Рефераты. Роль и пути оптимизации упрощенной системы налогообложения

Существенные недостатки имеются как у формальных, так и у дискреционных методов. Применение дискреционных правил создает дополнительные возможности для коррупции. Формальные правила потенциально могут приводить к чрезмерному налогообложению отдельных налогоплательщиков, поскольку они ограничивают возможности учета конкретных обстоятельств. Преимуществом формальных правил являются относительно низкие административные издержки.

Применение режима косвенных методов налогообложения в первую очередь упрощает порядок расчета налоговых обязательств субъектов малого предпринимательства, делает более прозрачным механизм учета доходов и расходов. Замена обязанности по уплате ряда налогов уплатой единого налога на вмененный доход способствует снижению налоговой нагрузки, связанной с возложенной на налогоплательщиков обязанностью уплачивать эти налоги.

Для государства введение режима косвенных методов налогообложения способствует минимизации потерь бюджетов, возникающих вследствие сокрытия (занижения) налогоплательщиками налогооблагаемой базы, а также необоснованного завышения затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Кроме того, в ряде случаев, косвенные методы налогообложения позволяют привлечь к уплате налога индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, то есть таких налогоплательщиков, которые внушительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в наличной денежной форме.

Но в тоже время основным недостатком косвенных методов налогообложения является повышенная сложность расчета и экономического обоснования суммы вмененного дохода, устанавливаемой государством. Причем основная сложность заключается в необходимости установления отдельных значений вмененного дохода для достаточно мелких групп налогоплательщиков, что подразумевает под собой расчет и экономическое обоснование по каждой отдельной группе. Данная необходимость обусловлена невозможностью сопоставления, как это было показано на примере сапожника и адвоката, доходностей различных групп налогоплательщиков.

По официальным данным вклад российского малого предпринимательства в ВВП оценивается в 11 - 12%, а доля занятых в секторе малого предпринимательства - 15 - 17%. По уровню занятости в секторе малого предпринимательства Россия отстает от США и развитых стран Европы (50 - 55%), Японии - (80%). В Китае малый бизнес формирует до 60% ВВП, а число занятых в нем составляет до 70%. В странах ЕС и США на 1000 жителей приходится 30 - 35 малых предприятий, в России - около 7.

Вместе с тем при сопоставлении вклада российских малых предприятий в ВВП страны с вкладом европейского и американского малого бизнеса следует учитывать, что критерии, применяемые в России, странах ЕС и США, несопоставимы. Так, в России к категории малых относятся предприятия с предельной численностью от 30 до 100 чел. в зависимости от вида деятельности.

В странах ЕС и США оценивается общий вклад микропредприятий (до 10 чел.), малых (от 11 до 50 чел.) и средних предприятий (от 51 до 250 чел. - в ЕС, от 51 до 500 чел. - в США).

Согласно результатам анализа, проведенного в 2004 г. Агентством США по международному развитию совместно с Ресурсным центром малого предпринимательства РФ, вклад предприятий с численностью занятых до 250 чел. (малые и средние предприятия по классификации ЕС) по отношению к соответствующей суммарной величине всех предприятий России в 2002 и 2003 гг. составил 47%, а общая занятость в малом бизнесе на 1 января 2007 г. оценивается в 16,7 млн. чел., или 24,5% от общего числа занятых в экономике. Однако эти показатели также ниже уровня экономически развитых стран.

Высокий уровень развития малого бизнеса в экономически развитых странах был бы невозможен без реализации системы мер государственной поддержки, включая меры налогового стимулирования.

В большинстве европейских стран налоговые льготы для малых предприятий предоставляются в форме специальных (пониженных) ставок. Льготные налоговые ставки чаще всего применяются в рамках прогрессивной шкалы налогообложения. При этом абсолютно отдельная, специально для субъектов малого предпринимательства, система правил определения налогооблагаемой прибыли - явление достаточно редкое.

В ряде стран субъектам малого предпринимательства разрешается единовременное списание (в определенных пределах) инвестиций в основные фонды. В других применяется ускоренная амортизация. В США предоставляются специальные налоговые льготы на венчурные инвестиции в малые предприятия отдельных категорий, а также действуют льготные ставки налога на прирост капитальной стоимости в части реализации акций малых предприятий.

В некоторых странах для субъектов малого предпринимательства установлен более высокий максимальный уровень вычитаемых в целях налогообложения расходов на НИОКР. Итальянские предприниматели получили упрощенную и ускоренную систему возврата НДС. В Австралии к субъектам малого предпринимательства применяется упрощенная система налогообложения, направленная на снижение административного бремени соблюдения налогового законодательства.

В России сложилась другая ситуация: упрощенная система налогообложения для малого предпринимательства предусматривает абсолютно иные правила, заключающиеся в замене основных налогов одним налогом.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства была введена с 1 января 1996 г., то есть применяется уже более 10 лет, и первоначально этот льготный налоговый режим применялся наряду с налоговыми льготами для малых предприятий по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость. Однако с введением в действие части второй НК РФ, в том числе гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», налоговые льготы для малых предприятий по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость были отменены.

С 1 января 2003 г. часть вторая НК РФ была дополнена гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» (УСН), которая заменила действовавший до этого аналогичный специальный налоговый режим, который в значительной степени был усовершенствован. Последующие поправки в эту главу НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2007 г., сделали этот специальный налоговый режим еще более льготным и привлекательным для малого бизнеса.

Совершенствование УСН привело за период с 2002 г. по 2006 г. к росту количества налогоплательщиков, применяющих УСН, со 197,2 тыс. ед. до 1059,0 тыс. ед., или в 5,4 раза, в том числе: организаций - с 66,8 до 491,2, или в 7,4 раз; индивидуальных предпринимателей - со 130,4 до 567,8, или в 4,4 раза.

При этом за период с 2002 по 2006 гг. количество малых предприятий возросло с 882,3 тыс. до 979,3 тыс., или всего на 11%. Отношение количества организаций, применяющих УСН, к количеству малых предприятий за 2002 - 2006 гг. увеличилось с 7,6% до 50,2%. Несмотря на то что не все организации, применяющие УСН, можно отнести к малым предприятиям в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведенные данные свидетельствуют о резком росте количества малых предприятий, применяющих УСН.

Вместе с тем сумма налогов, уплачиваемых в связи с применением УСН, выросла за 2002 - 2006 гг. с 7,9 млрд руб. до 38,8 млрд руб., или в 4,9 раза. Таким образом, рост налоговых платежей от УСН несколько отстает от роста количества налогоплательщиков. Это связано с тем, что порядок исчисления налоговой базы при применении УСН в результате внесения в него изменений стал более льготным. Вместе с тем одной из причин роста числа налогоплательщиков-организаций стало их разукрупнение в целях минимизации налогообложения.


Заключение


Вопрос о налогообложении малого бизнеса приобрел особую актуальность в экономике России. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государства и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала, части населения страны.

Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих перед российским обществом. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями.

Однако налоговая политика государства становится все более жесткой по отношению к налогоплательщикам. Проблемой каждого предпринимателя становится определение оптимальных объемов налоговых платежей. В настоящее время налогоплательщики предпринимают множество усилий по снижению налоговых выплат, поскольку рассматривают налоги как «потери» для бизнеса.

В недалеком прошлом для этих целей применялась агрессивная оптимизация налогообложения, в основе которой лежат использование фирм однодневок и другие противоправные методы. На сегодняшний день этот способ недопустим. Необходимо понимать, что экономия, достигаемая путем использования противоправных схем оптимизации налогообложения, является мнимой. Это всего лишь отложенный платеж, который придется уплатить после проведения налоговой проверки. При этом размер этого платежа значительно превысит суммы, сэкономленные в результате оптимизации.

На сегодняшний день методы налоговой оптимизации основаны на сочетании специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения) с общим режимом налогообложения. Эти методы обладают одним неоспоримым преимуществом - они законны. Занизить доходы можно, не только не уменьшая, но, даже наращивая обороты, применив один из способов легального занижения доходов: когда "упрощенец" выступает в роли комиссионера, в роли заемщика или как товарищ в рамках договора о простом товариществе.

Оптимизация налогообложения - это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений.

Оптимальность выбора той или иной системы налогообложения можно определить только по фактически полученным показателям хозяйственной деятельности, с учетом влияния всех факторов.



Литература


1.                 Налоговый кодекс РФ, часть I, №154-ФЗ от 09.07.99, в ред.№195-ФЗ от 29.01.2010.

2.                 Налоговый кодек РФ, часть II, №117-ФЗ от 05.08.2000, в ред.№205-ФЗ от 29.01.2010.

3.                 Гражданский кодекс РФ, ч.2 №14-ФЗ от 26.01.96, в ред №145-ФЗ от 17.07.2009.

4.                 Бюджетный кодекс РФ, № 145-ФЗ от 31.07.98, в ред. №192-ФЗ от 19.07.2009.

5.                 Александров И.М. «Налоги и налогообложение», Издательский дом Дашков и К, 2007г.

6.                 Андреев И.М., Артельных И.В. «Практика применения ЕНВД по отдельным видам услуг» / Российский налоговый курьер» № 23, 2007г.;

7.                 Гончаренко Л.И. «Практикум по налогам и налогообложению», Изд.: КноРус, 2007 г.

8.                 Горбунова В.В. «Как рассчитать налоговую базу при различных спецрежимах» / Российский налоговый курьер» № 4, 2008 г.;

9.                 «Единый налог на вмененный доход: Комментарии и разъяснения к главе 26.3 Налогового кодекса РФ: В редакции изменений и дополнений, действующих с 1 января 2009», под ред. Пермякова М.Ю., Изд.: ИД "Ажур", 2009 г.

10.            Истратова М.В. «Упрощенная система налогообложения и ЕНВД в 2009 году», Изд.: НалогИнформ, 2009г.

11.            Качур О.В. «Налоги и налогообложение», Изд.: КноРус, 2009г.

12.            Калугина Ю.Б. «УСН: отчетность за 2008 год, порядок исчисления налога в 2009 году, изменения в законодательстве, спорные ситуации», ООО «Академия успешного бизнеса», 2009г.

13.            Лермонтов Ю.М. Об отдельных вопросах применения специальных налоговых режимов (по материалам арбитражной практики IV квартала 2008 г.) / Все для бухгалтера № 10 (202), 2008 г.

14.            «Налоги и налогообложение», под ред. Черника Д.Г, Изд.: ЮНИТИ, 2007г.

15.            «Острые вопросы налогообложения», под ред. Белоусовой С.В., Изд.: Вершина, 2008 г.

16.            Соркин Э.В. Оптимизация или уклонение // Учет, налоги, право. - 2005.-№2.

17.            Семенихин В.В. Оптимизация и выбор системы налогообложения. -М.: ЭКСМО, 2006.

18.            Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы - М.: ГроссМедиа, 2005.

19.            Павлова З. «Для спецрежимов утверждены коэффициенты – дефляторы на 2009 г.» / «Документы и комментарии», № 24, 2008 г.

20.            Статья: Еще раз о путях совершенствования налоговой системы России //"Налоги и налогообложение", 2008, N 11

21.            Статья: Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России //"Налоги и налогообложение", 2008, N 9

22.            Статья: Поправки по спецрежимам. Взят курс на совершенствование... //"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 4

23.            Статья: Совершенствование специальных налоговых режимов как инструмент налоговой политики государства ("Налоги и налогообложение", 2008, N 6)

24.            Статья: Основные пути и перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современной России //"Законодательство и экономика", 2008, N 3

25.            Статья: Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих обязанностей //"Финансовое право", 2008, N 5

26.            Статья: Налоговое планирование и совершенствование системы налогообложения как составляющие развития предпринимательского сектора в РФ //"Экономический анализ: теория и практика", 2008, N 3

27.            Статья: О совершенствовании контрольной работы налоговых органов //"Налоговый вестник", 2008, N 2

28.            Статья: Специальные режимы налогообложения: что день грядущий нам готовит? //"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2009, N 3

29.            Интервью: Александр Косолапов: "Речь идет не о сокращении применения спецрежимов, а о сокращении возможностей злоупотребления ими" //"Бухгалтерия и кадры", 2008, N 11

30.            Статья: Налоговые изменения в "спецрежимах" с 2009 года //"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2008, N 11

31.            Статья: Новое в законодательстве о спецрежимах: практические последствия (о некоторых положениях Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ) //"Налоговая политика и практика", 2008, N11

32.            Статья: Новое в применении специальных налоговых режимов в 2009 г. //"Бухгалтерский бюллетень", 2008, N 10

33.            Статья: Обзор нормативных изменений в законодательстве, регулирующем налоговые отношения по спецрежимам //"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2008, N 5


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.