Первая группа - это крупные российские компании, в основном сырьевого сектора, уже имеющие солидную кредитную историю. Большинство из них уже торгуются на российском фондовом рынке и могут пройти IPO лишь на внешних рынках в форме ADR. Однако проведению IPO компаний этой группы препятствует сформировавшийся круг собственников и возможность дешевых заимствований на рынке еврозаймов (обусловленная высокими кредитными рейтингами).
Вторая группа - это компании, ориентированные на внутреннего потребителя, довольно динамично развивающиеся и нуждающиеся в крупных инвестициях. Выход на рынок еврооблигаций для них дорог, а внутренний рынок корпоративных облигаций не может полностью удовлетворить их потребности в “длинных” деньгах. Представители именно этой группы компаний представляются наиболее вероятными кандидатами на проведение российских IPO.
И, наконец, третья группа – это небольшие инновационные компании, большинство из которых ставят своей главной целью продвижение к IPO. Таких компаний в России пока мало, и лишь в перспективе при поддержке венчурного бизнеса они могут стать основными участниками IPO на фондовом рынке России.
Сегодня примерно 40 компаний с совокупной выручкой более $10 млрд. уже продекларировали свои планы выхода на рынок в ближайшие годы. На 2005 год запланировали размещение 16 компаний, на 2006-й - 8 компаний, на 2007-й - 3 компании, на 2008 год - 1 компания.
Для дальнейшего развития инструмента IPO в России важно провести следующие мероприятия:
1. Создать эффективную инфраструктуру российского фондового рынка, особенно - в части учета прав на ценные бумаги и расчетов по операциям с ними.
2. Способствовать развитию институциональных инвесторов - паевых, страховых и пенсионных фондов. Только в них в основном аккумулируются “длинные” деньги, пригодные для инвестирования в IPO.
3. Завершить формирование благоприятной правовой среды фондового рынка, при которой проведение IPO будет эффективным для эмитентов и привлекательным для инвесторов.
Если все эти мероприятия будут проведены, то через пять лет по прогнозам аналитиков фондового рынка объем размещений акций на внутреннем рынке может составить $5-6 млрд. в год.
Заключение
Существует множество методов привлечения инвестиций. Наиболее часто используемые в российской практике – это банковские кредиты и облигационные займы. Однако они имеют недостатки и в сравнении с преимуществами IPO проигрывают. Банковские кредиты относительно дороги и с их помощью тяжело удовлетворить потребности российских предприятий в крупных и долгосрочных инвестициях. Корпоративные облигации также не решают ряд проблем привлечения капитала на долгосрочной основе. Максимальный срок выпуска облигаций на внутреннем рынке, как правило, не превышает шести лет. Поэтому привлечение инвестиций с помощью первичного публичного размещения акций для динамично развивающихся компаний является наиболее выгодным способом привлечения инвестиций, так как предоставляет следующие преимущества:
· Привлечение долгосрочного капитала, который не нужно возвращать.
· Увеличение рыночной стоимости (капитализация).
· Привлечение в дальнейшем инвестиций на более выгодных условиях.
· Упрощение процесса купли-продажи компаний, слияний и приобретений.
· Улучшение имиджа компании.
· Получение листинга на фондовой бирже.
· Обеспечение ликвидности собственности владельца компании.
· Закрепление и повышение мотивации работы персонала.
Процесс подготовки, организации и проведения IPO очень сложен и требует значительных финансовых, трудовых и временных затрат. Компания, планирующая провести IPO, должна пройти множество этапов. Весь процесс по привлечению инвестиций с помощью IPO, начиная с принятия решения о проведении IPO и заканчивая подведением итогов размещения акций, может занять 3-4 года.
Более выгодно проводить IPO за рубежом. В этом случае компания имеет ряд преимуществ:
1. Получение более высокой рыночной оценки компании.
2. Доступ к более капиталоёмкому фондовому рынку.
3. Обеспечение повышенной ликвидности акций.
4. Лучшие условия для сохранения контроля за предприятием.
5. Повышение общего статуса, кредитного рейтинга и престижа компании.
Однако проведение IPO за рубежом – это более сложный и дорогостоящий процесс. Компании, планирующие выйти на зарубежный фондовый рынок должны удовлетворять более высоким требованиям в отношении финансовой отчетности, корпоративного управления, требованиям по раскрытию финансовой информации.
С каждым годом количество российских компаний, желающих провести IPO, увеличивается. Однако существует ряд факторов, тормозящих развитие этого инструмента привлечения инвестиций:
· Неразвитость корпоративного права и законодательства о рынке ценных бумаг.
· Неразвитость российского фондового рынка и его инфраструктуры.
· Слабое развитие российских институциональных инвесторов.
По прогнозам аналитиков фондового рынка объем размещений акций на внутреннем рынке может составить $5-6 млрд. в год. Но для этого необходимо провести следующие мероприятия:
1. Совершенствовать законодательство в области ценных бумаг.
2. Создать эффективную инфраструктуру российского фондового рынка.
3. Способствовать развитию институциональных инвесторов.
Список используемых источников
1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
2. Федеральный Закон от 26.12.1995 г. № 2084ФЗ «Об акционерных обществах».
3. Постановление федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18.06.2003 № 03-30/ПС. «О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».
4. Постановление федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.01.2002 №1/ПС «Об утверждении положений о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг».
5. «Кодекс корпоративного поведения» (с последними изменениями от 5 апреля 2002 года).
6. Гулькин П. Г. Практическое пособие по первоначальному публичному предложению акций (IPO). – СПб.: Аналитический центр «Альпари СПб», 2002. – 238 с.
7. Гулькин П. Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики. – СПб.: Аналитический центр «Альпари СПб», 2003. – 240 с.
8. Потемкин А. IPO: как это должно быть по-русски // Профиль. 2005. - №5. – С. 7-9.
9. IPO как путь к успеху. /Стивен Блоуэрс, Питер Гриффит, Томас Милан. – М.: Эрнст энд Янг, 2002. – 285 с.
10. Пособие для эмитентов по процедурам эмиссии и листинга ценных бумаг в Российской Федерации. / Проект Тасис ИНВАС Консультационные услуги по инвестициям на фондовых рынках. – М.– 2000. – 80 с.
Приложение
Таблица 1
Российские компании, осуществившие IPO в России млн. долл.
Компания
Дата размещения
Привлеченные средства
1
РБК
Апрель 2002 г.
13
2
«Аптечная сеть 36,6»
Январь 2003 г.
14
3
«Иркут»
Март 2004 г.
127
4
Концерн «Калина»
Апрель 2004 г.
52
5
«Открытые инвестиции»
Ноябрь 2004 г.
69
6
«Седьмой континент»
81
7
«Лебедянский»
Март 2005 г.
151
8
«Хлеб Алтая»
Таблица 2
Российские компании, осуществившие IPO за рубежом млн. долл.
Привлеченные средства,
Площадка
«Вымпелком»
Ноябрь
1996 г.
111
NYSE
Golden Telecom
Сентябрь
1999 г.
64
Nasdaq
МТС
Июнь
2000 г.
322
«Вимм-Билль-Данн»
Февраль
2002 г.
207
«Мечел»
Октябрь
2004 г.
291
АФК «Система»
2005 г.
1557
LSE
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10