Вместе с тем именно операционный риск часто приводит к серьезным
проблемам для банков. Способы управления операционным риском можно рассмотреть
в таблице приведенной ниже.
Виды
рисков
|
Описание
рисков
|
Способы
ограничения рисков
|
1
|
2
|
3
|
1.
Риски, связанные с персоналом
|
Переизбыток
информации и стрессовое давление окружающей среды на операционный персонала
|
Установление
лимитов на прибыли и убытки
|
Многообразие
операций, когда операционист недостаточно хорошо владеет некоторыми
инструментами
|
Программа
образования, организация специализированных семинаров
|
Крайне
неадекватное восприятие возможных убытков как
|
Тщательный
отбор персонала и наличие в штате консультанта психолога
|
Продолжение
Таблицы 4
|
психологическая
проблема
|
|
Карьеристские
наклонности отдельных сотрудников
|
Тщательный
контроль за персоналом и планирование ротации кадров
|
Некорректное
и неэтичное поведение при операциях на рынке
|
Обучение
правилам поведения на рынке
|
Низкая
физическая выносливость и сопротивляемость стрессам. Ошибки при бухгалтерском
учете
|
Постоянное
наблюдение за персоналом и регулярная смена персоналом рабочих мест.
Ознакомление сотрудников с правилами учета операций, также с любыми
возможными изменениями. Учет одной операции несколькими сотрудниками или
поэтапный контроль со стороны отдельных
Подразделений.
Проведение постоянных аудиторских проверок
|
|
Ошибки
в математических расчетах, неправильное или неточное понимание информации и
некорректное оформление документов
|
Контроль
за проводимыми операциями независимым подразделением внутреннего аудита
|
|
Неэффективный
подбор персонала, создающий психологические проблемы
|
Подбор
персонала должен иметь целью создание единого сплоченного коллектива.
Создание по возможности честной, деловой атмосферы, в которой исключалось бы
чрезмерное
давление на персонал
|
Проблемы
неудовлетворенности условиями работы – психологическими и материальными
|
Кадровые
перестановки, анкетирование и проведение бесед со служащими. Возможная помощь
служащим в разрешении проблем
|
Проблемы
преданности банку и злоупотребления
|
Создание
службы безопасности и отслеживание действий персонала
|
2. Риски связанные, с
техникой
|
Использование
телефонов для проведения банковских операций
|
Запись
всех телефонных разговоров и их систематическая проверка
|
Использование
дилинговых систем «Рейтер» и «Телерейт», платежных систем «СВИФТ» и «Телскс»
и т.п.
|
Наличие
в структуре банка экспертов по технической поддержке указанных систем.
Использование паролей для контроля за доступом к системам
|
Использование
персональных компьютеров
|
Создание
в структуре отдела
|
|
|
технической
поддержки компьютерного оборудования, систематическая проверка компьютерного
оборудования на вирусы
|
3.
Организационный риск
|
Несанкционированный
доступ к информации хранящейся на электронных носителях
|
Покупка
или создание собственной технической системы защиты информации
|
Неэффективная
организация отдельного подразделения банка
|
Периодические
проверки существующей организации деятельности и проведение реорганизаций
|
Трудности
управления Несогласованность в распре-делении ответственности, дающая слишком
большие или недостаточные права и
обязанности
|
Пересмотр
принципов и методов управления, смена руководителей
|
|
|
Соблюдение
разделения функций отделов и отдельных сотрудни-ков, анализ эффективности
использования структурными подразделениями прав и обяз-тей
|
|
эффективности
использования структурными подразделениями прав и обязанностей
|
|
Риск
отчетности
|
Создание
необходимых для отслеживания операций банка форм отчетности. Контроль за
своевременным предоставлением форм отчетности. Периодическая
проверка
и ревизия точности предоставляемой отчетности и проведенных операций.
Долгосрочное хранение форм отчетности. Создание системы автоматического
контроля за всеми операциями банка
|
4.
Информационный риск
|
Необходимые
данные не вводятся в информационный поток банка, или вводится ложная
информация
|
Систематическое
проведение внутренних аудиторских проверок. Разделение функций между
подразделениями и разработка форм предоставления информации
|
информация
искажается в процессе обработки или в
|
Постоянное
обновление и усовершенствование программного
|
ходе
ошибочного анализа
|
обеспечения.
Наличие в штате экспертов и советников по анализу
|
Информация
не соответствует товарам, услугам, материальному имуществу или юридическим
правам, имеющимся в распоряжении несет ответственность
|
Проведение
регулярных ревизий в разрезе структур. Контроль за своевременной переоценкой
имущества и имущественных прав, находящихся в собственности
|
Информация
обработана и проанализирована правильно, но данные отчетов предоставлены или
оформлены неудачно и вводят в заблуждение
|
Регулярное
проведение экспертных оценок, форм отчетов. Требование о приложении к формам
отчетов пояснительных записок
|
|
Неадекватный
информационный обмен между подразделениями
|
Проведение
систематических совещаний. Обмен необходимой информацией через информационные
системы. Перераспределение информационных потоков через аналитическое
подразделение
|
Неточное
информирование руководства
|
Создание
определенных форм отчетности и их регулярное заполнение и предоставление
руководству
|
|
Недостаточная
информация для проведения операций
|
Приобретение
информационных источников периодической специализированной печатной
продукции, подписка на продукты Интеренет, Рейтер, Телерейт, Блумберг и т.д.
Создание внутри аналитического подразделения и обмен информацией с
аналитическими подразделениями других
|
Случаи
утечки информации
|
Покупка
систем санкционированного доступа в помещения подразделений банка,
ограничение доступа к системам информации и использование паролей доступа для
компьютерных систем. Подписание персоналом ведомостей о неразглашении
конфиденциальной информации. Отслеживание доступа к информации отделом
безопасности банка
|
Источник:
Составлена на основе данных У. Гулд « Стратегическое руководство"
|
Надежно, как в банке. Это выражение стало расхожим лишь потому,
что в финансовых структурах предусмотрены все риски, все возможные сбои в
платежных и расчетных системах. Однако есть события, вероятность наступления
которых крайне мала, а вот последствия - чрезвычайно разрушительны. Речь идет
об операционных рисках.
Оригинальное исследование рисков платежных систем провели
британские ученые С. Миллард и М. Виллисон. Они смоделировали все вероятные
события, связанные с операционными рисками. При этом исходили из посылок, что
операционные сбои и неполадки нарушают нормальную работу платежной системы, а
участники рынка не знают точно, будет она функционировать или нет.
Выводы, к которым пришли ученые, достаточно интересны. Оказалось,
что участники финансового рынка заинтересованы в использовании платежной
системы, если она одновременно является дешевой и надежной. И чем надежнее
система, тем выше уровень социального благополучия. Связь здесь линейная:
внедрение надежной и недорогой платежной системы помогает развиваться торговле,
стимулирует экономику. Как только сокращение потерь становится больше, чем
затраты на использование платежной системы, включая возможные убытки по
проведению операций, - начинается рост и социального благополучия. [26]