Но это не единственная проблема, существуют также и возникшие относительно недавно трудности в формировании данной группы расходов – это нахождение разумного баланса между социальными запросами граждан, отраженными в принятых социальных программах, и источниками их финансирования. Как известно, в нашей стране долгое время применялся принцип остаточного финансирования социальных потребностей, который оставил без источников финансирования многие вновь принятые Российским парламентом социальные программы. Такой принцип формирования социально-культурных расходов чреват невыполнением закона, ростом бюджетного дефицита и социальной напряженности в обществе.
Все эти и многие другие проблемы привели к тому, что динамика бюджетных расходов на социально-культурные нужды отчетливо показывает их отставание по темпам роста не только от общего объема расходов бюджета, но и от расходов на народное хозяйство страны (см. Приложение 3). Но рынок заставляет государство искать ресурсы не только для осуществления экономической функции государства, а, пожалуй, даже, в первую очередь – для социальной. Отечественный бюджет перегружен расходами на финансирование народного хозяйства, в то время как государство не смогло обеспечить средствами надлежащий уровень социального обслуживания граждан. Это и есть та самая российская действительность, однако, переход на основы рыночного хозяйствования должен заставить активно искать реальные пути усиления социальной ориентации расходов бюджета, т.к. это должно снять имеющуюся социальную напряженность в стране.
3. Военные расходы государственного бюджета.
На протяжении многих столетий люди во всем мире тратили немыслимое количество средств на подготовку к войнам, на ведение войн и на ликвидацию их последствий. И даже в наши дни во многих государствах, включая Россию, военные расходы дорого обходятся налогоплательщику, ведь еще совсем недавно, в период холодной войны, наше государство тратило на военные нужды от 25 до 30% ВНП страны (о динамике военных расходов РФ в 90-е годы см. Приложение 3).
О военных расходах в экономической литературе сказано много, но дискуссии о необходимости такого объема расходов на национальную оборону еще не скоро прекратятся. Дело в том, что анализ бюджета любой страны (за исключением, пожалуй, нейтральных стран) за последние 50 лет покажет, что военные расходы неуклонно растут как в абсолютных, так и в относительных суммах[13].
Итак, любое современное государство часть бюджетных средств направляет на оборону, основное место в которых занимает[14]:
. закупка вооружений и военной техники;
. затраты по текущему содержанию армии, флота и резервов, финансированию научно-исследовательских работ, конструированию экспериментальных образцов вооружения и т.п.;
. строительство различных военных объектов, финансирование инфраструктуры, прежде всего стратегического назначения;
. денежное довольствие армии (в основной массе - это пенсии);
. по большому счету к данной группе расходов государственного бюджета можно отнести и траты на подготовку хозяйства страны к возможной войне.
Общепризнанным считается лишь непроизводственный характер военных расходов государства, хотя это можно доказать только на теоретическом уровне, ведь, к примеру, военная техника не участвует в воспроизводственном процессе, расходы на проведение учений также нельзя отнести к производительным… В то же время доказано, что деньги, вложенные в мирные отрасли народного хозяйства, в пять раз более производительны, чем аналогичные расходы военных отраслей. Но вред военных расходов многие специалисты видят не только в непроизводительном характере. Дело в том, что в мирное время в производстве вооружения, обмундирования, питания и других потребностей армии занято от 10 до 30% населения страны, т.е. военные нужды ко всему прочему отвлекают трудовые ресурсы страны. Многие трудности в регулировании и даже оценке размеров военных расходов нашей страны связаны с засекреченностью многих статей расходов[15], а оценить военные расходы бывшего СССР представляется возможным лишь приблизительно.
Важной характерной чертой военных расходов является их тесная связь с политикой, причем очень трудно найти первопричину. Внешне военным расходам предшествуют идеологические либо политические разногласия между странами, но на самом деле в основе военных расходов мирного времени гораздо больше экономических причин – стабильный рынок сбыта при монопольно высоких ценах на закупку продукции представляет собой идеально привлекательную сферу деятельности для государства. Именно поэтому сторонники сохранения этого важнейшего комплекса экономики прилагают все усилия и влияют через определенные каналы на формирование и объем данного вида расходов бюджета государства. К тому же, до определенного времени Российская Федерация занимала одну из ведущих позиций на мировом рынке вооружений, что приносило ей немалые доходы. Потребности военного рынка и потенциальные огромного числа людей, связанных с обеспечением армии, представляют важнейшую часть рынка. Потеря этого рынка сбыта может разрушить экономику любой страны. Россия не стала исключением. Во многом из-за этой причины в обозримом будущем ни одна из ведущих стран мира не пойдет на разрушение своей военной промышленности.
Но в современном мире уже наметилась если не тенденция, то стремление к сокращению военных расходов федерального бюджета прежде всего за счет сокращения вооружений, а также реформирования армии. Но это также требует затрат, и немалых. Россия выполняет ряд международных договоров по утилизации и ликвидации вооружений, а также по сокращению армий. Динамика расходов федерального бюджета с одной стороны, свидетельствует о намерении и участии России в программах по сокращению вооружений, а с другой, о нехватке средств в бюджете и как следствие – нестабильное состояние данного пункта расходов. Но запрещения отдельных видов вооружений в современном мире ни в коей мере не означает ощутимое сокращение военных расходов, поскольку на смену запрещенным видам вооружения приходят вновь произведенные, зачастую более совершенные и эффективные, что почти всегда означает более высокую их цену. Опыт России по сокращению отраслей, работавших на военные нужды, и сокращению численности армии показывает, что без соответствующего финансирования это приводит к катастрофическим последствиям.
Однако как бы не спорили сторонники и противники военных расходов их объем во многом будет зависеть прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения. Но на величину этих расходов также может повлиять и общее состояние экономики, уровень ее развития, ее финансовые возможности. На сегодняшний день Россия последовательно проводит практические меры по сокращению военных расходов и выполняет ряд международных договоров по сокращению вооружений. Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону призвана сыграть военная реформа, которая во многом поможет при сокращении расходов качественно улучшить прежде всего управление армией и флотом.
4. Расходы бюджета на управление.
Наличие специфической управленческой деятельности государства и выполнение им хозяйственно-организаторской функции вызывают к жизни расходы федерального бюджета на управление. Эти расходы являются материально- финансовой базой деятельности государственных органов, которые осуществляют руководство экономикой. Эта статья государственных расходов является наиболее противоречивой, ведь расходы на управление отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки их результативности, с другой.
Расходы федерального бюджета на управление включают в себя затраты на содержание:
. законодательных органов;
. правительства страны;
. законодательных органов и правительств субъектов федерации;
. местных органов власти и управления;
. органов правопорядка;
. органов судопроизводства и прокуратуры.
Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции, работ или услуг предприятий и организаций. Однако фактически расходы на управление значительно превышают бюджетные назначения за счет привлечения различных внебюджетных фондов, включая фонды политических партий. За счет этих средств также создаются исследовательские центры, параллельные управленческие и охранные структуры и т.п.
Любому государству необходимо совершенствовать свою организационную форму управления экономической и социальной сферой, даже испытывающему острую нехватку средств в бюджете, и российское правительство, осознавая важность данной функции управления, претворяет в жизнь мероприятия, направленные на удешевление аппарата управления, который постоянно должен совершенствоваться. Понятно, что такого рода деятельность имеет еще и фискальное значение: благодаря сокращению расходов на управление экономятся денежные средства, которые могли быть дополнительно направлены на финансирование народного хозяйства и социальной сферы. Реформа управления необходима России еще и потому, что она поможет высвободить определенное количество трудовых ресурсов для народного хозяйства, позволит добиться лучшей организации управленческого труда, повысит его эффективность, сделает его более оперативным, действенным.
Структурно в расходах на управление преобладают расходы на зарплату, командировочные, на организацию отдыха и лечения, на пенсии и пособия.
Если исследовать материалы обсуждения бюджетов любой страны, то всегда можно обнаружить обоснованные потребности на увеличение расходов на управление, которые растут с завидным постоянством: в среднем за 20 лет расходы на управление удваиваются (см. Приложение 3). И только в периоды предвыборной борьбы раздаются обещания по решительному сокращению расходов на управление. Не нужно долго искать пример этому явлению в современном мире – это наша отечественная действительность. Наша страна содержит аппарат управления, превосходящий управленческий аппарат бывшего СССР, в условиях кризиса экономики и бюджетного дефицита[16].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9