Рефераты. Понятие, экономическая сущность и виды косвенных налогов

2)     Существенные расходы по контролю над налогообложением.

3)     Противоречие фискального характера косвенных налогов интересам экономического развития.

Согласно статье 6 Налогового кодекса Республики Беларусь к косвенным налогам отнесены налог на добавленную стоимость и акцизы [9, c. 71].

В статье 43 Закона РБ "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год" [14] установлено, что в 2008 году следующую очередность включения в отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) сумм налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательными актами РБ, из выручки от реализации товаров (работ, услуг) имеют:

Ø  налог на добавленную стоимость.

Ø  акцизы (для подакцизных товаров);

Ø  сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог.

 

2.1 Налог на добавленную стоимость


Впервые методика взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была разработана в 1954 г. во Франции экономистом П. Лоре, а с 1956 г. НДС стали применять многие страны мира.

Налог на добавленную стоимость считается одним из самых важных и сложных налогов, входящих в налоговую систему РБ. НДС относится к группе косвенных налогов и включается в отпускную цену товаров, работ и услуг. НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, возникающей на всех стадиях производства и реализации. [9, с.71;]. В 2008 году доход налога на добавленную стоимость в республиканский бюджет составил 7 225 955 110,0 (тыс. руб.) [14].

Налог регулируется Законом РБ «О налоге на добавленную стоимость» [16] от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII в редакции последующих изменений и дополнений.

К преимуществам НДС относят:

¨      высокую продуктивность и доходность. НДС охватывает широкий диапазон товаров и услуг. Повышение ставок налога способно оперативно обеспечивать бюджету дополнительные доходы;

¨      эффективность воздействия на интересы налогоплательщиков. Меняя ставки НДС, государство регулирует перепроизводство товаров, потребительский спрос, стимулирует концентрацию капитала и экономический рост в целом [21, c.32-33].

Плательщики:

1)     организации (юридические лица РБ, иностранные и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы) определенные в пункте 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – организации);

2)     филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный баланс и расчетный (текущий) счет;

3)     организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РБ;

4)     индивидуальные предприниматели.

Индивидуальные предприниматели плательщиками налога при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

·        если обороты по реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысили в совокупности 40 000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число из таких месяцев;

·        если индивидуальные предприниматели осуществляют выделение налога в расчетных и первичных учетных документах, применяемых при реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям – плательщикам налога.

Индивидуальные предприниматели имеют право уплачивать налог в порядке, предусмотренном законодательством, независимо от возникновения перечисленных выше обстоятельств; они признаются плательщиками налога в течение 12 календарных месяцев подряд, начиная с месяца возникновения обязательств по исчислению и уплате налога [1, c.237-238].

Объекты налогообложения:

1.     обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ, включая:

¨            использование в качестве основных средств товаров (работ, услуг) собственного производства, а также объектов (этапов) завершенного капстроительства [12];

¨            обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых своим работникам;

¨            обороты по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;

¨            обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав.

¨            передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав по соглашению о предоставлении отступного, а также предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства в случаях, предусмотренных законодательством РБ;

¨            передача лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю;

¨            передача арендодателем объекта аренды арендатору [1, с.239];

¨            недостача, хищение и порча товаров; продажа, обмен и прочее выбытие товаров сверх норм естественной убыли, прочее выбытие основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства; оборота по реализации услуг по изготовлению товаров из давальческого сырья.

2.     обороты по реализации товаров (работ, услуг) за пределы РБ;

3.     товары, ввозимые на таможенную территорию РБ (за исключением товаров, освобождаемых от налогообложения при ввозе на таможенную территорию РБ) [21, c.35];

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.

При реализации работ объектом налогообложения являются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательных, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательных, реставрационных и других работ.

При реализации услуг объектом налогообложения являются обороты по оказанию услуг [21, c.36].

Не подлежат налогообложению:

Ø  обороты по реализации на территории РБ товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов семей;

Ø  обороты по первичному размещению ценных бумаг эмитентами, осуществляемые в соответствии с законодательством РБ, кроме их размещения по ценам, превышающим номинальную стоимость;

Ø  перечисляемые в доход бюджета средства от продажи в процессе приватизации имущества, находящегося в собственности РБ, и административно-территориальных единиц, и суммы арендной платы от сдачи в аренду предприятий, находящихся в государственной собственности [9, c.78-79].

Освобождаются от налогообложения обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории РБ:

Ø  лекарственных средств, а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, в том числе ввезенных из-за пределов РБ;

Ø медицинских (ветеринарных) услуг, определенных Президентом РБ;

Ø услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми;

Ø услуг в сфере образования;

Ø услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях;

Ø услуг в сфере культуры и искусства;

Ø ритуальных услуг;

Ø жилищно-коммунальных услуг;

Ø всех видов работ по строительству и ремонту жилищного фонда;

Ø реконструкции и реставрации историко-культурных ценностей;

Ø платных услуг, оказываемых объединением "Охрана";

Ø  услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), а также речным, железнодорожным и автомобильным транспортом в пригородном сообщении;

Ø  других услуг, указанных в инструкции о порядке исчисления и уплаты НДС [21, c.38].

Налоговая база:

Налоговая база (облагаемый оборот) определяется в зависимости от предусмотренных учетной политикой особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров, работ и услуг.

При определении налоговой базы оборот от реализации объектов определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах. Если реализация происходила в иностранной валюте, то оборот пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка РБ на момент фактической реализации.

Моментом фактической реализации являются:

§  день зачисления денежных средств покупателя на счет налогоплательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки;

§  либо день отгрузки товара, выполнение работ и предъявление покупателю расчетных документов.

Моментом отгрузки товаров признается день их отпуска со склада.

Моментом выполнения работ (оказания услуг) признается день передачи выполненных работ (оказания услуг) в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и др.) [21, c.36].

Налоговые ставки:

Налогообложение производится по следующим налоговым ставкам:

1.                Ноль (0) процентов – при реализации:

¨     экспортируемых товаров;

¨     работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работах (услугах), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;

¨     экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ (услуг) по производству товаров из давальческого сырья (материалов).

Порядок применения нулевой ставки при реализации работ (услуг) определяется Президентом Республики Беларусь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.