Классификация расходов по функциональному признаку отражает группировку расходов бюджетов всех звеньев в зависимости от функций, выполняемых различными уровнями органов власти. Ведомственная классификация отражает распределение расходов бюджета по прямым получателям бюджетных ассигнований. Она одновременно отражает ведомственную и отраслевую структуру управления в государстве.
Классификация расходов по экономическому содержанию отражает группировку расходов по предметным статьям и элементам расходов. На основе данного признака выделены расходы на оплату труда, начисления на оплату труда, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки и т.д. перечисленные расходы составляют группу текущих расходов, кроме которых выделены такие группы, как: выплата процентов, капитальные затраты и т.д.
В условиях реформирования экономики наблюдается острая финансовая недостаточность у регионов и у субъектов хозяйствования, поэтому в бюджетной практике последних лет имеет место возвратное финансирование определённых видов расходов, не включенных в состав бюджетной классификации.
При этом за получаемые из бюджета ссуды субъектами РФ и хозяйствующими органами может производиться оплата, не превышающая ставку Центрального Банка. Средства могут быть переданы и на бесплатной, но возвратной основе.
Принцип соблюдения режима экономии подразумевает своевременное доведение бюджетных средств до конечного потребителя, т.е. физического лица. От момента зачисления средств на бюджетный счёт до момента финансирования статьи или подстатьи расходов бюджета проходит определённый период времени. Чем длиннее этот период, тем ниже эффективность использования бюджетных средств. На пути доставки бюджетных средств возможны злоупотребления как со стороны банков, ведущих бюджетные счета, так и со стороны распределителей бюджетных средств. Кроме того, при распределении доходов и расходов необходимо максимально сократить межбюджетные встречные потоки для того, что бы ускорить прохождение средств.
Бюджетный контроль на современном этапе не обеспечивает в полной мере эффективное использование бюджетных средств. Необходимо реформирование системы бюджетного контроля с пересмотром функций и полномочий контрольных органов, исключая дублирование в их деятельности и одновременно создавая условия для координированного взаимодействия.
Расходы бюджета так же различаются по уровню влияния на воспроизводственный процесс. По этому принципу выделяют и капитальные расходы.
Текущие расходы включают расходы на содержание социальной и экономической инфраструктуры, выдачу текущих субвенций, трансфертных платежей и т.д.
Капитальные расходы связаны с инвестиционной деятельностью государства. Текущие расходы обычно относятся к защищённым статьям бюджетных расходов, т.е. они не подлежат секвестированию в процессе исполнения бюджета.
В консолидированном бюджете применяется региональное и территориальное разделение расходов бюджетной системы.
Структура расходов федерального
бюджета
Органы власти субъектов РФ обеспечивают развитие социальной и экономической инфраструктуры, социальную защиту населения и развитие местной промышленности. Социально-производственная инфраструктура включает такие отрасли, как транспорт, строительство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, отрасли бытового обслуживания населения. Местная промышленность обычно состоит из предприятий, где производство связанно со специфическими местными условиями, т.е. это редкие промыслы и предприятия узко-профильного назначения.
В соответствии с приведёнными функциями расходы бюджетной системы распределяются следующим образом:
Из федерального бюджета финансируются расходы:
1. На оборону, в т.ч. финансовое обеспечение программы конверсии;
2. На государственную поддержку отдельным отраслям;
3. На финансирование внешнеэкономической деятельности;
4. На социально-культурные мероприятия;
5. На обслуживание государственного долга;
6. Расходы, связанные с содержанием органов исполнительной и представительной власти (федеральных органов).
Важным моментом в реализации бюджетной реформы является обоснование концепции разграничения расходов между бюджетами. Основа концепции – адекватность бюджетных расходов полномочиям, закреплённым за соответствующим уровнем управления. До принятия бюджетного кодекса этот принцип не может быть реализован в полной мере, так как существуют полномочия, относящиеся к предметам совместного ведения, расходы по которым могут финансироваться из бюджетов разных уровней. Кроме того, в условиях дефицита бюджета часть полномочий из вышестоящих бюджетов передаётся на нижестоящие, н.п. из федерального на бюджеты субъектов федерации причём в ряде случаев без законодательного оформления. Актуальной является проблема реструктуризации расходов федерального бюджета. Их структура представлена в таблице 1.
Структура расходов федерального бюджета в 1997-1999 г.г.
Таблица 1
|№|Наименование |1997 г. |1998 г. |1999 г. | | |расходов | | | | | | |Сум|Удел|Сум|Удел|Сумм|Удел| | | |ма |ьный|ма |ьный|а в |ьный| | | |в |вес |в |вес |трлн|вес | | | |трл|в % |трл|в % |. |в % | | | |н. |к |н. |к |Руб.|к | | | |руб|итог|руб|итог| |итог| | | |. |у |. |у | |у | |1|2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 | |1|Государственное |6,7|1,5 |11,|2,2 |12,0|3,06| | |управление и | | |6 | |6 | | | |местное | | | | | | | | |самоуправление | | | | | | | |2|Судебная власть |2,2|0,6 |3,0|0,55|4,54|0,68| |3|Международная |28,|6,4 |10,|1,9 |14,4|6,70| | |деятельность |0 | |2 | |9 | | |4|Национальная |80,|18,4|104|19,7|81,7|2,63| | |оборона |2 | |,3 | |7 | | |5|Правоохранительна|35,|8,0 |46,|8,8 |41,6|2,41| | |я деятельность и |10 | |70 | |2 | | | |обеспечение | | | | | | | | |безопасности | | | | | | | | |государства | | | | | | | |6|Фундаментальные |11,|2,7 |15,|2,9 |11,1|1,73| | |исследования и |6 | |3 | |6 | | | |содействие | | | | | | | | |научно-техническо| | | | | | | | |му прогрессу | | | | | | | |7|Промышленность, |49,|11,3|49,|9,4 |27,4|11,0| | |энергетика и |5 | |6 | |9 |8 | | |строительство | | | | | | | |8|Сельское |14,|3,3 |16,|3,0 |12,0|3,01| | |хозяйство и |5 | |1 | |2 | | | |рыболовство | | | | | | | |9|Охрана окружающей|2,1|0,5 |2,7|0,5 |2,93|1,39| | |природной среды и| | | | | | | | |природных | | | | | | | | |ресурсов, | | | | | | | | |гидрометеорология| | | | | | | | |, картография и | | | | | | | | |геодезия | | | | | | | |1|Транспорт, |1,0|0,2 |3,1|0,6 |1,52|0,78| |0|дорожное | | | | | | | | |хозяйство, связь | | | | | | | | |и информатика | | | | | | | |1|Развитие рыночной|* |* |1,1|0,2 |0,10|0,15| |1|инфраструктуры | | | | | | | |1|Предупреждение и |5,9|1,3 |8,5|1,6 |8,47|0,71| |2|ликвидация | | | | | | | | |последствий | | | | | | | | |чрезвычайных | | | | | | | | |ситуаций и | | | | | | | | |стихийных | | | | | | | | |бедствий | | | | | | | |1|Образование |15,|3,6 |18,|3,5 |17,2|10,8| |3| |2 | |5 | |5 |1 | |1|Культура, |2,7|0,6 |3,3|0,6 |3,57|0,85| |4|искусство и | | | | | | | | |кинематография | | | | | | | |1|Средства массовой|2,4|0,5 |3,0|0,55|2,01|0,02| |5|информации | | | | | | | |1|Здравоохранение и|7,5|1,8 |11,|2,2 |9,43|0,63| |6|физическая | | |4 | | | | | |культура | | | | | | | |1|Социальная |12,|2,9 |18,|3,4 |35,0|7,55| |7|политика |6 | |1 | |7 | | |1|Обслуживание |58,|13,4|78,|14,8|124,|35,9| |8|государственного |1 | |3 | |14 |7 | | |долга | | | | | | | |1|Пополнение |10,|2,3 |10,|2,0 |6,73|1,09| |9|государственных |0 | |8 | | | | | |запасов и | | | | | | | | |резервов | | | | | | | |2|Финансовая помощь|* |* |* |* |51,7|2,54| |0|бюджетам других | | | | |0 | | | |уровней | | | | | | | |2|Утилизация и |* |* |* |* |1,92|1,37| |1|ликвидация | | | | | | | | |вооружений, | | | | | | | | |включая | | | | | | | | |выполнение | | | | | | | | |международных | | | | | | | | |договоров | | | | | | | |2|Мобилизационная |* |* |0,9|0,2 |0,77|0,11| |2|подготовка | | | | | | | | |экономики | | | | | | | |2|Исследование и |* |* |* |* |3,67|1,00| |3|использование | | | | | | | | |космического | | | | | | | | |пространства | | | | | | | |2|Прочие расходы |63,|14,6|72,|13,6|6,42|0,63| |4| |7 | |1 | | | | |2|Целевые бюджетные|26,|6,1 |41,|7,8 |32,0|3,10| |5|фонды |7 | |2 | |8 | | | |ВСЕГО |435|100 |529|100 |512,|100 | | | |,7 | |,8 | |93 | |
* - в 1997, 1998 гг. в тексте закона о бюджете отдельной строкой не выделялись.
Краткий анализ таблицы 1 позволяет сделать вывод о частичном решении Правительством задач по реструктурированию расходов Федерального бюджета: в части снижения их доли, направляемой на финансирование отраслей хозяйства, роста удельного веса расходов, направляемых в социальную сферу, на образование.
По статье "Промышленность, энергетика и строительство", заметно, что их доля в расходах бюджета 1998 г. по проекту уменьшилась на 6841 млрд. руб., по сравнению с расходами 1997 г. которые составили 49509,6 млрд. руб., что составило 2,15% в доле ВВП, по сравнению с 1,58% в доле ВВП на 1998 год;
Транспорт, связь и информатика, расходы этой статьи бюджета увеличились с 956,1 миллиардов рублей, в 1997г. до 1077,7 миллиардов рублей, в 1998 г. Что увеличило долю в общем объеме расходов на 0,01% - в основном это произошло, я считаю, по причине увеличения роли государственной программы развития космических и авиационных технологий;
Анализируя расходы федерального бюджета, видно, что расходы на сельское хозяйство и рыболовство уменьшились с 14 484 млрд. руб. в 1997 г. до 9 487 млрд. руб. в 1998 году. Отсюда можно заметить, что удельный вес расходов в ВВП в 1998 г. уменьшился на 0,28%, и доля расходов по этой статье в 1997 году составила 4,8%, что более чем в два раза выше расходов 1998 года, которые составили 2,2%.
Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5