Рефераты. Пенсионная система Российской Федерации и пути ее дальнейшего совершенствования

В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ежемесячной выплаты по нескольким основаниям, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, который предусматривает более высокий размер. Исключение составляют граждане, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы - им ежемесячная денежная выплата может устанавливаться одновременно и по другому основанию. Вышеперечисленным гражданам в прежнем порядке, то есть в натуральном виде, будут предоставляться льготы по жилищно-коммунальным услугам, лекарственному обеспечению, санаторно-курортному лечению, проезду пригородным транспортом, а также междугородным транспортом к месту лечения и обратно.


Чтобы изменить отношение работодателей и застрахованных граждан к уплате налогов и взносов в пенсионную систему потребуется не один год. Сегодня территориальные отделения Пенсионного фонда оказывают помощь застрахованным лицам в восстановлении их пенсионных прав. Застрахованные лица могут обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту жительства по поводу не уплаты страхователем страховых взносов и (или) не представлении индивидуальных сведений, где работники Пенсионного фонда проводят консультирования: разъясняют право застрахованного лица на обращения в суд на неправомерное бездействие страхователя и оказывают содействие в защите пенсионных прав. Каждый сам кузнец своей будущей пенсии, и ежегодный учет и контроль за тем, как она копится в интересах, прежде всего самого человека.


1.4 Инвестирование накопительной части трудовой пенсии


Система государственного пенсионного обеспечения гарантирует всем трудящимся россиянам пенсию. Накопительная часть пенсии открывает гражданам новые возможности - позволяет непосредственным образом влиять на величину будущей пенсии. У граждан появляется возможность увеличения будущей пенсии за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений через управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в инструменты финансового рынка. Приносящие процентный доход (облигации) или растущие в цене (акции). Законодательство предоставляет каждому гражданину право самостоятельно определить управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд (НПФ), который будет инвестировать его пенсионные накопления.

В 2003 году каждому гражданину предлагается альтернатива:

-                     доверить управление средствами своих пенсионных накоплений одной из негосударственных управляющих компаний, отобранных по конкурсу Министерством Финансов РФ;

-                     доверить управление средствами своих пенсионных накоплений государственный управляющей компании, которой назначен Внешэкономбанк;

А с 2004 года появилась возможность перевести средства своих пенсионных накоплений из ПФР в НПФ, осуществляющий обязательное пенсионное страхование (см. приложение Е). Перевод средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ, означает передачу всех функций ведения специальной части индивидуального лицевого счета гражданина в НПФ. Так как по закону НПФ не имеет права самостоятельно управлять средствами пенсионных накоплений, эту работу будет выполнять Управляющая компания, выбранная самим НПФ.

Итак, средства пенсионных накоплений граждан:

-                     могут остаться в ПФР, и управление ими, в зависимости от выбора гражданина может осуществляться государственной, либо негосударственной управляющей компанией. В этом случае накопительную часть пенсии будет рассчитывать, и выплачивать ПФР.

-                     могут быть переданы в НПФ, при этом управление ими будет осуществляться негосударственной управляющей компанией, выбранной НПФ. В этом случае накопительную часть пенсии будет рассчитывать, и выплачивать НПФ.

Застрахованным лицам к выбору управляющей компании или НПФ необходимо отнестись со всей ответственностью, так как размер будущей пенсии будет во многом определяться качеством работы организации, которой будет доверено управление накопительными средствами или ведение специальной части индивидуального лицевого счета.

Управляющая компания имеет право вкладывать средства пенсионных накоплений в финансовые инструменты, состав и структура которых определены законодательством. При этом управляющие компании и НПФ имеют различный состав финансовых инструментов.

 

Таблица 1.2 – Основные различия при выборе управляющей компании и негосударственного пенсионного фонда

Отличительные признаки

При выборе управляющей компании

При переходе в НПФ

Кто собственник средств накопительной части

трудовой пенсии

Собственником является государство

Собственником является НПФ

Выплата накопительной части трудовой пенсии

Выплата осуществляется через ПФР

Выплата осуществляется через НПФ

Управление средствами накопительной части

Инвестирование средств самой управляющей компанией

Передача средств для инвестирования одной или нескольким управляющим компаниям

Гарантии сохранности средств накопительной части

Ответственность несет государство

Ответственность несет НПФ


Законодательные ограничения для государственной управляющей компании призваны обеспечить максимальную надежность инвестирования средств пенсионных накоплений. Однако это отражается и на доходности таких инвестиций. Практика показывает, что за счет инвестирования средств в инструменты доступные только частным управляющим компаниям и НПФ (акции и облигации российских компаний), доходность инвестирования средств пенсионных накоплений может быть существенно увеличена, при незначительном повышении риска.

К инвестированию пенсионных денег предъявляются высокие требования. Самим фондам разрешается вкладывать резервы только в государственные ценные бумаги и банковские депозиты. Поскольку пенсионные резервы представляют собой совокупность средств, образующихся из сумм уплаченного за весь страховой период обязательных страховых взносов и начисленного инвестиционного дохода, важнейшим вопросом является их правильное использование. Целью инвестирования пенсионных резервов является обеспечение прав граждан на сохранность покупательной способности пенсионных накоплений на момент получения пенсии. Поэтому формируемые активы должны быть в достаточной степени ликвидны и защищены. Кроме того, со стороны государства должно быть уделено особое внимание контролю и надзору за деятельностью всех участников инвестиционного процесса, так как при введении накопительного элемента важнейшей задачей является создание надежной системы управления всем инвестиционным процессом, включающий: управление средствами, обеспечение сохранности и контроль за их использованием.

Инвестирование пенсионных резервов должно обеспечить максимальную прозрачность и подконтрольность финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность. Эффективность инвестиционной деятельности при размещении средств пенсионных накоплений определяется двумя факторами: увеличением размера пенсионных резервов путем получения процентов дивидендов, роста рыночной стоимости ценных бумаг и т.д., и увеличении реального наполнения пенсий, т.е. покупательной способности денег на момент выплат в сравнении с моментом времен, когда производились пенсионные взносы.

В ближайшей перспективе пенсионный резерв будет только увеличиваться. Поскольку в данный период не будет производиться плановых пенсионных выплат, за исключением выплат наследникам умерших застрахованных лиц. Кроме того, полученный в результате инвестирования доход не может изыматься из объема инвестиционного резерва. Довольно большой срок до момента начала выплат накопительной части трудовой пенсии позволяет инвестировать их в достаточно долгосрочные инструменты, что в свою очередь серьезно скажется на динамике развития экономики страны, т.к. значительно увеличится рост капитальных инвестиций, а это стимулирует развитие финансового рынка.

Начало выплат накопительной составляющей трудовой пенсии, также существенно повлияет на инвестиционную стратегию. По прошествии периода первоначального накопления и возникающей периодической потребностью в ликвидации активов для обеспечения пенсионных выплат, инвестиционная стратегия должна быть несколько пересмотрена с точки зрения достаточной степени ликвидности и защищенности. Поскольку при инвестировании средств пенсионных накоплений возникают две противоположные задачи: с одной стороны, обеспечение доходности вложений с другой - минимизация рисков, для успешного решения этих задач инвестиционная политика должна строиться на принципах диверсификации инвестиционного портфеля, высокой ликвидности инвестиционных инструментов и установления жестких рамок на классы активов и лимита инвестирования.

Вместе с тем для ограничения влияния негативных факторов при размещении средств пенсионных накоплений, а также для получения оптимальной доходности необходимо регулировать инвестиционный процесс рыночными механизмами.


1.5 Негосударственное пенсионное обеспечение

 

Помимо трудовой пенсии, назначаемой в рамках обязательного пенсионного страхования, мы имеете возможность получать пенсию в рамках негосударственного (дополнительного) пенсионного обеспечения, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами.

Возникновение системы негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации обусловлено подписанием Президентом Российской Федерации 16 сентября 1993 года Указа № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах», согласно которому предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения, в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции, получили возможность учреждать негосударственные пенсионные фонды. Указом определялось, что негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения, взаимоотношения между негосударственными пенсионными фондами, вкладчиками и компаниями по управлению активами строятся на договорной основе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.