Рефераты. Применение векселя в хозяйственном обороте p> Конструкция держателя и защищенного держателя достаточна сложна (по крайней мере, гораздо сложнее конструкции различных видов держателей в английском вексельном праве). Это одна из причин, по которой Конвенция подверглась достаточно острой критике со стороны ряда государств именно за ее сложность. Сложность, в частности, исходит еще и из того, что описание статуса защищенного держателя осуществляется путем характерного для
Конвенции метода отсылок к другим статьям.

Французское правительство привело весьма красноречивые цифры: для того чтобы полностью определить, что такое защищенный держатель, необходимо обратиться к 14 статьям Конвенции, что составляет 16 процентов основных статей Конвенции.

Конвенция разделила точку зрения Женевской системы вексельного права, в соответствии с которой не допускается выдача векселей на предъявителя. В силу этого передача векселя возможна путем учинения индоссамента. Причем,
Конвенция признает бланковый индоссамент, дающий возможность фактической передачи векселя путем простого вручения.

При этому по-иному разрешен вопрос о передаче векселя, воспрещенного к передаче, будь то векселедатель или индоссант. Согласно ст. 17 Конвенции, передача такого векселя возможна только для целей инкассирования, и поэтому любой учиненный на таком векселе индоссамент будет считаться инкассовым индоссаментом, даже если в тексте индоссамента об этом ничего не сказано.[43]

В части гарантирования оплаты вексельной суммы Конвенция оперирует терминами как "аваль", так и "гарантия", соотношение между которыми представляется не совсем простым.[44]

Согласно ст. 46 Конвенции, платеж по векселю может быть гарантирован либо на всю сумму, либо в ее части. В качестве гаранта может выступить любое лицо, в том числе и уже обязанное по векселю. Гарантия выражается в форме слов "гарантия", "аваль" и равнозначных им, а также в виде одной лишь подписи гаранта на лицевой стороне векселя, если эта подпись не принадлежит векселедержателю или плательщику.

Конвенция избрала различное решение вопроса о том, за кого дана гарантия, если в самом гарантийном обязательстве не указано, в отношении кого оно выбрано. Если речь идет о простом векселе, то по "умолчанию" будет считаться, что гарантия выдана за векселедержателя; в случае же переводного векселя гарантия будет считаться выданной за акцептанта или плательщика.

Содержание ответственности гаранта аналогично содержанию ответственности стороны, платеж которой он гарантировал. При этом если гарантия дана за акцептанта, или плательщика, то гарант обязуется оплатить переводной вексель при наступлении срока платежа держателю или любой стороне, которая оплачивает вексель; если же со стороны плательщика не последовало необходимого акцепта, то в случае совершения протеста гарант становится регрессным должником.

При выработке положений относительно гарантии платежа по векселю
Комиссии по праву международной торговли, естественно, не могла не столкнуться с трудностями, обусловленными различным подходом к данному институту в вексельном праве стран Женевской системы и стран "общего права". Так, английскому вексельному праву понятие аваль неизвестно.

Попытка примирить различные подходы к данному институту в рамках одной конвенции привела к созданию своеобразной двойной системы гарантии оплаты векселя. Согласно ст. 47 Конвенции, объем ответственности гаранта будет различаться в зависимости от того, какими словами выражено обязательство гаранта на вексельном документе, а также в зависимости от того, является или не является гарант банком или иным финансовым учреждением.

Нужно сказать, что представленная в Конвенции конструкция гарантии- аваля является одной из конструкций, вызвавших особое недовольство со стороны стран континентальной системы права.[45] Так, правительство Франции в отзыве на проект Конвенции отмечало, что принцип двойной системы гарантии является весьма спорным, "помимо того, что трудно представить, что так называемой унификационной конвенции устанавливается два режима, основанные на двух юридических системах, которые необходимо унифицировать, эти два режима, которые начинают действовать в результате использования "магических слов" или "слов равнозначного смысла", уже по своей природе и возможности применения подрывают какую бы то ни было безопасность для держателя".
Основным выводом французского правительства по этому поводу являлось утверждение, что столь сложного режима гарантии нет ни в одной правовой системе и содержание конструкции гарантии должно быть сформулировано заново.

Испанское правительство охарактеризовало двойную систему гарантии как один из примеров, "дуализма", не обеспечивающего унификацию. Кроме того, по мнению правительства Испании, использование гарантом конкретных выражений, определяющих степень его ответственности и права держателя по отношению к нему может иметь нежелательные последствия: поскольку рассматриваемые векселя являются международными, то логично предположить, что в их также будут содержаться заявления, составленные на различных языках и с использованием различных систем знаков. В результате положение держателя такого векселя будет, по мнению испанского правительства небезопасным.

Правительство Швейцарии также поставило под сомнение целесообразность подобного решения вопроса о гарантии и авале.

Кроме того, многие правительства подчеркивали сложности, которые с неизбежностью возникнут при толковании содержания понятий "гарантия"и
"аваль"банковскими работниками, большинство из которых вряд ли будет в состоянии справиться с теми логическими задачами, которые встанут перед ними в ходе решения вопроса о гарантировании оплаты векселя с использованием содержащейся в Конвенции конструкции гарантии - аваля.

В отношении предъявления векселя к акцепту Конвенция исходит из совмещении принципов факультативности и обязательности предъявления к акцепту. По общему правилу предъявление к акцепту факультативно, однако в трех случаях предъявление векселя к акцепту обязательно. Эти случаи следующие:

- если обязательность предъявления векселя к акцепту была обусловлена векселедателем;

- если вексель имеет срок платежа в установленный промежуток времени от предъявления;

- если аваль подлежит оплате не вместе поставленного жительства или нахождения коммерческого предприятия плательщика, за исключением того случая, когда он должен оплачиваться по предъявлении (ст. 49).

При этом, однако, в отличие от ныне действующего российского
(Женевского) вексельного права, Конвенция проводит четкую разницу между понятиями "акцепт" и "виза". Стоит также остановиться на проблеме утраченных векселей.

Конвенция посвятила этой проблеме целую главу, попытавшись тем самым восполнить пробел, существующий в вексельном праве Женевских конвенций.

Прежде всего оговоримся, что Конвенция не устанавливает какие-либо нормы о восстановлении прав по утраченным векселям в судебном порядке, аналогичные вызывному производству. Речь идет о восстановлении прав векселедержателя в рамках именно вексельного права, а не гражданского процесса.[46]

Основной принцип, из которого Конвенция исходит при решении вопроса об утраченных векселях, состоит в том, что лицо, утратившее вексель, признается обладающим такими же правами, как и лицо, обладающее векселем, однако эти права признаются за лицом, утратившим вексель, при соблюдении ряда условий. Эти условия следующие:

- данные об утраченном векселе, в этом случае допустимо представить копию векселя;

- доказательство того, что если бы лицо обладало векселем, имело бы право на получение платежа по векселю;

- данные об обстоятельствах, в силу которых оно не может представить вексель.

Идея обеспечения при совершении платежа по утраченному векселю в определенной степени базируется на аналогичной конструкции английского
Закона о переводных векселях. Согласно ст. 69 указанного закона, при утрате переводного векселя держатель вправе потребовать от векселедателя выдачи ему нового векселя с теми же условиями, однако при этом требующий такой выдачи векселедержатель обязан предоставить векселедателю обеспечение.

Определенные изменения Конвенция вносит в вопрос о сроках вексельной давности (Конвенция при этом оперирует понятием "исковая давность"). Общий срок вексельной давности устанавливается в 4 года. Наряду с этим существует и другой срок вексельной давности - одногодичный. В Конвенции содержится достаточно много положений, отличающихся от традиционного вексельного права как стран англосаксонской системы, так и стран континентальной системы. Все это делает ее трудноприменимой в современных условиях.

3. 2. Проблемы развития вексельного права в России

Проблема контролирования огромных финансовых потоков, заключенных в многочисленных эмиссиях векселей, уже давно беспокоила государственных чиновников. Поэтому идея Госналогслужбы РФ (ныне Министерство по налогам и сборам) вести налог на выпуск векселей в рамках антикризисной программы, направленной на увеличение налоговых поступлений, пришлась очень кстати.

Проектом Федерального закона "О вексельном сборе", представленным в
Государственную Думу в июле 1998 года размер предлагаемого налога составлял
О, 8 процента от вексельной суммы. Согласно требований Женевской вексельной конвенции выпуск векселей не отягощен никакими налогами.

Если же закон вступит в силу, известная российская изобретательность в уходе от налогов, возможно, мобилизует предприятия и компании в область проведения взаимозачетов через какие-либо иные денежные суррогаты.[47]

Выпуск собственных векселей, прием в оплату векселя других эмитентов - осознанная необходимость, позволяющая избежать иногда полной остановки производства.

Отсутствие опыта приводит к тому, что организации эмитируют собственные векселя, не имея даже положения о выпуске таких векселей. Начав эмитировать векселя и частично решив с их помощью проблему неплатежей, такие организации необоснованно увеличивают выпуск векселей, иногда превышая объемы производимой продукции. Это приводит к насыщению рынка и резкому падению рыночной цены этих векселей. Следует отметить и открывшуюся в этой связи возможность для злоупотреблений. Организации принимают векселя в оплату своей продукции по номиналу. И непонятно, каким образом в организации решается вопрос, у кого векселя брать, и у кого требовать
"живые" деньги. Ведь покупатель, купив на рынке векселя 50-70 процентов от номинала и тут же расплатившиеся ими по номиналу, получает огромный доход.
Учитывая, что таким образом оплачиваются большие контракты, представляется возможным, что низкая рыночная стоимость товарных векселей поддерживается искусственно.[48]

Повысить эффективность вексельного оборота на практике возможно только при наличии взаимной заинтересованности организаций, банков, государственных органов. Следует развить положительный опыт вексельного кредитования под гарантии Минфина. Представление дотаций государственным органам, организациями, исполнение целевых программ посредством вексельного кредитования через коммерческие банки позволит сгладить разрывы между доходной и расходной частями бюджета без дополнительных расходов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.