Рефераты. Перспективы и дальнейшее совершенствование налога на имущество

Также видно, что наибольше количество поступлений за анализируемый период в разрезе основных видов налогов можно отметить: по налогу на доходы физических лиц; по налогу на прибыль; по налогу на имущество; по акцизам.

При этом доля налога на имущество в общей сумме поступивших налогов представляется весьма значительной - от 16,5 до 17,2%, т.е. практически 1/6 часть всего бюджета РМЭ (рис.2).


Рис.2. Доли отдельных видов налогов в составе консолидированного бюджета Республики Марий Эл (2009 год)


Если сравнить поступления в 2009 году с налоговыми сборами предыдущих периодов, то будет видно, что по налогу на имущество темпы роста составили 107,1% (1242 млн. руб. в 2009 году, что на 82405 млн. руб. больше, чем в 2007 году).

Также видно, что значительный рост произошел по налогу на имущество физических лиц - на 140,48% или 8,5 млн. рублей, наибольшая доля которых приходится на задолженность физических лиц. Рост налога на имущество организаций шел меньшими темпами - в 2009 году по сравнению с 2007 годом он увеличился на 192 млн. руб., или на 29,8%.

Далее проанализируем поступление налогов на имущество физических лиц в бюджет г. Йошкар-Ола. В качестве информационной базы анализа статистики о начислении и поступлении налогов на имущество физических лиц служит форма статистической отчетности №5-МН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам" ИФНС по г. Йошкар-Ола, "Раздел III. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество физических лиц" (Приложение 6). Сводные показатели приведены в таблице 5.


Таблица 5

Динамика налоговой базы и структуры начислений по налогу на имущество физических лиц по МО г. Йошкар-Ола

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Темп роста 2009 к 2007,%

1. Количество строений, помещений и сооружений, учтенных в базе данных налоговых органов - всего,

единиц.

83652

82384

86734

103,7

в том числе объектов жилищного фонда

76800

78799

81504

106,1

2. Количество строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым налог предъявлен к уплате в бюджет - всего, единиц.

48371

82384

68632

141,9

в том числе объектов жилищного фонда

47297

78799

68102

144,0

3. Общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым налог предъявлен к уплате в бюджет - всего

5535302

7586619

9342632

168,8

в том числе объектов жилищного фонда

5324794

7155742

8340754

156,6

4. Сумма налога, предъявленная к уплате - всего

5433

9763

13527

249,0

в том числе по объектам жилищного фонда

4959

8639

11098

223,8

5. Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог, единиц - всего

113443

127 492

135058

119,1

в том числе собственников объектов жилищного фонда

112957

126314

133228

117,9

6. Количество налогоплательщиков, которым не производилось предъявление налога к уплате в связи с предоставлением налоговых льгот и освобождением от уплаты налога, единиц

41803

44912

46030

110,1

7. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по налогу

3172

5478

6476

204,2


Таким образом, в бюджет г. Йошкар-Ола, в который полностью поступает налог на имущество физических лиц, в 2009 году поступило от собственников квартир, домов, дач, гаражей и иной расположенной в административных границах города недвижимости на 8094 тыс. руб. больше, чем за 2007 год - всего 13527 тыс. руб., или на 149,0%. В прошлом году доходы от этого налога составили 9763 тыс. руб.

Такой рост объясняется введением в 2008 году повышающего коэффициента в 9,1% к балансовой стоимости имущества, с которого исчисляется налог, а также увеличением количества объектов налогообложения - вводом нового жилья, домов и т.д.

Однако, несмотря на такой рост, как считают в налоговой инспекции, доходы от взимания налога на имущество граждан не покрывают даже расходов фискального ведомства на его администрирование (ведение баз данных, печать и рассылку уведомлений, учет поступлений, разбор жалоб, подачу исков и пр.). И это большой недостаток современной налоговой системы.

Таким образом, в ходе выполнения данной работы, был сделан вывод о том, что в местных бюджетах Республики Марий Эл всех уровней налоги на имущество играют очень важную роль, так как их доля составляет не менее 1/6 части всех налоговых поступлений.

При этом, несмотря на то, что в Законе РФ "Об основах налоговой системы в РФ" местным налогам отведено значительное место, действующую систему местных налогов нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям. Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. Так, если по федеральным налогам приняты отдельные законы, изданы подробные инструкции Госналогслужбы РФ и иной методический материал, то по местным налогам существуют положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, которые местными органами власти не всегда берутся во внимание. В связи с чем положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеют массу недочетов.

Но в целом местные налоги и сборы заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти. Они гарантируют финансовую поддержку при реализации таких важных для территорий социальных решений, как организация свободной торговли, благоустройство территорий, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и т.д. Поэтому таким видам налогов должно уделяться повышенное внимание.


3. Оценка перспектив и дальнейшего развития налога на имущество


Ежегодно совокупность налогов на имущество приносит в консолидированный бюджет Российской Федерации около 4-6% налоговых доходов, причем в некоторых субъектах Российской Федерации (как, например, в Республике Марий Эл) доля этих налогов составляет свыше 13%. Уменьшение доли имущественных налогов в общей сумме налоговых платежей (с 9 до 4% за последние 6 лет) связано с двумя основными причинами:

возрастанием роли других налогов (например, налог на добычу полезных ископаемых);

применением в качестве налоговой базы по налогу на имущество балансовой стоимости основных средств, которое приводит к снижению размера налоговой базы по налогу, вследствие отмены проведения обязательной (по постановлениям Правительства Российской Федерации) переоценки основных средств организаций.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. также, несомненно, играет отрицательную роль. Поэтому налогообложение имущества должно совершенствоваться и перестраиваться в целях сокращения степени перераспределения национального дохода через систему налогообложения.

К тому же действующая в России налоговая система вдобавок к чистому налоговому бремени порождает огромные дополнительные издержки. Объем нормативной документации, регулирующей учет, просто необъятен.

Налоговый кодекс РФ первоначально должен был стать законом прямого действия и заменить собой весь этот комплекс законов и нормативных документов. Однако этого не произошло. Разработка и прочтение нормативной документации, обработка огромных массивов отчетности, проведение проверок, обеспечение деятельности налоговых органов и т.д. пожирает громадное количество рабочего времени, бюджетных денег и других ресурсов.

Выход из сложившейся ситуации состоит в радикальном упрощении налоговой системы. Система налогового учета и отчетности должна быть очень простой и понятной, чтобы для выполнения требований законодательства не требовалось специального образования и значительных затрат времени и сил.

Что касается конкретно темы нашей работы, то на сегодняшний день схема определения порядка оплаты налога на имущество включает в себя следующие элементы: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка и срок уплаты. В настоящее время база налога на имущество, как верно указывает Б.Х. Алиев, скорректирована таким образом, чтобы вывести из налогообложения товарные запасы, готовую продукцию и другие части актива баланса организации, а объектом обложения данным налогом является непосредственно амортизируемое имущество, учитываемое на балансе организации по его остаточной стоимости [165, с.275].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.