Рефераты. Особенности работы органов муниципального самоуправления

3-я стадия. Проведение местного референдума. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Референдум признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Законом субъекта РФ не могут устанавливаться дополнительные основания признания референдума несостоявшимся.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

4-я стадия. Реализация решения местного референдума. Решение, принятое на местном референдуме:

■ действует на всей территории соответствующего муниципального образования;

■ подлежит регистрации соответственно в органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня;

■ может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке.

В случае принятия на местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

Отмена судом решения, принятого на местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:

■ нарушение установленного Федеральным законом № 67-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования порядка проведения местного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;

■ несоответствие закона субъекта РФ, устава муниципального образования, на основании которых проводился местный референдум, Конституции РФ, федеральному закону, закону субъекта РФ, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность выявить действительную волю участников референдума;

■ несоответствие решения, принятого местном референдуме, Конституции РФ, федеральному закону, а также закону субъекта РФ.

Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.

Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание закона, иного нормативного правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного закона, нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом МО.


2.3 Муниципальные выборы


Муниципальные выборы, являясь одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, выполняют функцию легитимизации публичной власти на уровне, максимально приближенном к гражданам. Зачастую они являются единственным каналом влияния населения на муниципальную власть[12]. В настоящее время законодательство о выборах в части регулирования муниципальных выборов интенсивно обновляется. При сравнении правовых норм, относящихся к регулированию муниципальных выборов, по Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ и норм нового федерального законодательства обнаруживаются следующие существенные изменения.

1. Центр тяжести правового регулирования муниципальных выборов перенесен из регионального законодательства в федеральное законодательство. В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона № 154-ФЗ порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации. В новом Законе 2003 г. № 131-ФЗ правотворческие полномочия региональных законодателей сужены: гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

2. Впервые на уровне федерального законодательства определен единственный субъект назначения выборов — представительный орган местного самоуправления. В связи с этим необходимо учитывать положение п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, согласно которому муниципальные выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо[13]. Несмотря на то обстоятельство, что признак «придания полномочий» прежде всего предполагает действия по применению закона, а не по регулированию применительно к уровню муниципальных выборов, федеральный закон не оставил альтернативы в выборе данного «уполномоченного органа»: с 1 января 2006 г. таковым должен считаться исключительно представительный орган местного самоуправления, «уполномоченный» законом.

Таким образом, исключается практика назначения, например, выборов представительных органов местного самоуправления главой муниципального образования.

3. Федеральный законодатель делает акцент на необходимости официального опубликования (обнародования) итогов муниципальных выборов. Следует отметить, что технико-юридическое оформление данного акцента, сделанного в ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ, не согласуется с положениями статьи 72 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которой опубликованию и обнародованию подлежат не итоги выборов, а итоги голосования и результаты выборов.

4. Федеральное законодательство о выборах упрощает ряд избирательных процедур при проведении выборов в органы местного самоуправления: сделано это в целях обеспечения эффективной реализации прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в условиях, когда применение общих избирательных стандартов объективно невозможно или крайне затруднительно.

Важно отметить, что помимо Федерального закона № 67-ФЗ правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в ораны местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ, согласно п. 2 ст. 1 которого данный Закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Вместе с тем следует помнить, что согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона № 67-ФЗ федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить указанному Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат Федеральному закону № 67-ФЗ, применяются нормы Федерального закона № 67-ФЗ.

Правовое регулирование выборов, являющихся особой формой непосредственной демократии на уровне формирования органов местного самоуправления, имеет ряд особенностей, существенно отличающее его от федеральных или региональных выборов. Анализ действующего законодательства о выборах позволяет выделить следующие особенности правового регулирования подготовки и проведения муниципальных выборов.

1. Согласно ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

2. В отличие от выборов на федеральном и региональном уровне при проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является не только политическая партия, ее региональные отделения, но и иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано законодательно на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне (п, 25 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ). При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее года до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий — не позднее шести месяцев до дня голосования.

3. Электоральный корпус на муниципальных выборах при определенных условиях несколько больше, чем на выборах других уровней, поскольку в список избирателей могут быть включены иностранные граждане. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации (п. 10 ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ). В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ факт постоянного проживания иностранного гражданина подтверждается видом на жительство. Вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд туда[14]. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.