Рефераты. Особенности работы органов муниципального самоуправления

4. В отношении муниципальных выборов законодательство устанавливает самый короткий срок избирательной кампании по сравнению с другими уровнями выборов: голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 90 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов (п. 7 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ).

5. При проведении муниципальных выборов возможно исключение из правила, согласно которому в случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка (п. 8 ст. 18 Федерального закона № 67-ФЗ).

6. Статус избирательной комиссии муниципального образования, как особого субъекта муниципального избирательного процесса, до некоторого времени мог определяться не только уставами муниципального образования, но и законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ). С 1 января 2005 г. с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ1 законы субъектов РФ исключаются из правовых актов, в которых может регулироваться статус избирательных комиссий муниципальных образований. Только уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица. Избирательная комиссия муниципального образования формируется из 5—11 членов с правом решающего голоса.

Вместе с тем федеральное законодательство сохраняет положение, закрепляющее полномочие законодателей субъектов Российской Федерации по определению числа членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления с правом решающего голоса.

7. При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей 5 тыс. избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ).

8. Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы местного самоуправления должен составлять не менее 20 дней (п. 9 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ).

При проведении выборов в представительные органы местного самоуправления муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей менее 10 тыс. сбор подписей в поддержку кандидатов может не проводиться, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок выдвижения кандидатов (п. 17 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Если ко дню голосования на выборах депутатов органов местного самоуправления в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему, либо если будет зарегистрирован только один список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного списка кандидатов, проводится голосование в одномандатном избирательном округе либо в едином избирательном округе по одной кандидатуре, если это предусмотрено законом субъекта РФ. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании (п. 32 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы местного самоуправления при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более 5 тыс. избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей (п. 2 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ).

9. Существуют особенности финансирования муниципальных выборов. Законом субъекта РФ может быть установлено, что на выборах в органы местного самоуправления при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более 5 тыс. избирателей) создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится (п. 1 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ). В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Законом субъекта Российской Федерации может быть также предусмотрено, что на выборах органов местного самоуправления сельских поселений перечисление средств избирательного фонда на специальный избирательный счет необязательно в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают три тысячи рублей.

10. На уровне муниципальных выборов законодательство допускает установление более мягких требований к защите избирательного бюллетеня. На выборах в представительные органы местного самоуправления по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает 5 тыс. человек, бюллетени могут изготовляться без использования цветной бумаги или специальной краски или нанесения типографским способом цветного фона, без нанесения на бланк бюллетеня типографским способом надписи микрошрифтом или защитной сетки (п. 3 ст. 63 Федерального закона № 67-ФЗ).

При проведении выборов в органы местного самоуправления, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования — за 15—4 дня до дня голосования или участковой комиссии — не ранее чем за три дня до дня голосования (п. 2 ст. 65 Федерального закона № 67-ФЗ).

Федеральное законодательство предоставляет законодателю субъекта РФ право устанавливать нормы о неприменении минимального процента от числа избирателей для признания выборов несостоявшимися: законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что минимальный процент от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов местного самоуправления состоявшимися не устанавливается (п. 2 ст. 70 Федерального закона № 67-ФЗ).


2.4 Правотворческая инициатива граждан. Взаимодействие граждан с органами местного самоуправления


Под правотворческой инициативой граждан понимается официальное внесение в органы местного самоуправления проекта правового акта по вопросам местного значения группой граждан в порядке установленном уставом муниципального образования. Субъектом этой инициативы выступает группа граждан, обладающих избирательным правом. Она может быть сформирована на собрании граждан по месту жительства, сходе граждан и во время проведения общественно-политических акций[15].

Минимальная численность инициативной группы определяется уставом МО. Однако она не может превышать 3% общего числа жителей МО, обладающих избирательным правом по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления. В зависимости от численности населения муниципального образования в ее состав обычно входят 10—20 человек.

Уставы муниципальных образований подробно регламентируют порядок регистрации правотворческой инициативы граждан. В соответствии с их предписаниями инициативная группа граждан регистрирует правотворческую инициативу в представительном органе местного самоуправления. Для этого требуется представить по месту регистрации петицию граждан, проект правового акта с обоснованием необходимости его принятия и список членов инициативной группы с указанием паспортных данных. Прием документов и их регистрация оформляются протокольным решением, дата принятия которого и считается датой регистрации правотворческой инициативы граждан.

На основании протокольного решения представителям инициативной группы выдается официальный образец подписного листа. При сборе подписей в поддержку правотворческой инициативы граждан требуется строго придерживаться всех его реквизитов. В противном случае подписи жителей муниципального образования могут быть признаны недействительными.

Уставы МО определяют минимальное количество подписей, необходимых для поддержки правотворческой инициативы граждан. Правовой нормой устанавливается или фиксированное количество подписей в поддержку инициативы, или в процентном отношении от числа избирателей муниципального образования.

Оригиналы подписных листов с окончательным текстом петиции и проектом муниципального правового акта вносятся инициативной группой на имя председателя представительного органа местного самоуправления. Правильность оформления подписных листов и достоверность подписей граждан проверяет муниципальная избирательная комиссия. Но иногда для выполнения этой работы представительный орган местного самоуправления создает специальную комиссию.

Решение о внесении муниципального правового акта в порядке правотворческой инициативы граждан на рассмотрение представительного органа местного самоуправления принимается в присутствии полномочных представителей инициативной группы на его заседании. Без предварительного согласования с различными службами проект муниципального правового акта включается в повестку дня заседания представительного органа местного самоуправления, а также направляется главе муниципального образования.

Отказ в принятии муниципального правового акта к рассмотрению возможен в случае, когда его положения противоречат Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, уставу муниципального образования. Выявленные противоречия должны быть удостоверены заключением (актом) правовой экспертизы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.