Учитывая роль и объемы расходов на финансирование народного хозяйства, нетрудно заключить, что расходы государства на экономику являются постоянной статьей расходов. И как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция этих расходов к постоянству объясняется их структурообразующей ролью, а общее их назначение — способствовать созданию наиболее благоприятных условий для частного капитала.
Учитывая вышесказанное, нетрудно себе представить пути осуществления участия государства в хозяйственной деятельности[8]: . Финансирование отраслей инфраструктуры; . Финансирование новых отраслей, имеющих стратегическое назначение (атомная промышленность, освоение космоса, т.к. эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют прибыль); . Финансирование убыточных отраслей (добыча каменного угля, например, во многих странах национализирована); . Финансирование отраслей, требующих больших первоначальных вложений и имеющих длительный срок окупаемости (например, строительство ГЭС); . Финансирование сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей; . Финансирование научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера (во многом это связано с рискованностью научных изысканий); . Финансирование внешнеэкономической экспансии.
Также возможно предоставление кредитов в рамках последней группы государственных расходов, но кредиты, предоставляемые от имени государства, практически не имеют денежную форму. Это всегда товарные кредиты, за которые надо возвращать деньги. Однако и здесь возможно исключение — иногда экономическая помощь бывает и безвозмездной. Но это крайне редкое явление, и объёмы такой помощи небольшие.
Внешнеэкономическая экспансия осуществляется в виде кредитов, военной помощи, подготовки кадров, предоставления технологий и сырья, долевого участия в экономических мероприятиях, в форме вывоза капитала и т.п.
Итак, очевидно широкое разнообразие форм участия государства в экономике, и, следовательно, можно утверждать, что в современном мире развитие государственного сектора экономики протекает по-разному в ведущих и развивающихся странах, но такая политика, при которой государство развивает не самые рентабельные отрасли, выгодна в целом классу капиталистов, поскольку увеличивает норму прибыли. Рассматривая развитие расходов федерального бюджета на народное хозяйство в ретроспективе, следует отметить общую тенденцию к их снижению. Там, где вложения государства создали почву для проникновения частного капитала, последний вытесняет государственный сектор. В случае же усложнения экономической ситуации в стране увеличивается доля государственных расходов.
Однако тенденция к сокращению расходов федерального бюджета на народное хозяйство не может завершиться полным отказом от бюджетного финансирования этих затрат. И в условиях рынка останутся такие расходы, которые требуют обязательного привлечения государственных средств. Это во многом объясняется тем, что продолжает функционировать (хотя и в меньших размерах) государственный сектор экономики, требующий разработки и реализации государственных инвестиционных программ, в соответствии с которыми и осуществляется бюджетное финансирование капитальных затрат. Но кроме этого для стабилизации экономики и развития предпринимательства необходима финансовая помощь государства в виде бюджетных субсидий, субвенций, бюджетных кредитов[9].
Широко обсуждается такой вопрос, как сохранение, хотя и в иных, чем прежде пропорциях, бюджетных форм государственной поддержки предпринимателей-аграриев. Необходимо помнить также и о том, что важную роль продолжают играть расходы государства, направленные на регулирование отраслевой и территориальной структуры инвестиций. Вполне вероятно, что в сложившейся ситуации новый импульс получат расходы по поддержанию и упрочению тех отраслей и видов деятельности, которые в принципе не могут ориентироваться на получение прибыли, но существование которых жизненно важно для всего общества.
При переходе к рынку в России может появиться специфический вид расходов государственного бюджета - выделение бюджетных средств на приобретение акций действующих или строящихся предприятий (перспективы эффективности у такого вида расходов самые положительные). «Таким образом, России предстоит с помощью изменения структуры расходов на народное хозяйство и поддержку экономики изменить содержание и направленность экономической функции государства из директивно управляющей в регулирующую и стимулирующую».[10]
Итак, очевидно, что в современных условиях переходной экономики хозяйствования система расходования бюджетных средств должна претерпеть существенные изменения. Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение наиболее важных и крупных государственных задач: финансировать приоритетные мероприятия, связанные с быстрыми темпами развития ключевых отраслей экономики, обеспечивать реализацию целевых комплексных программ, создавать финансовые возможности для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Правда, в течение ближайшего времени целевые бюджетные дотации на некоторые виды товаров еще сохранятся. Однако и объем бюджетных расходов, и их структура, по мнению многих аналитиков, должны претерпеть и претерпят существенные изменения.
Совершенно очевидна необходимость перегруженному отечественному бюджету сокращения объема бюджетного финансирования затрат по народному хозяйству. Существует множество способов достичь этого, самый радикальный из которых – жесткая экономия в расходовании бюджетных средств, достигаемой как путем исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития, так и благодаря контролю за рациональным использованием выделенных бюджетных ассигнований. В долгосрочной перспективе также возможно сведение до минимума участия государства в производственных инвестициях за счет сокращения централизованных капитальных вложений и разумного акционирования строящихся объектов; рассматривается вариант отмены прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по значительному числу продовольственных и промышленных товаров в связи с либерализацией цен. И, наконец, последовательная реализация программы приватизации государственной собственности и резкого сокращения сферы государственной экономики может помочь достигнуть ощутимого результата в сокращении расходов федерального бюджета, а также в улучшении структуры народного хозяйства.
2. Расходы бюджета на социально-культурные нужды.
Исходя из требований «социализации» рыночной экономики в России, объявленной в нашей стране как одно из главных направлений проводимых в стране реформ, значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально- культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально-культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.
К группе наиболее значимых расходов на финансирование социально- культурных мероприятий обычно относят[11]:
. расходы на просвещение (школьное и дошкольное образование);
. расходы на здравоохранение;
. расходы на науку;
. расходы на социальное страхование;
. расходы на библиотеки, содержание архитектурных памятников, национальных парков и заповедников;
Кроме того, в бюджете, как правило, предусматриваются ассигнования и на компенсацию потерь населения от роста цен в условиях их либерализации. Из федерального бюджета финансируются комплексные целевые программы по улучшению условий жизни престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства, детства и т.д. расходы бюджета на выплату социальных пособий – одна из форм поддержки беднейших слоев населения, которая очень ценна в условиях, когда по официальной статистике около трети населения страны находится за чертой бедности.
Природа этих расходов во многом понятна – конституции многих стран, в т.ч. и Российской Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан права на бесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение после выхода на пенсию и пр. Кроме того, российская действительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов, во многом обеспечивающих стабильность в обществе, где без усиления социальной ориентации федерального бюджета не обойтись. Государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере перехода к рынку пополнять этот список новыми видами затрат. Например, с 1992 года Россия ввела индексацию доходов населения, которая изначально предполагала пересмотр размеров пенсий, стипендий, пособий и заработной платы работников бюджетных организаций не реже одного раза в квартал. Размер индекса ставился в зависимость от темпов инфляции и устанавливался с учетом индекса оплаты труда работников рыночного сектора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9