Организация, в состав которой входят несколько обособленных подразделений, расположенных на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Если же налогоплательщик не исполнит в месячный срок обязанности по постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения, то на основании п. 10 ст. 83 НК РФ налоговые органы вправе самостоятельно принять меры к постановке на учет данного налогоплательщика на основе имеющихся у них данных и сведений.
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ внесены незначительные изменения в порядок постановки организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Данные изменения, вступившие в силу с 1 января 2007 года, в целом направлены на упрощение порядка постановки на учет.
Во-первых, в силу изменений, внесенных в абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ, организация, состоящая на учете в налоговом органе по месту своего обособленного подразделения и открывающая на территории, подведомственной данному налоговому органу, еще одно обособленное подразделение, не встает второй раз в этом же налоговом органе на налоговый учет. Указанное уточнение, не отменяющее обязанности организации вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого из своих обособленных подразделений, продиктовано здравым смыслом.
Во-вторых, в п. 4 ст. 83 НК РФ установлен упрощенный порядок постановки на учет по месту нахождения обособленных подразделений для тех организаций, которые имеют обособленные подразделения в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам, и уже состоят на учете по месту нахождения одного из подразделений. Теперь в этой ситуации организации не встают в общем порядке на учет в налоговых органах по месту нахождения иных подразделений, а только в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего нахождения о создании обособленного подразделения. Напомним, что ранее организации были обязаны встать на учет в каждой соответствующей налоговой инспекции.
Если организация одновременно создает в одном муниципальном образовании несколько обособленных подразделений, расположенных на территориях, подведомственных разным налоговым органам, организация вправе самостоятельно выбрать налоговый орган, в котором встанет на учет [15].
Указанные выше органы обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Налоговый орган производит постановку на учет налогоплательщика - владельца недвижимого имущества или транспортного средства в течение 5 дней со дня поступления соответствующих сведений от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств. В тот же срок налогоплательщику выдается или направляется по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
Следует отметить, что организации подлежат постановке на учет в налоговых органах только по месту нахождения того недвижимого имущества, которое принадлежит им на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.
Таким образом, налогоплательщики не обязаны подавать заявление о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Такой учет осуществляется налоговыми органами самостоятельно в уведомительном порядке.
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 27 июля 2006 года не внесено каких-либо серьезных изменений в порядок постановки налогоплательщиков на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Отметим единственное изменение, вступившее в силу с 1 января 2007 года. Так, прежде местом нахождения морских, речных и воздушных транспортных средств признавалось либо место (порт) приписки, либо место государственной регистрации. В силу внесенных изменений местом нахождения морских, речных и воздушных транспортных средств признается место (порт) приписки. И лишь при отсутствии места (порта) приписки место нахождения транспортного средства определяется по месту его государственной регистрации [15].
Итак, из всего выше приведенного можно сделать вывод о том, что учет налогоплательщиков - это информационная основа всей налоговой работы. От того насколько качественно будут выполнены все процедуры на этом участке, зависит качество работы всей налоговой инспекции. В тоже время нельзя сводить учет плательщиков только к определенной совокупности формальных, технических процедур по включению сведений о плательщике в базу данных Единого государственного реестра налогоплательщиков по получению и составлению некоторого количества стандартных документов. Практика работы показывает, что налоговый контроль должен осуществляться уже на этом, первом, участке налоговой работы, иначе есть реальная угроза включения в базы данных ЕГРЮЛ недостоверных данных, что резко снижает эффективность всей работы по сбору налогов.
В результате осуществления налогового учета налоговые органы получают информацию, необходимую для проведения налоговых проверок: юридический адрес, сведения о руководителях и организационно-правовой форме организации-налогоплательщика и другое. Поэтому налоговый учет важен не только для налоговых органов, но и для многих юридических лиц, потому что, к примеру, из базы данных ЕГРН можно узнать о том, как долго предприятие работает на рынке, можно ли ему доверять как партнеру, определить активность предприятия и многое другое.
1.4 Единый государственный реестр юридических лиц
На основании процедуры регистрации налоговыми органами осуществляется оперативное ведение Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Единый государственный реестр или ЕГРЮЛ). Государственный реестр - известное для отечественного правопорядка явление. Реестры, или регистры, как систематизированные перечни каких-либо данных ведутся различными государственными органами. К примеру, сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включались ранее в государственный реестр предприятий, который велся налоговой службой. Лицензирующие органы ведут реестры лицензиатов. Как следует из приведенных примеров, информация, содержащаяся в реестрах, имеет функциональное значение и аккумулируется для контроля за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности определенной обязанности, установленной государством. Единый государственный реестр призван стать упорядоченной системой таких данных о юридических лицах, которые позволяют идентифицировать субъект, зафиксировать его историю, составить представление о минимальном размере ответственности, хозяйственной компетенции.
Значение государственного реестра, его полноты, достоверности содержащихся в нем сведений и открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико. Именно такая информация обеспечивает возможность получения необходимых данных при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций, а это напрямую способствует устойчивости экономического оборота.
Анализ законодательства позволяет выделить следующие основные принципы ведения Единого государственного реестра.
1) Всеобщность - в реестр включены все юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и иных оснований.
2) Достоверность - записи реестра должны соответствовать реальному состоянию юридического лица.
3) Публичность - каждый вправе получить сведения из реестра.
4) Платность - за предоставление сведений из реестра, выписок и копий имеющихся документов взимается плата.
Единый государственный реестр является информационным банком данных обо всех зарегистрированных юридических лицах. Составляющей частью его являются регистрационные дела каждого зарегистрированного юридического лица, а также книги учета документов.
В Единый государственный реестр включаются записи о регистрации, о создаваемых, реорганизуемых и ликвидируемых юридических лицах. Регистрационные дела формируются на каждое регистрируемое юридическое лицо и содержат все документы, представляемые при регистрации. Книги учета и регистрационные дела хранятся без ограничения времени и не подлежат уничтожению. Именно с момента внесения записи в реестр юридическое лицо считается созданным, реорганизованным или ликвидированным [9].
Единство и сопоставимость сведений, содержащихся в реестре, обеспечивается за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения Единого государственного реестра. Чтобы достичь единства и сопоставимости указываемых в реестре сведений, все регистрирующие органы должны вести его по единым правилам.
Единый государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. При этом в случае выявления несоответствия между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра.
В Едином государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;
2) организационно-правовая форма;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13