, требования по предоставляемым в ФКЦБ документам для регистрации, раскрытию информации и ряд других требований.

Есть смысл выделить основные, моменты, связанные с российским законодательством по выпуску облигаций, и прокомментировать их с точки зрения соответствия законодательному регулированию в других странах.

Облигации могут выпускать предприятия следующих форм собственности:
Открытые акционерные общества, Закрытые акционерные общества, Общества с ограниченной ответственностью. Государственные Унитарные Предприятия (ГУП), согласно имеющейся позиции ФКЦБ, размещать свои облигации не могут. Это связано с тем, что в соответствии со статьей 816 Гражданского кодекса
Российской Федерации договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций только в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, а для ГУПов таких правовых актов нет.

Все выпуски эмиссионных ценных бумаг, в том числе и облигаций, подлежат государственной регистрации. Размещение, проведение вторичных сделок, реклама ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, не допускаются. Выпуски ценных бумаг предприятий регистрирует ФКЦБ, выпуски ценных бумаг банков — Центральный Банк, выпуски ценных бумаг страховых компаний — Министерство финансов. Сам по себе пункт о государственной регистрации соответствует практике регулирования рынков ценных бумаг в большинстве стран.

Российское законодательство вводит определенные ограничения на круг возможных эмитентов облигаций, хотя данные ограничения нельзя считать чрезмерно жесткими (например, предприятие не имеет возможности выпуска облигаций в объеме свыше уставного капитала без гарантий третьих лиц).
Большинство предприятий, для которых выпуск облигаций может иметь экономический смысл, имеют право их выпускать.

Российское законодательство не накладывает существенных ограничений на параметры облигаций (сроки, размер купона и купонный период, обеспечение, индексация номинала).

Российское законодательство не накладывает никаких ограничений на круг инвесторов, приобретающих корпоративные облигации.

Срок государственной регистрации выпуска облигаций с момента подачи документов на регистрацию составляет не более 30 дней, при этом по обычным
(неконвертируемым) облигациям этот срок составляет 15 дней (Постановление
№47). Однако на практике регистрация выпусков корпоративных облигаций в
ФКЦБ, с учетом исправлений, вносимых по требованию комиссии в представленные документы, занимает значительно более длительный срок, который может достигать нескольких месяцев.

В законодательстве предусмотрен достаточно большой объем информации, который предприятие должно раскрыть при регистрации эмиссии, однако фактически не производится какой-либо проверки достоверности данной информации. В значительной степени раскрытие информации носит формальный характер и не содержит требуемой для инвесторов информации о кредитоспособности эмитента. Некоторые изменения в лучшую сторону в плане информационного наполнения проспекта эмиссии стали возможны с 2002 года, когда вступили в силу новые «Стандарты эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии», вносящие определенные изменения по сравнению с предыдущими требованиями. В частности, в соответствии с новыми стандартами в проспекте эмиссии должна приводиться расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, кредитная история, основные финансовые коэффициенты.

В российском законодательстве проводится разграничение между размещением ценных бумаг по открытой подписке и по закрытой подписке.

Однако само по себе это разграничение практически ничего не означает в плане раскрытия информации и процедуры регистрации. Существенная разница возникает лишь в частном случае закрытой подписки, а именно когда число приобретателей не превышает 500 и номинальная стоимость эмиссии не превышает 50 тыс. МРОТ. В этом случае не требуется оформления и регистрации проспекта эмиссии, что существенно упрощает процедуру регистрации. Однако на практике выпуск облигаций такого объема вряд ли может быть экономически целесообразным, поэтому фактически регистрация проспекта эмиссии будет обязательной во всех случаях. Таким образом, в
России нет аналога частному размещению в США, которое не сопровождается регистрацией проспекта эмиссии.

Существенным минусом российского законодательства надо признать налог на операции с ценными бумагами в размере 0,8%, уплачиваемый эмитентом при регистрации ценных бумаг независимо от срока их погашения (Закон РФ от
12.12.91 № 2023-1). Этот налог препятствует развитию рынка

корпоративных облигаций, особенно краткосрочного сегмента, и противоречит мировой практике.

В соответствии с принятым в марте 1999 года Законом «О защите прав инвесторов» размещение облигаций среди всех инвесторов должно проводиться по единой цене, независимо от даты продажи. Данный пункт противоречит международной практике и может в определенной степени оказаться препятствием к развитию рынка корпоративных облигаций, так как при изменении конъюнктуры требуемая доходность по облигациям может измениться, а эмитент не сможет изменить цену размещения, поскольку ограничен законодательством.

В России отсутствует понятие «коммерческих бумаг» — краткосрочных облигаций (сроком обращения до одного года, в США — до 270 дней), выпуск которых не требует регистрации проспекта эмиссии. Это существенно затрудняет процедуру эмиссии краткосрочных облигаций, а в сочетании с налогом на эмиссию в 0,8% делает выпуск краткосрочных облигаций мало привлекательным для эмитентов. Возможно, в будущем такие бумаги в России появятся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.