Рефераты. Приоритеты денежно-кредитной и налоговой политики России

Таким образом, к фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, другая – с их расходованием. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, обеспечивает потребности населения в общественных благах и услугах, решает экологические, социальные проблемы и множество других.

Фискальная политика – важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Понятно, что неразумное применение этого инструмента – чрезмерно высокие налоги, гипертрофированные размеры расходной части государственного бюджета – превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.

Итак, очевидно одно: необходимо повышение эффективности налогово-бюджетной системы. Нынешнее состояние налогово-бюджетной системы характеризуется избыточным налогообложением труда, двукратным недофинансированием социальной сферы, науки, а также большим и устойчивым профицитом федерального бюджета. При этом усиливается и без того чрезмерная дифференциация бюджетных расходов на душу населения в разных регионах страны, большинство из которых не имеет необходимых средств на обеспечение социальных гарантий. Преодоление этих диспропорций предполагает снижение налогового бремени на трудовую и производственную деятельность, более широкое использование неналоговых источников дохода (платежей за природные ресурсы), а также восстановление принципа сбалансированности доходов и расходов бюджета с формированием последних на основе программно-целевого подхода [5].


ГЛАВА 3. ФАКТОРЫ И ПРИОРИТЕТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

3.1 Основные направления активизации кредитно-денежной политики

Прежде всего, современная кредитно-денежная политика должна учитывать состояние российской экономики. К сожалению, сегодня большинство наукоемких отраслей России находится между третьим и четвертым технологическими укладами, в то время как мировая экономика находится в стадии роста V технологического уклада и одновременно в стадии зарождения VI уклада, основу которого составляют биотехнологии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети.

Технологии пятого уклада пока занимают скромное место в российской экономике. Доля страны в объеме мирового рынка высоких технологий составляет, по различным оценкам, от 0,3 до 0,5%, а доля в мировом экспорте наукоемкой продукции – 0,13%. Для сравнения укажем, что аналогичные показатели инновационных лидеров – США, Японии, стран ЕС соответственно составляют 39, 30 и 18% рынка высоких технологий и 24, 13 и 15% экспорта наукоемкой продукции [8].

За годы реформ произошло сокращение научного потенциала страны, состояние которого ныне не соответствует интересам России, ее месту в мировом сообществе. При этом до сих пор наука финансируется по остаточному принципу и ее доля в ВВП составляет 1,07%, в то время как в развитых странах эта доля в 3-4 раза выше. Кроме того, у нас недостаточно выделяется средств на образование и здравоохранение – соответственно 3,5 и 2,2% ВВП, в то время как эти показатели составляют в Великобритании – 17 и 12,5%, Германии – 13,3 и 8,5%, Франции – 15,4 и 8,5% [8]. «За последнее десятилетие, - отмечал Ю. Лужков, - у нас не было реализовано ни одного государственного проекта национального масштаба по развитию экономики и ее инфраструктуры. Не появилось принципиально новых заводов и производств, новых ТЭС, кораблей, самолетов» [9, с. 21]. Не случайно поэтому, что Россия по индексу развития человеческого потенциала занимает 67 место из 177 стран мира.

Сегодня главная стратегическая задача состоит в переводе экономики страны на инновационный путь развития; формирование научных знаний; повышение конкурентоспособности национальной промышленности. В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого экономического роста возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и инновационной активности людей. Для решения этой стратегической проблемы важной тактической задачей является совершенствование денежно-кредитной политики. Она должна быть направлена на достижение макроэкономического равновесия и обеспечение устойчивого экономического роста. При этом следует указать, что субъектами денежно-кредитной политики являются банки.

Отсюда следует, что от стабильности и устойчивости национальной банковской системы во многом зависит возможность достижения стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, следовательно, и общей цели развития национальной экономики. Для реформирования банковской системы России, во-первых, необходимо развитие правовой базы по всем вопросам ее функционирования. Например, ныне коммерческие банки получили от Правительства Российской Федерации кредит в сумме 7 трлн. руб., а из этих средств только 20% направлено в форме кредита в реальный сектор экономики. В то же время большая их часть направлена в финансовый сектор.

Во-вторых следует принять меры по защите отечественной банковской системы от поглощения зарубежными конкурентами, ограничив присутствие последних на российском рынке разумными пределами.

В-третьих должны быть приняты необходимые меры по улучшению структуры денежной массы, резкому сокращению ее наличной составляющей. Для этого следует осуществить комплекс мер по электронизации платежей и расчетов, внедрению соответствующих информационных технологий в торговле и финансовых услугах, обеспечение надежной правовой защиты сделок, совершаемых в электронной форме.

В четвертых, необходимо приступить к формированию механизмов долгосрочного кредитования инвестиций в развитие и модернизацию предприятий, осваивающих перспективные технологии, а также выполняющих социальные функции; преобразовав для этого стабилизационный фонд в бюджет развития и создав полноценные институты развития с механизмами их централизованного рефинансирования.

В-пятых, надо прекратить использование гарантирование государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы, включая эмиссию Центральным банком облигаций и открытие им депозитных счетов коммерческим банкам. Переориентация политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы, соответствующим регулированием процентных ставок, обеспечивается ее связывание в кредитовании роста объема и повышения эффективности производства и предложение товаров.

Конечно, для регулирования денежной массы ЦБ РФ должен шире использовать инструменты денежно-кредитной политики и глубоко анализировать последствия такого регулирования (рис. 4).

Из рисунка видно, что монетарный метод регулирования имеет существенные недостатки. Снижение инфляции происходит за счет огромного сокращения производства, поскольку рост учетной ставки приводит к увеличению процентной ставки и в конечном счете к снижению инвестиционного спроса. Поэтому одновременно надо повышать производство и увеличивать товарную массу.






Политика дешевых денег

Политика дорогих денег









Операции на открытом рынке


Ситуация: безработица и спад производства

Ситуация: инфляция







Инструменты кредитно-денежной политики




Меры: ЦБ РФ покупает облигации, понижает резервную норму и учетную ставку

Меры: ЦБ РФ продает облигации, увеличивает резервную норму и учетную ставку


Изменение резервной нормы






Следствие: денежное предложение возрастает

Следствие: денежное предложение сокращается








Изменение учетной ставки


Процентная ставка падает

Процентная ставка возрастает










Инвестиционные расходы возрастают

Инвестиционные расходы сокращаются









Реальный ЧНП возрастает

Инфляция уменьшается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.