Рефераты. Перспективы и дальнейшее совершенствование налога на имущество

Учитывая неоднозначную практику исчисления налоговыми органами суммы налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности налогоплательщика, считаем целесообразным вышеизложенный порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц применять с 1 января 2008 г. При этом перерасчеты налоговых обязательств за прошлые налоговые периоды не производятся.

Кроме того, законодателем с 1 января 2010 года решена проблема определения суммы налога на имущество, которое находится в общей собственности. Теперь доля в праве общей собственности на жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения признается отдельным объектом налогообложения.

Стоимость доли меньше, чем стоимость целого объекта недвижимости, и, соответственно, должна облагаться по меньшей налоговой ставке.

Что касается собственно налоговых ставок, то, поскольку налог на имущество физических лиц является местным налогом, ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Ставки налога устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в пределах, представленных в таблице 1.


Таблица 1

Пределы ставок налога на имущество физических лиц

Стоимость имущества

Ставки налога

До 300 тыс. руб.

До 0.1%

От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

От 0.1 до 0.3%

Свыше 500 тыс. руб.

От 0.3 до 2.0%


Конкретные ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Так, ставки налога на имущество физических лиц по г. Йошкар-Ола установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в следующих размерах (таблица 2).


Таблица 2

Ставка налога на имущество физических лиц по г. Йошкар-Ола

Стоимость имущества

Ставка налога

До 300 тыс. рублей

0,1%

От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей

0,2%

Свыше 500 тыс. рублей

0,3%


Как видно из представленных данных, ставка налога на имущество физических лиц в Марий Эл установлена не на самом высоком уровне, который позволен федеральным законодательством, что является положительным моментом, так как уровень жизни граждан в Марий Эл не очень высокий и платить большие налоги многие собственники имущества не в состоянии.

Налоги зачисляются в местный бюджет по местонахождению (регистрации) объекта налогообложения.

Таким образом, несомненно, что определенную сложность вызывает практическое применение порядка и правил налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимо учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения. При этом произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводит налогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.

А тот факт, что число налоговых агентов и индивидуальных предпринимателей, нарушающих налоговое законодательство не уменьшается, говорит о том, что налоговым органам следует усилить и совершенствовать контроль за соблюдением законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет. Это должно являться главной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации в целом, и по Республике Марий Эл, в частности.

Надо отметить, что налоговые органы Республики уделяют большое внимание разъяснительной работе по поводу вопросов налогообложения имущества. Так, на Интернет-ресурсе УФНС по РМЭ приведены примеры разъяснений по налогам на имущество организаций (Приложение 2) и физически лиц (Приложение 3), а также публикуются ответы на вопросы граждан по теме налогов на имущество (пример ответа приведен в Приложении 4).

 

2.2 Анализ поступления налогов на имущество


Основным региональным документом, регламентирующим налоговые отношения, является Закон РМЭ "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл".

В ст.13. этого Закона сказано, что доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, а также пени и штрафы. Таким образом, к налоговым доходам относится такой региональный налог, как налог на имущество организаций, и один из видов местного налога - налог на имущество физических лиц.

В рамках мероприятий по увеличению поступлений доходов в бюджетную систему Республики Марий Эл и в целях проведения единой налоговой политики на территории Республики Марий Эл следует рассматривать разработку и внедрение органами местного самоуправления на основе методологической базы основных направлений Программы реформирования государственных и муниципальных финансов Республики Марий Эл:

процедуры анализа результатов исполнения плательщиками обязанностей уплачивать законно установленные налоги, сборы и платежи во все уровни бюджетов;

мероприятий по обеспечению экономического эффекта предоставляемых органами местного самоуправления дополнительных налоговых льгот.

В полной мере все сказанное относится и к налогам на имущество.

Приведем данные о поступлении налогов на имущество по уровням бюджетной системы Республики Марий Эл за 2007-09 гг. в разрезе основных видов налогов (таблица 3).


Таблица 3

Динамика налоговой базы и структуры начислений по налогу на имущество организаций по г. Йошкар-Ола за 2007-09 гг.

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Темп роста 2009 к 2007,%

1. Налоговая база

13704922

16953460

19749557

144,1

2. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет

301278

372977

434234

144,1

3. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот - всего, в том числе:

186583

298673

307827

165,0

 - по льготам, установленным ст.381 НК РФ, по льготам, предоставляемым в соответствии со ст.7 НК РФ международными договорами Российской Федерации и в соответствии с п.7 ст.346.35 НК РФ инвесторам по СРП

89091

96551

106313

119,3

 - по льготам, установленным в соответствии с п.2 ст.372 НК РФ органами законодательной власти субъектов РФ

97492

202122

201514

206,7

В качестве информационной базы анализа статистики о начислении и поступлении налогов на имущество организаций в бюджетную систему РМЭ служит форма статистической отчетности №5-НИО "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций" ИФНС по г. Йошкар-Ола (Приложение 5).

Как видно из данных таблицы, за анализируемый период произошел значительный рост всей налогооблагаемой базы и, соответственно, налоговых поступлений от налога на имущество организаций - на 44,1%. При этом сумма уплаченных налогов возросла на 132956 тыс. руб.

В то же время сумма налоговых льгот также значительно увеличилась, причем ее рост произошел более быстрыми темпами, чем рост суммы налогов - на 65,0% или на 121244 тыс. руб. Это очень значительная сумма, составляющая боле 70% от суммы налога, исчисленного к уплате (рис.1).

В связи с этим перед налоговыми службами г. Йошкар-Ола стоит задача по проверке правильности исчисления предоставленных хозяйствующим субъектам налоговых льгот и выявлению недобросовестных плательщиков.


Рис.1. Динамика формирования и поступления налога на имущество организаций за 2007-09 гг.

Проанализируем поступление по видам налога на имущество в консолидированный бюджет РМЭ за 2007-2009 гг. (таблица 4).

Как видно из данной таблицы, консолидированный бюджет Марий Эл по доходам за 2007 исполнен в сумме 6736 млн. руб., в 2008 году - в сумме 8208 млн. руб., а в 2009 году - в сумме 7515 млн. руб., что составило 111,6% по отношению к 2007 году.


Таблица 4

Динамика поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет РМЭ (по основным видам налогов) за 2007-09 гг.

Виды налогов

Поступило в консолидированный бюджет РМЭ

2007

2008

2009

Темп роста 2009 к 2007 (%)

Тыс. руб.

Удел. вес (%)

Тыс. руб.

Удел. вес (%)

Тыс. руб.

Удел. вес (%)

Всего налоговых доходов

6736250

100

8208764

100

7515137

100

111,6

в том числе:








Налог на прибыль, доходы

в том числе

4581472

68,0

5686723

69,3

5313549

70,7

116,0

 - налог на прибыль организаций

1457680

21,6

1699108

20,7

1215421

16,2

83,4

 - налог на доходы физических лиц

3123792

46,4

3987615

48,6

4098128

54,5

131,2

Налоги на товары (акцизы)

в том числе

488349

7,2

476800

5,8

386842

5,1

79,2

 - акцизы на алкогольную продукцию

412322

6,1

365691

4,5

304065

4,0

73,7

Налог на имущество

в том числе

1160385

17,2

1393411

17,0

1242790

16,5

107,1

 - налог на имущество физ. лиц

21198

0,3

22545

0,3

29754

0,4

140,4

 - налог на имущество организаций

647384

9,6

757906

9,2

840342

11,2

129,8

 - транспортный налог

209528

3,1

254279

3,1

167491

2,2

79,9

 - налог на игорный бизнес

192260

2,9

262588

3,2

104799

1,4

54,5

 - земельный налог

90015

1,3

96093

1,2

100404

1,3

111,5

Налог за пользование природными ресурсами

6296

0,1

8745

0,1

7358

0,1

116,9

Госпошлина

13385

0,2

15229

0,2

22104

0,3

165,1

В счет погашения задолженности

28560

0,4

33956

0,4

13935

0,2

48,8

Прочие налоговые поступления

457803

6,8

593900

7,2

528559

7,0

115,5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.