Рефераты. Привлечение инвестиций российскими компаниями путем первичного публичного размещения акций

Первая группа - это крупные российские компании, в основном сырьевого сектора, уже имеющие солидную кредитную историю. Большинство из них уже торгуются на российском фондовом рынке и могут пройти IPO лишь на внешних рынках в форме ADR. Однако проведению IPO компаний этой группы препятствует сформировавшийся круг собственников и возможность дешевых заимствований на рынке еврозаймов (обусловленная высокими кредитными рейтингами).

Вторая группа - это компании, ориентированные на внутреннего потребителя, довольно динамично развивающиеся и нуждающиеся в крупных инвестициях. Выход на рынок еврооблигаций для них дорог, а внутренний рынок корпоративных облигаций не может полностью удовлетворить их потребности в “длинных” деньгах. Представители именно этой группы компаний представляются наиболее вероятными кандидатами на проведение российских IPO.

И, наконец, третья группа – это небольшие инновационные компании, большинство из которых ставят своей главной целью продвижение к IPO. Таких компаний в России пока мало, и лишь в перспективе при поддержке венчурного бизнеса они могут стать основными участниками IPO на фондовом рынке России.

Сегодня примерно 40 компаний с совокупной выручкой более $10 млрд. уже продекларировали свои планы выхода на рынок в ближайшие годы. На 2005 год запланировали размещение 16 компаний, на 2006-й - 8 компаний, на 2007-й - 3 компании, на 2008 год - 1 компания.

Для дальнейшего развития инструмента IPO в России важно провести следующие мероприятия:

1.                Создать эффективную инфраструктуру российского фондового рынка, особенно - в части учета прав на ценные бумаги и расчетов по операциям с ними.

2.                Способствовать развитию институциональных инвесторов - паевых, страховых и пенсионных фондов. Только в них в основном аккумулируются “длинные” деньги, пригодные для инвестирования в IPO.

3.                Завершить формирование благоприятной правовой среды фондового рынка, при которой проведение IPO будет эффективным для эмитентов и привлекательным для инвесторов.

Если все эти мероприятия будут проведены, то через пять лет по прогнозам аналитиков фондового рынка объем размещений акций на внутреннем рынке может составить $5-6 млрд. в год.



Заключение


Существует множество методов привлечения инвестиций. Наиболее часто используемые в российской практике – это банковские кредиты и облигационные займы. Однако они имеют  недостатки и в сравнении с преимуществами IPO проигрывают. Банковские кредиты относительно дороги и с их помощью тяжело удовлетворить потребности российских предприятий в крупных и долгосрочных инвестициях. Корпоративные облигации также не решают ряд проблем привлечения капитала на долгосрочной основе. Максимальный срок выпуска облигаций на внутреннем рынке, как правило, не превышает шести лет. Поэтому привлечение инвестиций с помощью первичного публичного размещения акций для динамично развивающихся компаний является наиболее выгодным способом привлечения инвестиций, так как предоставляет следующие преимущества:

·                   Привлечение долгосрочного капитала, который не нужно возвращать.

·                   Увеличение рыночной стоимости (капитализация).

·                   Привлечение в дальнейшем инвестиций на более выгодных условиях.

·                   Упрощение процесса купли-продажи компаний, слияний и приобретений.

·                   Улучшение имиджа компании.

·                   Получение листинга на фондовой бирже.

·                   Обеспечение ликвидности собственности владельца компании.

·                   Закрепление и повышение мотивации работы персонала.

Процесс подготовки, организации и проведения IPO очень сложен и требует значительных финансовых, трудовых и временных затрат. Компания, планирующая провести IPO, должна пройти  множество этапов. Весь процесс по привлечению инвестиций с помощью IPO, начиная с принятия решения о проведении IPO и заканчивая подведением итогов размещения акций, может занять 3-4 года.

Более выгодно проводить IPO за рубежом. В этом случае компания имеет ряд преимуществ:

1.                Получение более высокой рыночной оценки компании.

2.                Доступ к более капиталоёмкому фондовому рынку.

3.                Обеспечение повышенной ликвидности акций.

4.                Лучшие условия для сохранения контроля за предприятием.

5.                Повышение общего статуса, кредитного рейтинга и престижа компании.

Однако проведение IPO за рубежом – это  более сложный и дорогостоящий процесс. Компании, планирующие выйти на зарубежный фондовый рынок должны удовлетворять более высоким требованиям в отношении финансовой отчетности, корпоративного управления, требованиям по раскрытию финансовой информации.

С каждым годом количество российских компаний, желающих провести IPO, увеличивается. Однако существует ряд факторов, тормозящих развитие этого инструмента привлечения инвестиций:

·                   Неразвитость корпоративного права и законодательства о рынке ценных бумаг.

·                   Неразвитость российского фондового рынка и его инфраструктуры.

·                   Слабое развитие российских институциональных инвесторов.

По прогнозам аналитиков фондового рынка объем размещений акций на внутреннем рынке может составить $5-6 млрд. в год. Но для этого необходимо провести следующие мероприятия:

1.                Совершенствовать законодательство в области ценных бумаг.

2.                Создать эффективную инфраструктуру российского фондового рынка.

3.                Способствовать развитию институциональных инвесторов.

Список используемых источников


1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

2. Федеральный Закон от 26.12.1995 г. № 2084ФЗ «Об акционерных обществах».

3. Постановление федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18.06.2003 № 03-30/ПС. «О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».

4. Постановление федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.01.2002 №1/ПС «Об утверждении положений о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг».

5. «Кодекс корпоративного поведения» (с последними изменениями от 5 апреля 2002 года).

6. Гулькин П. Г. Практическое пособие по первоначальному публичному предложению акций (IPO). – СПб.: Аналитический центр «Альпари СПб», 2002. – 238 с.

7. Гулькин П. Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики. – СПб.: Аналитический центр «Альпари СПб», 2003. – 240 с.

8. Потемкин А. IPO: как это должно быть по-русски // Профиль. 2005. - №5. – С. 7-9.

9. IPO как путь к успеху. /Стивен Блоуэрс, Питер Гриффит, Томас Милан. – М.: Эрнст энд Янг, 2002. – 285 с.

10. Пособие для эмитентов по процедурам эмиссии и листинга ценных бумаг в Российской Федерации. / Проект Тасис ИНВАС Консультационные услуги по инвестициям на фондовых рынках. – М.– 2000. – 80 с.


Приложение


Таблица 1

Российские компании, осуществившие IPO в России млн. долл.


Компания

Дата размещения

Привлеченные средства

1

РБК

Апрель 2002 г.

13

2

«Аптечная сеть 36,6»

Январь 2003 г.

14

3

«Иркут»

Март 2004 г.

127

4

Концерн «Калина»

Апрель 2004 г.

52

5

«Открытые инвестиции»

Ноябрь 2004 г.

69

6

«Седьмой континент»

Ноябрь 2004 г.

81

7

«Лебедянский»

Март 2005 г.

151

8

«Хлеб Алтая»

Март 2005 г.

8


Таблица 2

Российские компании, осуществившие IPO за рубежом млн. долл.


Компания

Дата размещения

Привлеченные средства,

Площадка

1

«Вымпелком»

Ноябрь

1996 г.

111

NYSE

2

Golden Telecom

Сентябрь

1999 г.

64

Nasdaq

3

МТС

Июнь

2000 г.

322

NYSE

4

«Вимм-Билль-Данн»

Февраль

2002 г.

207

NYSE

5

«Мечел»

Октябрь

2004 г.

291

NYSE

6

АФК «Система»

Февраль

2005 г.

1557

LSE

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.