Рефераты. Планирование и прогнозирование расходной и доходной части бюджета

Р1, Р2... - объем расходов текущего финансового года

3. Плановый метод:

- установление объема бюджетного ассигнования в соответствии с показателями, указанными в нормативном правовом акте (долгосрочной целевой программе, договоре) исполнительного органа власти или главного распорядителя бюджетных средств, предусматривающих осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.

4. Программно-целевой метод заключается в планировании расходов в рамках утвержденных долгосрочных целевых программ, которые принимаются для решения определенных экономических и социальных задач.

Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.

Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т.д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.


8.3 Бюджетные сметы расходов


На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов.

В смете бюджетного учреждения отражаются:

1. реквизиты учреждения;

2. свод расходов — фонд заработной платы, материальные затраты, фонд производственного и социального развития, фонд материального поощрения, другие фонды;

3. свод доходов — финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления;

4. производственные показатели учреждения;

5. расчеты и обоснования расходов и доходов.

Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.

Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:

• обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;

• анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

• контроль за эффективным и экономным расходованием средств.

В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание этих учреждений.


8.4 Планирование бюджетных расходов на основе нормативов финансовых затрат


Исходя из:

• методологической возможности нормирования финансовых ресурсов,

• а также учитывая возможность алогиртмизации сферы социального обслуживания,

• необходимость поиска путей повышения эффективности использования бюджетного финансирования создаются предпосылки формирования специального инструмента планирования — норматива финансовых затрат.

В одной из первых работ в области финансового нормирования в социальной сфере базой расчета по операционным расходам для основного круга учреждений и мероприятий служат 2 показателя:

• среднегодовой контингент учащихся, детей в дошкольных учреждениях и т.п.,

• или среднегодовая сеть учреждений (клубов, больниц, научных институтов и т.п.);

Поясняя понятие «норма затрат» применительно к сфере просвещения, далее отмечается: нормы расходов преимущественно включают в себя следующие статьи:

А) заработная плата со всеми видами начислений

Б) административно-хозяйственные расходы

В) расходы по текущему пополнению инвентаря и оборудования

Г) специальные операционные расходы (питание, медикаменты)

Д) расходы по материальному обеспечению учащихся в учебных заведениях (стипендии и проч.)

В нормы расходов не включаются такие затраты, как капитальный ремонт, оборудование новой сети и т.п. Эти расходы учитываются самостоятельно и включаются в финансовый план отдельных статей.

Нормы расходов исчисляются путем установления суммы затрат, падающей на каждый из перечисленных выше видов расходов на единицу измерения. Исходя из затрат, падающих на одно классное помещение или школу в целом, устанавливаются административно-хозяйственные и учебные расходы, а также расходы по текущему наполнению школ оборудованием и инвентарем на одного ученика.

Перемножение полученной нормы расходов на одного ученика на среднегодовой контингент дает сумму операционных расходов по данной школе или группе аналогичных школ”.

Характеристика финансовых норм и нормативов.

Применительно к бюджету, нормирование — это не только метод планирования расходов бюджета, но и метод эффективного воздействия на них.

• При помощи норм достигается одинаковый уровень удовлетворения одних и тех же нужд однотипных учреждений.

• При рассмотрении отдельных смет единые нормы, заложенные в их основы, облегчают анализ и качественную оценку предусмотренных в них расходов;

• при изменении суммы расходов для сбалансированности бюджета нормы служат критерием передела изменений и гарантируют соблюдение минимума бюджетных ассигнований.

Вместе с тем, под нормативами финансовых затрат не следует понимать расчетные суммы возможного финансирования, как справедливо отмечают некоторые авторы.

Используем следующую классификацию норм расходов:

• По времени действия (годовые, месячные, дневные, разовые)

• По форме выражения (натуральные и денежные)

• По характеру обязательного применения (директивные, расчетные)

• По методам разработки (простые, комбинированные, групповые)

• По сфере применения (индивидуальные, отраслевые)

Следовательно, нормативы финансовых затрат, будучи только строго денежными показателям, в остальном могут иметь различные характеристики.

Практический опыт показывает, что устаревшие бюджетные нормы снижают качество бюджетного планирования и что процесс устаревания нормативов неравномерен. Одни нормативы затрат могут отражать реальный уровень потребности в средствах на протяжении трех и более лет (например, нормы расходов на повышение квалификации персонала социальных учреждений), другие требуют чуть ли не ежегодного пересмотра (индексация заработной платы или коммунальных расходов).

На базе рассчитанных социально-финансовых нормативов должна определяться нижняя граница затрат, которые могут быть произведены в субъектах Федерации и в муниципальных образования из их бюджетов. Таким образом, регион будет определять гарантированный минимум средств, который может быть выделен на содержание и развитие социальной сферы.

Такой подход позволяет говорить о совмещении двух самостоятельных понятий — норматива финансовых затрат и показателя среднедушевой бюджетной обеспеченности.

Это совмещение недопустимо, поскольку у каждого понятия существуют собственные функции и социально-экономическое содержание.

Так, в ст. 172 БК РФ нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности упоминаются как самостоятельные показатели, необходимые для составления проектов бюджетов.

Ст. 177 п.3 требует использования нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при расчете финансирования государственного заказа, выполняемого государственными, унитарными предприятиями или другими юридическими лицами.

В то же время, в ст. 6 минимальная бюджетная обеспеченность определяется как минимально допустимая стоимость государственных или муниципальньх услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Специалисты вводят понятие норматива социальных финансовых затрат, определяя его согласно БК РФ. В самом БК нормативы финансовых затрат упоминаются в ст. 65 в ряду оснований для формирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Но формулируются они как нормативы финансовых затрат в расчете на одну государственную или муниципальную услугу. Очевидно, что рассчитать норматив на услугу в целом, тем более на государственную или даже муниципальную, не представляется возможным, так как государственной услугой можно считать начальное или среднее образование или медицинскую помощь. Речь скорее должна идти о нормативе финансовых затрат в расчете на единицу данных услуг.


8.5 Планирование расходов бюджета субъекта федерации


Более подробно остановимся на методике, применяемой при планировании расходов областного бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов у нас на уровне Нижегородской области.

Приказом министерства финансов Нижегородской области от 28.04.08 г. № 23 утверждены Методические рекомендации по формированию областного бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

Данные методические рекомендации используются:

• субъектами бюджетного планирования при формировании заявок по расходам на 2009-2011 годы, в частности главными распорядителями бюджетных средств, которые получают бюджетные средства и распределяют их между подведомственными учреждениями;

• министерством финансов области при расчете прогнозных предельных объемов бюджетных ассигнований.

Организационная схема работы по формированию областного бюджета следующая:

• до 30 мая 2008 года все ГРБС представляют в министерство финансов заявки по расходам;

• представленные заявки анализируются минфином области на вопрос обоснованности расходов, используя расчеты прогнозных предельных объемов бюджетных ассигнований, которые произведены минфином согласно методике.

• затем проводятся согласования сумм расходов, включенных в проект закона НО «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов»

• при возникающих разногласиях вопрос выноситься на обсуждение Бюджетной комиссией

Формирование расходов областного бюджета осуществляется:

1. в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно осуществляться за счет средств областного бюджета раздельно по действующим и принимаемым обязательствам:

• под бюджетом действующих обязательств понимается объем расходов, необходимых для исполнения расходных обязательств в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Расходное обязательство считается действующим, если нормативные правовые акты вступили в силу на момент начала планирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.