¾ выполнение обязательных резервных требований за последние три месяца, предшествующие месяцу подачи документов для заключения договора с Центробанком;
¾ членство в Национальной фондовой ассоциации (НФА);
¾ отсутствие просроченной задолженности по кредитам, ранее предоставленным Банком России, и процентам по ним, а также других просроченных обязательств перед Банком России;
¾ недопущение фактов неоплаты расчетных документов его клиентов, а также неоплаты расчетных документов самого банка в связи с отсутствием средств на корреспондентских счетах последнего непрерывно свыше 5 дней;
¾ отнесение к категории финансово стабильных банков, определяемой ГУ (НБ) Банка России в соответствии с нормативными актами Банка России.
Все эти требования Сбербанком были соблюдены, поэтому он стал первичным дилером на рынке государственных ценных бумаг.
Первичные дилеры – это крупнейшие банки-операторы рынка ГКО-ОФЗ, которые выполняют дополнительные обязанности по поддержанию рынка по уровню ставок и ликвидности.
Выкупу подлежат ценные бумаги СССР:
¾ размещенные на территории Российской Федерации в период до 1 января 1992 года;
¾ предъявляемые гражданами Российской Федерации.
Выкуп ценных бумаг СССР осуществляется за счет средств федерального бюджета, перечисленных согласно Заявлениям клиентов.
Выплаты денежных средств производится:
¾ по ценам, устанавливаемым Постановлением Правительства Российской Федерации;
¾ путем зачисления на счет владельца ценных бумаг СССР по вкладу, открытому в учреждении Банка, осуществившем прием этих ценных бумаг.
В настоящее время отделения Среднерусского банка СБ РФ осуществляют прием заявлений клиентов на выкуп государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР.
Выплаты денежных средств будут производиться по ценам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации № 230 от 06.05.2004 путем зачисления на счет владельца ценных бумаг СССР по вкладу, открытому в учреждениях Банка, осуществляющем прием этих ценных бумаг.
Государственные казначейские обязательства СССР и сертификаты Сберегательного банка СССР, размещенные до 1 января 1992 года, принимаются к оплате всеми отделениями Банка.
Выкуп Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР. В соответствии со статьей 104 Федерального закона РФ «О федеральном бюджете на 2006 год» № 189-ФЗ от 26.12.2005 и Постановлением Правительства Российской Федерации № 230 от 06.05.2004 «О выкупе в 2004 году у владельцев – граждан Российской Федерации имеющихся у них государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории Российской Федерации до 1 января 1992 года», в учреждениях Сбербанка России возобновлена работа по выкупу ценных бумаг СССР. Начиная с 2006 года учреждения Банка также совершают операции выкупа сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории Российской Федерации в период с 1 января 1992 года. В настоящее время отделения Среднерусского банка Сбербанка России осуществляют прием заявлений клиентов на выкуп государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР.
В настоящее время проводятся только выплаты купонного дохода по ОГВЗ 1991 года, ГСО-ФПС и ГСО-ППС. По ГСО-ППС последние выплаты проводились 7 мая и 21 апреля 2010 года, по ГСО-ФПС – 29 апреля и 28 мая.
Выплаты доходов по государственным ценным бумагам осуществляются и региональными отделениями Сбербанка.
3.Направления совершенствования механизма рынка государственного внутреннего долга
Необходимость и направления совершенствования механизма рынка государственного внутреннего долга мы рассмотрим в сравнении со странами-участницами ОЭСР.
Описательной теорией служит теория агентства, раскрывающая отношения принципала (хозяина ресурсов) с агентом (управляющим ресурсами ради исключительной выгоды принципала).
Общая идея состоит в том, что интересы принципала хотя бы частично должны конфликтовать с интересами агента, и агент имеет некое информационное или операционное превосходство над принципалом. Стандартная модель агентских операций содержит систему кнута и пряника, вынуждающую/побуждающую агента действовать хотя бы частично в интересах принципала. Таким образом, принципалу приходится выбирать между эффективностью (нанять агента) и пониженным риском (сделать дело саму), и результат всегда хуже лучшего.
В нашем случае принципалом является государство, а «ресурсами» - его долг. Государство решает, самому управлять долгом или нанять для этого агента. Например, в России долгом управляет Минфин, а в Великобритании – специализированное агентство (United Kingdom Debt Management Office – UKDMO). В первом случае, говорит теория, риск меньше, но и эффективность УГД ниже, во втором, наоборот, – риск больше, но и эффективность выше.
Делегирование ответственности за УГД долговому агентству создает проблему «принципал – агент» независимо от того, где находится агентство – в Минфине или за его пределами. Как подчинить интересам принципала деятельность агента, имеющего собственные интересы информационное превосходство над принципалом? Если агент информирован лучше принципала, то у принципала возникает моральная проблема из-за того, что он не может проверить операции агента. Иначе говоря, принципал не понимает до конца, почему агент не справляется с возложенной на него миссией – из-за низкой квалификации агента или внешних, неподконтрольных агенту обстоятельств. Например, если мандат долгового агентства предписывает достижение неких исполнительских эталонов, а агентство не выполняет это предписание, то неясно, кто виноват – рынок, «подставляющий» агентство под плохую конъюнктуру, или неопытные сотрудники агентства. В случае отдельного агентства потребность в эффективном делегировании ответственности еще острее, так как агентский риск нарастает с «длиной поводка». В этом случае отношения с агентством переводятся в более формальное русло, а требования к прозрачности и подотчетности ужесточаются.
Система кнута и пряника, необходимая для решения проблемы «принципал – агент», возникает, когда принципал:
¾ воспринимает агента как институт, то-есть организацию, имеющую юридический статус, мандат и соответствующий мандату персонал;
¾ ставит перед агентом ясные цели УГД и исполнительские эталоны;
¾ предлагается агенту контракт, мотивирующий к приложению всех усилий и мобилизации кадровых ресурсов, необходимых для выполнения поручения принципала;
¾ проводит мониторинг операций агента и рисков;
¾ способен выполнять функции такого мониторинга.
Рассмотрим подробнее эти элементы системы кнута и пряника.
Начнем с восприятия принципалом агента как института. Когда функции УГД разбросаны по различным ведомствам и департаментам, трудно (если вообще возможно) вложить ответственность за УГД в одни руки. Для начала необходимо собрать их в одном офисе, обладающим формальным статусом, мандатом, командной цепью и персоналом. Минфиновский приказ о создании департамента УГД позволяет воспринимать офис как институт.
Что касается агентства, уровень формализма зависит от того, находится оно в Минфине или вне Минфина. Одни агентства были созданы по специальному закону, определяющему их юридический статус, обязанности, подотчетность и организационное устройство; другие – по решению Минфина без специального статуса, и их обязанности, подотчетность и организационное устройство прописывались в отдельном документе, например, агентском соглашении. Этот документ (не говоря уже о специальном законе) и позволяет принципалу воспринимать агента как институт. Глава агентства прямо подотчетен министру финансов, а тот – парламенту.
Следующий элемент системы кнута и пряника – цели и исполнительские эталоны (стандарты деятельности). Чтобы направить деятельность агентства в нужное русло, Минфин должен поставить перед ним ясные неизмеряемые цели и увязать их, насколько это возможно, со среднесрочной долговой стратегией, учитывающей отношение правительства к риску. Отношение правительства к риску должно проистекать из мандата, полученного им от парламента, а мандат должен учитывать стремление среднего избирателя избегать риска.
В некоторых развитых странах неизмеряемые цели УГД дополняются измеряемыми стратегическими целями. Измеряемые стратегические цели являются результатом анализа затрат и риска на основе стохастических симуляций денежного потока за ряд лет.
Возложив на агента ответственность за получение измеряемых результатов, принципал побуждает агента действовать более энергично и тем самым хотя бы частично решает свою моральную проблему. Но он должен отвечать и отчитываться перед парламентом за усилия по достижению неизмеряемых целей. И здесь его ждет другая ловушка. Будут цели достигнуты или нет, зависит от действий агента и внешних обстоятельств. Поскольку принципал не может вычленить вклад агента в достижение целей, моральный конфликт сохраняется. Неудачу принципал скорее всего спишет на внешние обстоятельства, а агент продолжит действовать спустя рукава, получая полновесный гонорар.
Перейдем к исполнительским эталонам. Эти переоцененные по рынку параметры «теневого», эталонного долгового портфеля - итог сделок, заключенных в строгом соответствии со стратегическими целями. Если текущий долговой портфель можно мгновенно реструктурировать посредством выкупа ГЦБ и процентных свопов, то стратегические цели идентичны исполнительским эталонам. В противном случае первые могут сильно отличаться от вторых.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7