Из данных таблицы следует, что показатели рентабельности за отчетный период по сравнению с базисным значительно выросли, что подтверждает высокую эффективность деятельности акционерного общества. Особенно существенно увеличились показатели рентабельности производства, активов, собственного капитала, инвестиций и объема продаж.
Важным аспектом анализа рентабельности является оценка доходности объема продаж и расчет факторов, влияющих на ее состояние (влияние цены продукции и ее себестоимости).
Таблица 7. Расчет рентабельности объема продаж
Показатели
2004 год
2005 год
Отклонения (+, -)
1. Выручка от реализации товаров (объем продаж), тыс. руб.
70 626
102 072
+31 446
2. Себестоимость реализации товаров (включая коммерческие и управленческие расходы), тыс. руб.
57 220
80 199
-22 979
3. Прибыль от реализации товаров, тыс. руб.
13 406
21 873
+8467
4. Рентабельность объема продаж (стр. 3:стр. 1 * 100), %
23,3
27,3
+4,0
Расчет влияния изменения цены и себестоимости продукции определим методом цепных подстановок.
1. Расчет изменения рентабельности продаж за счет роста выручки от реализации (∆ВР):
,
где ВР0 и BP1 — выручка от реализации продукции в базисном и отчетном периодах;
С0 — себестоимость реализованной продукции в базисном периоде:
2. Расчет изменения рентабельности продаж за счет увеличения себестоимости реализации (∆C):
где С0 и С1 — себестоимость реализованной продукции в базисном и отчетном периодах.
3. Общее влияние двух факторов.
+20,6 - 16,6 = +4,0 %.
Полученные расчеты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности повысился на 4,0 % в основном за счет роста выручки от реализации продукции на 20,6 %, рост себестоимости реализованной продукции вызвал снижение уровня рентабельности на 16,6 %.
Оценивая результаты проведенного во второй главе анализа, необходимо отметить рост экономических и финансовых показателей деятельности исследуемого предприятия. Проведенный анализ свидетельствует о том, что работа предприятия в 2005 году направлена на повышение качества и снижение материальных и энергетических затрат выпускаемой продукции.
В связи с переходом к рынку коренным образом изменяются условия функционирования предприятий (организаций). Для того чтобы выжить, они должны проявлять инициативу, предприимчивость и бережливость. Залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость, эффективное (ориентированное на потребителя) производство. Успех дела также обеспечивает квалифицированное руководство, которое располагает полной информацией о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности организации и способно прогнозировать ее дальнейшее развитие. В связи с этим в коммерческих организациях особую роль выполняют подразделения, занимающиеся анализом и оценкой финансово-экономической деятельности.
Для оценки финансового состояния и разработки методов повышения эффективности деятельности предприятия необходимо проведение комплексного финансового анализа. Целью последнего является оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка развития его потенциала в будущем.
На исследуемом примере по данным ООО «Шанс» подтверждается необходимость проведения анализа финансовых результатов — инструмента обоснования управленческих решений, направленных на выявление путей дальнейшего экономического развития этой организации.
Организация была создана в 1999 г. Направление ее деятельности — осуществление строительных и монтажных работ различных видов объектов.
ООО «Шанс» было одной из первых коммерческих организаций в России, которая вышла на рынок строительно-монтажных работ, потеснив государственные предприятия.
Организация развивалась и увеличивала объемы производства вплоть до 2001 г., когда на российском рынке этой продукции появились новые конкурирующие организации. Они закупили современное оборудование, что позволило им значительно уменьшить издержки и снизить цены на выпускаемую продукцию (производимые работы). Но самое главное — они смогли предложить потребителям более широкий ассортимент продукции, а также наладить производство по пожеланию заказчика. ООО «Шанс» на своем оборудовании не могло встать на путь обновления ассортимента. Лишь старые связи с потребителями и поставщиками, а также всероссийская известность позволяли и ему пока оставаться на рынке.
В течение двух лет (2001 – 2004 гг.) руководство организации, констатируя изменение ситуации на рынке, тем не менее не предпринимало никаких шагов по реструктуризации. К сожалению, роль бухгалтерии сводилась к осуществлению учета хозяйственных операций и составлению бухгалтерской отчетности. Информация о снижении оборотов, увеличении дебиторской и кредиторской задолженности и других негативных факторах не воспринималась руководством всерьез. Финансовый анализ здесь не проводился, поскольку предприятие считалось лучшим в Ставропольском крае на протяжении трех лет.
Критичность ситуации руководство полностью осознало только в конце 2002 г. Тревожные данные бухгалтерской отчетности и снижение прибыли заставили его принять меры по оздоровлению деятельности предприятия. Однако все экстенсивные меры, а также агрессивная ценовая политика не принесли желаемых результатов. Руководство ООО «Шанс» пришло к выводу, что закрепиться на рынке можно, только расширив ассортимент продукции или использую в производстве высокотехнологичного оборудования.
Для решения этих задач необходимо было получить кредит для приобретения нового оборудования. Перед финансовыми службами была поставлена задача оценить реальное финансовое состояние и дать рекомендации по приобретению нового оборудования и расширению ассортимента продукции.
Объектами оценки финансового состояния стали:
- динамика и структура баланса;
- ликвидность баланса и ликвидность активов;
- финансовая устойчивость;
- рентабельность использования активов и производства продукции.
На основании изучения динамики и структуры баланса ООО «Шанс» были сделаны предварительные выводы о финансовом состоянии организации, которое за 2004 г. изменилось в лучшую сторону: увеличился собственный капитал и удельный вес денежных средств и краткосрочных финансовых вложений; уменьшилась кредиторская задолженность.
Анализ показателей ликвидности проводился по направлениям:
- анализ ликвидности баланса;
- анализ коэффициентов ликвидности;
- расчет и анализ изменения стоимости чистых активов.
Данные анализа ликвидности баланса представлены в таблице 8.
Таблица 8. Анализ ликвидности баланса
АКТИВ
На начало года
На конец года
Изменение (+,-) гр. 2-
- гр. 1
ПАССИВ
Изменение (+;-)
гр. 5- гр. 4
1. Наиболее ликвидные активы (А1)
2706
13434
+10728
1. Наиболее срочные обязательства (П1)
11852
19679
+7827
2. Быстрореализуемые активы (А2)
19907
24451
-4544
2. Краткосрочные обязательства (П2)
-
3. Медленно-реализуемые активы (A3)
4133
7708
+3575
3. Долгосрочные обязательства (П3)
1949
1611
-338
4. Труднореализуемые активы (А4)
104373
129820
+25447
4. Постоянные пассивы (П4)
117318
154123
+36805
Баланс
131119
175413
Как показывают представленные данные, баланс организации не является полностью ликвидным как на начало, так и на конец 2004 г., поскольку не соблюдается одно из четырех неравенств, согласно которому баланс считается ликвидным при условии если: А1 > П1; А2 > П2; A3 > П3; А4 < П4. В приведенном примере А1 < П1, т.е. наиболее ликвидные активы и на начало и на конец года во много раз не покрывают наиболее срочные обязательства Неравенство четвертое соблюдается, т.е. А4 < П4, что свидетельствует о превышении собственного капитала над труднореализуемыми активами, и даже остаются свободные собственные средства для пополнения оборотных активов. Здесь отражена положительная динамика, ибо уменьшается дефицит денежных средств, необходимых для погашения срочных обязательств.
Динамика коэффициентов ликвидности показана в таблице 9.
Таблица 9. Оценка характера изменений коэффициентов ликвидности
Отклонение (+,-)
Норматив
Оценка тенденции
1. Коэффициент текущей ликвидности
2,2
2,3
+0,1
1,0 – 2,0
Положительная
2. Коэффициент критической (промежуточной) ликвидности
1,9
0,5 - 1,0
3. Коэффициент абсолютной ликвидности
0,22
0,6
+0,42
0,2 - 0,4
4. Коэффициент срочной ликвидности
0,3
0,8
+0,5
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6