Рефераты. Приоритеты денежно-кредитной и налоговой политики России

Рис. 4. Монетарная политика Центрального банка


Анализ показывает, что несмотря на использование монетарных методов регулирования денежной массы, этот процесс в России осуществляется недостаточно обоснованно. Об этом убедительно свидетельствуют данные табл. 5.

Как показывает таблица, денежная масса в российской экономике возрастала значительно выше, чем этого требует нормативный уровень. Последний может быть рассчитан в соответствии с денежным правилом М. Фридмена, то есть рост денежной массы должен соответствовать динамике валового национального продукта. К примеру для России ежегодный прирост денежной массы должен составить примерно 20% исходя из 7%-ного среднегодового прироста ВВП в предкризисный период и 13% темпа инфляции. В действительности прирост денежной массы в российской экономике превысил нормативный уровень в 2 и более раз.

В экономике России возрастает значение рынка ценных бумаг. Он дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Суть его связана с появлением и куплей-продажей ценных бумаг (акций, облигаций), в результате приобретаются права на собственность, воплощенные в ценных бумагах, и получение дохода с этой собственностью.


Таблица 5. Динамика роста денежной массы в национальной экономике России (млрд. руб.)[3]

Годы

Денежная масса,

Наличные деньги,

Безналичные средства

Удельный вес  в

Прирост , %

1996

220,8

80,8

140,0

36,6

21,0

2001

1154,4

418,9

735,5

36,3

26,0

2002

1612,6

763,2

1371,2

35,8

39,7

2003

2134,5

1147,1

2065,6

35,7

32,4

2004

3212,6

1334,8

1877,8

35,2

50,5

2005

4363,3

1534,8

2828,5

35,2

35,8

2006

6044,7

2009,2

4035,4

33,2

38,5

2007

8995,8

2785,2

6210,6

31,0

48,8

2008

13272,1

3702,2

9569,0

27,9

47,5


Фондовый рынок выполняет важнейшую функцию мобилизации финансовых ресурсов через выпуск ценных бумаг, особенно акций, что важно для активизации инвестиционной деятельности в условиях переходной экономики. Мобилизация денежных средств через выпуск ценных бумаг имеет большие возможности. Это связано с тем, что привлечение денежных средств через выпуск акций практически не имеет возвратного характера (как кредит): купленная акция не дает ее владельцу права на возврат внесенного пая; акционерное общество не обязано выкупать акции даже в случае неблагополучного исхода деятельности предприятия; дивиденд на проданную акцию не является гарантированным видом дохода на вложенные средства, а зависит исключительно от величины прибыли предприятия (за исключением привилегированных акций) [19].

Рынок ценных бумаг имеет важное значение как альтернативный источник финансирования экономики, особенно в российских условиях, при относительно ограниченных возможностях бюджетного финансирования и банковского кредитования. Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется по трем направлениям: 1) государственное регулирование; 2) деятельность саморегулируемых организаций – участников рынка; 3) воздействие внутренних рыночных механизмов. Эти три направления должны взаимно дополнять друг друга. В то же время государственное регулирование рынка ценных бумаг должно заключаться в установлении и осуществлении общих условий и направлений деятельности участников рынка при широкой самостоятельности последних в рамках установленных «правил игры». Значение рынка ценных бумаг в национальной экономике весьма существенно. Именно фондовый рынок стимулирует перелив сбережений в инвестиционный сектор, процесс перераспределения инвестиционных потоков, обеспечивает процесс расширенного воспроизводства.

В сфере валютного регулирования необходимо обеспечить возможности наращивания инвестиций в развитие российской экономики при защите ее от внешних угроз дестабилизации валютно-финансовой системы. Ключевой задачей при этом является расширение использования рубля в международных расчетах и придание российской валюте статуса международной.

Решение этой задачи позволит многократно увеличить возможности финансирования социально-экономического развития России. Для этого необходимо обеспечить привлекательность рублевых операций по сравнению с валютными, что предполагает: восстановление ограничений на вывоз капитала в иностранной валюте при либерализации операций с капиталом в рублях; поддержание более высоких резервных требований по валютным счетам по сравнению с рублевыми; перевод экспорта нефти, газа, промышленного сырья, транспортных и телекоммуникационных услуг на рубли; создание благоприятных условий для осуществления внешнеторговых расчетов в рублях, включая импорт товаров конечного спроса; расширение практики использования рубля в международных расчетах, создание условий для его использования в качестве резервной валюты в странах СНГ, а также ЕС и с другими крупными внешнеторговыми партнерами России; введение санкций за нарушение запрета на расчеты в иностранной валюте по операциям, совершаемым на российском внутреннем рынке; восстановление обязательной продажи всей валютной выручки от экспорта российских товаров; проведение дедолларизации экономики, включающее повышение привлекательности рублевых сбережений (введение государственных гарантий исключительно по рублевым вкладам физических лиц).

Таким образом, для улучшения банковской системы и активизации денежно-кредитной политики необходимо:

1)     усилить правовую основу развития денежно-кредитной политики России;

2)     обеспечить защиту банковской системы России от поглощения ее зарубежными конкурентами;

3)     поднять уровень подготовки и повышение квалификации менеджеров для банковского сектора экономики;

4)     принять меры по более обоснованному регулированию денежной массы и резкому сокращению ее наличной составляющей;

5)     использовать средства стабилизационного фонда, преобразовав его в фонд развития, в целях льготного кредитования важных инновационных проектов;

6)     обеспечить на конкурсной основе широкое участие коммерческих банков в финансировании перспективных инновационных проектов;

7)     увеличить удельный вес банковских операций по лизингу;

8)     усилить государственное регулирование фондового рынка в сторону активного финансирования реального сектора экономики;

9)     совершенствовать валютное регулирование, которое должно быть направлено на обеспечение устойчивости рубля и наращивание инвестиций в развитие российской экономики.


3.2 Факторы и приоритеты совершенствования налоговой системы и налоговой политики

Важным фактором ускорения научно-технического развития и экономического роста является совершенствование налоговой системы. К сожалению в настоящее время продолжают сохраняться высокие процентные ставки и непомерное налоговое бремя для товаропроизводителей. В 90-е годы такая политика обусловила жесточайший всеобщий экономический и социально-политический кризис. Доля налогов в доходах российских предприятий превышала 85-90%. Однако для стран с монетаристской ориентацией она составляет 25-35%, а для стран с кейнсианской ориентацией – 35-45%.

Высокий уровень налогообложения в РФ в соответствии с положениями Лаффера парализует национальную экономику даже в условиях относительно низкого уровня процентных ставок. Однако не было и этого. За все годы реформ их уровень значительно превышал средний уровень рентабельности производства по стране. Это наряду с налоговым прессом обусловило такое положение, когда темпы падения инвестиций опережали темпы развития всех остальных макроэкономических показателей, что обусловило длительный, почти десятилетний период кризисного состояния российской экономики.

Хотя по форме российская налоговая система приближена к западной, но фактически она ставит отечественного товаропроизводителя на грань выживания, подавляя его рыночную активность. Мощный налоговый пресс побуждает к неуплате или к несвоевременной уплате налогов, укрывательству их источников. Возник такой негативный фактор как «двойная» и «тройная» бухгалтерия, которая способствует развитию этих процессов. Согласно экспертным оценкам в настоящее время не менее трети всех доходов укрываются от налогообложения, а значительная часть доходов в нашей стране имеет полулегальный характер. В отличие от развитых западных стран у нас велика доля наличного оборота, отражающегося в отчетности далеко не в полной мере. В этих условиях не создается возможности ускоренного развития реального сектора, не возникают стимулы для ускоренного развития НТП. По результатам опроса 104 промышленных предприятий 41 региона страны по вопросу «Влияние налоговой нагрузки на деятельность предприятия; возможные изменения и ожидаемый эффект» были сделаны выводы о том, что при снижении ставки налога на прибыль на 5 процентных пунктов объем производства возрос бы на 3%. Это значит, что применительно к российской экономике даже небольшое снижение ставки налога на прибыль должно привести к увеличению суммы отчислений в государственный бюджет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.