Рефераты. Проблемы вексельного обращения в России p> Однако этим путем вряд ли можно воспользоваться для разрешения сложившегося противоречия, на что есть веские причины: во-первых, отсутствие вексельного права на рынке будет моментально заполнено другими видами — гражданским, торговым, финансовым правом: во-вторых, длительное отсутствие вексельной нормативной базы (понадобятся десятилетия для создания обычаев делового оборота) приведет к значительному росту злоупотреблений на вексельном рынке; в-третьих, мы вступим в противоречие с международным торговым правом (в конце 1996г. Россия получила "режим наибольшего благоприятствования" в торговле, ратифицировав “Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом”, а также подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию).

Второй путь — традиционный, именно по нему сейчас и развивается российский вексельный рынок. Действующее вексельное законодательство остается в силе с 1937 г. Со временем происходит постепенная регламентация неурегулированных проблем вексельного оборота ведомственными нормативными актами — инструкциями, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ,
Минфина РФ, Банка России, ФКЦБ России — которые основываются на обобщениях практического опыта формирующегося вексельного оборота в стране.

Данный путь не в полной мере отвечает потребностям и возможностям российской экономики. Это связано с тем, что, во-первых, соответствие российского вексельного законодательства нормам Женевских конвенций само по себе еще не является гарантией успешного правового регулирования вексельного обращения. Необходимо отметить, что Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР N 104/1341 от 7 августа 1937 г., практически не является дословным воспроизведением текста
Единообразного вексельного закона с языка оригинала на русский и требует в дальнейшем подготовки новой редакции его перевода.

Во-вторых, выход в свет многочисленных противоречивых подзаконных актов уже породил определенные "напряжения" в вексельном обороте.

В-третьих, развитие вексельного рынка, пущенное "на самотек" без жестких регуляторов, привело к заполнению рынка "дружескими", "бронзовыми" и фальшивыми векселями, большинство из которых, по сути, стали криминальными денежными суррогатами или приняли вид "секъюритизированных" неплатежей. Действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по выпуску векселей, что позволяет государству, субъектам РФ и муниципальным образованиям размещать векселя в неограниченном количестве.
Зачастую такая неурегулированность приводит к тому, что местная администрация выпускает векселей на сумму, превосходящую доходную часть своего бюджета, превращая "классический" вексель в эмиссионную ценную бумагу.

Третий путь представляется оптимальным и состоит из подготовки и проведения в стране вексельной реформы, то есть комплекса мор по созданию правовой, организационной, технологической, региональной и информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота в России. Целью реформы должны стать, с одной стороны, усиление защиты интересов векселедержателей, с другой, повышение ответственности всех обязанных по векселю лиц.

Реформа должна опираться на разработанную Концепцию развития вексельного рынка, увязанную с Концепцией развития рынка ценных бумаг в РФ
(Указ Президента РФ №1008 от 01.07.1996), а также учитывать как внешние факторы (переключение денежных потоков в реальный сектор, проведение налоговой реформы, реструктуризацию предприятий, коммунальную и военную реформы в стране), так и внутренние факторы (рост объемов выпуска векселей и повышение доли корпоративных векселей, резкое увеличение необеспеченных
"дружеских", "бронзовых" и фальшивых векселей, усложнение самого вексельного рынка, особенности бухучета и налогообложения операций с векселями).

Хотя уже сейчас можно назвать основные принципы проведения вексельной реформы, лучше ограничиться только принципами, на которых должна строиться система российского вексельного законодательства.

Первый — сохранение вексельного законодательства на основе Женевских конвенций (возможно, с применением ряда оговорок).

Второй — самодостаточность вексельного законодательства.

Третий — построение вексельного законодательства в основном на системе диспозитивных норм, а императивные нормы должны регулировать только минимум вексельных отношений, без которых невозможно избежать злоупотреблений.

Четвертый — нормы вексельного законодательства должны быть жестко привязаны к налоговому и валютному законодательству, а также регулировать вопросы, отсутствующие в регламенте вексельного права.

Пятый — вексельное законодательство должно адекватно отражать формирующиеся обычаи делового оборота, иначе получится система неработающих норм, которую все знают, но не выполняют. Реформа должна в первую очередь включать:

- внесение изменений в Гражданский кодекс РФ и Закон РФ "О банкротстве
(несостоятельности) предприятий" о порядке удовлетворения требований кредиторов и выделении требований кредиторов по векселям в отдельную очередь;

- приведение в соответствии с ЕВЗ сроков совершения протеста и определение на законодательном уровне процедуры совершения протеста;

- внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс о введении ускоренной процедуры рассмотрения исков по векселям;

- предоставление права уполномоченному государственному органу (ФКЦБ,
ЦБ РФ, Минфину РФ) получать от нотариальных контор сведения о фактах совершения протеста и вменение в обязанность этому органу либо уполномоченному им лицу предоставлять полученную информацию всем заинтересованным лицам и средствам массовой информации;

- создание законодательной базы саморегулируемых организаций, объединяющих участников вексельного рынка (например АУВЕР);

- реформа налоговой системы и унификация налогообложения доходов физических и юридических лиц по различным ценным бумагам;

- разработка и принятие Свода вексельных нормативных документов
(Вексельного Кодекса).

Создание правовой, организационной, информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота невозможно без обучения специалистов, работников коммерческих структур, судей, руководителей государственных организаций, населения навыкам работы с векселями, изучения как российского опыта, так и обычаев вексельного оборота других стран.

Заключение.

На сегодняшний день основными вопросами вексельного рынка являются региональная замкнутость вексельных расчетов, технологическая неликвидность документарных векселей, слабая регулируемость вексельного рынка со стороны государства, отсутствие информационной базы по надежности векселей и индоссантов. На V Межбанковском конгрессе 1996 года было высказано мнение о существовании реальной угрозы нового кризиса в банковской системе - кризиса вексельного обращения. Анализ состояния вексельного рынка показывает, что этот кризис уже наступил. На рынке обращается огромное количество необеспеченных , а, порой, и просто фальшивых векселей. Также велико количество, квази-векселей, составленных с дефектом формы, по-сути векселями не являющихся. Арбитражные суды не справляются с огромным потоком вексельных споров. Центробанк обеспокоен тем, какие "странные" векселя и каким "странным образом" сейчас выпускаются.

Подводя итог, назовем ряд причин, сдерживающих “очеловечивание” вексельного обращения: частое отсутствие должного доверия к деловым партнерам; неуверенность в возможности предельно быстрого удовлетворения своих интересов через процедуру судебного рассмотрения исков о погашении векселей
(если партнеры оказались нечестными, либо неплатежеспособными); отсутствие ускоренной процедуры внеочередного судебного рассмотрения исков о погашении векселей; отсутствие у большинства банков опыта учетно-ссудных операций с векселями и невозможность в настоящее время их переучета в ЦБ РФ; существовующие несоответствия между вексельным законодательством и другими нормативными актами;

Следует отметить – инструмент вексельного кредитования в России необходим, поскольку активизация вексельного обращения приводит, во-первых, к ускорению расчетов и оборачиваемости оборотных средств и, во-вторых, уменьшает потребность в банковском кредите, соответственно снижая процентные ставки за его использование.

Не возникает сомнений, что в дальнейшем, возможно уже в ближайшие годы, вексельное обращение в России примет более цивилизованные формы, будут со временем разрешены административно-правовые проблемы стоящие на пути вексельного обращения. Также будет решена проблема унификации налогового законодательства в отношении налогообложения операций с ценными бумагами физических и юридических лиц. Со временем, в России установится нормальная практика предоставления кредитов с использованием векселей.
Предприятия-должники будут самостоятельно выпускать векселя, получать под них вексельное поручительство банка и расплачиваться авалированным векселем со своими кредиторами.

Список литературы
1. "Положение о переводном и простом векселе", Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.08.37 №104/1341 (Женевская конвенция от 07.06.1930г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1 и 2) включая изменения. и доп. на 12.08.1996г.
3. "О переводном и простом векселе", Закон РФ от 11.03.97 № 48-ФЗ.
4. "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения",
Постановление Правительства РФ от 26.09.1994г. №1094.
5. "О рынке ценных бумаг", Закон РФ от 22.04.96 № 39-ФЗ.
6. "Положение об обращении бездокументарных простых векселей на основе учёта прав их держателей", Утвержденное постановлением ФКЦБ от 21 марта
1996 года №5.
7. Антонов Н.Г., Пессель М.А. "Денежное обращение, кредит и банки".
-М:Финстатинформ, 1995г. -272с.
8. Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. "Регулирование и учёт операций с векселями". -М:Финансы и статистика, 1996г. -128с.
9. "Рынок ценных бумаг: Учебник", под ред. Галанова В.А., Басова А.И.
-М:Финансы и статистика, 1996г. -352с.
10. Фельдман А.А. "Вексельное обращение. Российская и международная практика". -М:ИНФРА-М, 1995г. -352с.
11. Фельдман А.А. "Государственные ценные бумаги". -М:ИНФРА-М, 1995г.
-240с.
12. Хабарова Л.П. "Учёт и налогообложение операций с векселями". -М:журнал
Бухгалтерский бюллетень, 1997г. -176с.
13. Материалы, любезно предоставленные мне Ассоциацией Участников
Вексельного Рынка и Финансово Информационной Службой через сети Internet.

Приложение № 1

ОБРАЗЕЦ АНГЛИЙСКОЙ ТРАТТЫ

Лондон,*

10 января 199 ___

5000 ф.ст.

Гербовая марка

По требованию** уплатите банку Британии Бэнк Лимитед*** или его приказу пять тысяч фунтов стерлингов, эквивалент получен

Экспортс Лимитед****

Импортс Инк***** Бостон, США
__________________
* Место выдачи и дата
** Или 10 марта 199
*** Получатель по векселю- ремитент
**** Лицо, выставившее вексель- трассант
***** Банк, на который выставлен вексель- трассат

Приложение № 2

ОБРАЗЕЦ ТРАТТЫ БИРЖИ


Российская товарно-сырьевая биржа

ВЕКСЕЛЬ___________________________________________________ место и дата составления
По настоящему векселю ______________________________________________ кто - полное наименование векселедателя обязуется уплатить __________________________________________________ кому - полное наименование первого векселедержателя или его приказу
________________________________рублей, а также начисленные на сумма прописью указанную сумму, начиная с _____ дня от даты составления векселя, проценты в размере ______ процентов годовых.
Срок платежа _______________________________________________________
Место платежа ______________________________________________________ наим. обслуживающего векселедателя банка и номер счета
Залогом по векселю является __________________________________________ прочеркнуть или описать

Подпись векселедателя:
М.П. ______________________________________________________________ руководитель, должность подпись фамилия, инициалы

________________________________________________________________ главный бухгалтер подпись фамилия, инициалы

Приложение № 3

форма N 60

о протесте векселя в неакцепте

"___"____________ 19___ г. я _______________________ (фамилия и инициалы), государственный нотариус __________________(наименование) государственной нотариальной конторы, по просьбе ___________________
(наименование держателя векселя) законного держателя переводного векселя N ___________, выданного _____________________ (наименование векселедателя) "___"_____________ 19___ г. в _________________(место выдачи) на сумму __________________________ (сумма, на которую выдан вексель), сроком платежа _______________ (указывается срок платежа), представившего указанный вексель мне к совершению протеста в неакцепте, "___"___________ 19___ г. предъявил _____________________
(наименование плательщика) плательщику по векселю требование об акцепте.

В связи с неакцептом векселя, и руководствуясь статьей 44 Положения о переводном и простом векселе от августа 1937 г., протестую указанный вексель в неакцепте.

Город _____________________ "____"________________ 19___ г.

Взыскано государственной пошлины ________________________

Зарегистрировано в реестре за N _________________________

Государственный нотариус
Печать подпись

-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.