Рефераты. Пенсионная система Российской Федерации и пути ее дальнейшего совершенствования

В последней части дипломной работы, приведено описание основных различий между старой пенсионной системой и новой, выявлены негативные стороны проводимой пенсионной реформы и предложены пути ее дальнейшего совершенствования. Последняя часть будет значительна дополнена, после ответа на поставленный вопрос в начале моей дипломной работы - «Почему пенсии в России ниже, чем на Западе?»

Если говорить о причинах, по которым российские пенсии ниже зарубежных, то их всего три. Первая наиболее очевидная – зарплаты в России были и все еще остаются существенно ниже тех, которые выплачиваются за рубежом, особенно в экономически развитых странах Запада. И до той поры, пока среднестатистический россиянин будет получать зарплату около 6 тыс. рублей в месяц, ни о каком равенстве или хотя бы сопоставимости пенсий говорить не придется. Но это только наиболее очевидная из причин, и население воспринимает ее с пониманием и без протеста. Но вот вторая причина может вызвать недоумение и даже возражения. И вправду, кто из россиян согласится с утверждением, что наши соотечественники просто не дорабатывают необходимый стаж до приличной пенсии по сравнению со своими западными коллегами?! Но это, увы так.

Действительно, западники, начиная работать в 20-25 лет, на пенсию выходят в 65-67 (при установленном пенсионном возрасте для женщин в 60, а для мужчин – в 65). Иными словами, стаж в 40-45 лет там не редкость, а скорее, правило. А у нас до конца 2001 года минимальный стаж, дающий право на пенсию, составлял 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин – почти в два раза меньше, чем за рубежом. Конечно же, работая в два раза дольше, можно заработать много большую пенсию, тем более, что платежи идут с более высокой зарплаты.

К тому же в России неуклонно увеличивается число пенсионеров, выходящих на пенсию досрочно, на льготных условиях. Если в Советском Союзе, государстве более богатом и мощном, досрочно выходил каждый пятый, то в России в последние годы – каждый третий. А рост массы льготников создает дополнительную нагрузку на бюджет Пенсионного фонда и, как следствие, ведет к уменьшению размеров пенсий.

И, наконец, третья причина (которая тоже не вызовет энтузиазма у населения) – на Западе работник, как минимум, соучаствует в формировании своего пенсионного капитала. У нас же с 2001 года население по воле законодателей освобождено даже от символического участия в платежах. Но не нужно долго доказывать, что включение в доходы пенсионной системы дополнительных источников, в том числе и соплатежей населения, увеличит возможности увеличения пенсий.

Как могут быть решены указанные проблемы и созданы условия для повышения пенсий? Повышение легальных зарплат – это задача макроэкономики, а не пенсионной системы. Но перспектива удвоения валового внутреннего продукта (ВВП) и либерализация налогового климата создают хорошие условия и для роста зарплат, и для их выхода из тени. Причем в достаточно быстрые сроки.

Сложнее дело обстоит с увеличением страхового стажа. Снижение нагрузки, связанной со льготными пенсиями, невозможно без внедрения профессиональных пенсионных систем, а пока эта задача решается медленно. Повышение пенсионного возраста в России в обозримой перспективе не планируется в связи с непопулярностью этого решения. Правда, в новой пенсионной модели предусматривается возможность гибкого выхода на пенсию, продолжения работы и после достижения пенсионного возраста. Этот фактор уже влияет на выбор стратегии планирования жизни россиян-пенсионеров. Но все же не очень сильно – продолжает работать после достижения пенсионного возраста лишь каждый шестой российский пенсионер. На Западе же этот показатель существенно выше.

И, наконец, соучастие граждан в формировании своего пенсионного капитала. Законодатели сейчас рассматривают предложения, связанные с дополнительным добровольным страхованием, работающим в государственной системе пенсионного обеспечения. Такое соучастие в объеме 4 % от заработной платы, если данная норма войдет в законодательство, позволит существенно увеличить объем средств, направляемых на формирование пенсионного капитала, и, следовательно, на размер последующих пенсионных выплат.

Таким образом, пенсионная система России по своей конструкции все определеннее приближается к пенсионным системам экономически развитых стран. А это означает, что по мере развития экономики и роста ВВП будет повышаться и доля пенсионных выплат в нем. И, следовательно, пенсии россиян станут, наконец, сопоставимыми с пенсиями западных пенсионеров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                   Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (в редакции федеральных законов от 25.10.2001г. № 138-ФЗ и от 31.12.2002г. № 198-ФЗ)

2.                   Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

3.                   Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

4.                   Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

5.                   Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской федерации»

6.                   Федеральный закон от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ ««О внесении изменений в главу 24 части второй, налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации»

7.                   Федеральный закон от 29.05.2002 г. № 61-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2002 год»

8.                   Федеральный закон от 31.12.2002 г. № 197-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2003 год»

9.                   Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 168-ФЗ О внесении изменений в федеральный закон «О бюджете пенсионного фонда РФ на 2003 год»

10.              Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 175-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2004 год»

11.              Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»

12.              Постановление Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 № 556-I «О Временном положении о Пенсионном фонде РСФСР и Порядке уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР»

13.              Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-I «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»

14.              Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в РФ»

15.              Сборник законодательных и нормативно-правовых актов Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю, ООО «Амурбланкиздат» Хабаровск 2004

16.              Информационный бюллетень ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю по организации работы Управления персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами по выполнению задач 2003 года, (Выпуск №4. 2003)

17.              Информационный бюллетень ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю «Особенности работы с застрахованными лицами в 2004 году», (Выпуск № 12.2004), Хабаровск 2004

18.              Информационный бюллетень Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю «По проведению конвертации пенсионных прав» (Выпуск № 13.2004), Хабаровск 2004

19.              Информационный бюллетень Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю «Программа обязательного медицинского страхования неработающих пенсионеров на территории Хабаровского края»

20.              Расширенный пресс-релиз «О реализации программы обязательного медицинского страхования неработающих пенсионеров на территории Хабаровского края» (от 11.03.2004 г. к пресс-конференции управляющего ОПФР по Хабаровскому краю Звержеевой И.Г. и исполнительного директора ХКФОМС Халилова Н.Д.)

21.              Методические рекомендации о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Хабаровск 2002г.

22.              Газета Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю «Пенсионный консультант» № 1 (1) октябрь 2004г.

23.              Лекция №1 Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю о заочном обучении по теме «Пенсионная реформа: новые возможности инвестирования накопительной части трудовой пенсии»

24.              Журнал «Пенсия» № 8, август 2004 года

25.              Журнал «Пенсия» № 5, май 2004 года

26.              Журнал «Пенсионные фонды и инвестиции» № 4 (16) июль-август 2004 года

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.